Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек Нового времени в европейской философии




Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отноше­ний, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия средневековья реша­ла проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную ос­нову и на этой почве пытается решить его проблемы. В проти­воположность учению об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропо­центризм. В философии этого периода Бог не отрицается пол­ностью. Но несмотря на пантеизм, философы делают своим знаменем не его, а человека. Вся философия оказывается про­никнутой пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит Потому, что он причастен всему земному и небесному. Астраль­ный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или не­счастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающегося индивидуализ­ма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господ­ством частного интереса. Так, Лоренцо Валла со всей опреде­ленностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводят­ся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои соб­ственные интересы, а на последнем — интересы родины. И вооб­ще, по его мнению, сохраняет “свою силу славнейшее изречение “там для меня родина, где хорошо”1.

Влияние господства частного интереса на представления о человеке, мотивы его поведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т. Гоббса. В проти­воположность Аристотелю он утверждает, что человек по при­роде своей существо не общественное. Напротив, “человек че­ловеку — волк” (homo homini lupus est), а “война всех против всех” является естественным состоянием общества. Его мето­дологический индивидуализм и номинализм тесно связаны с социологическим и этическим индивидуализмом. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Сам он в этой связи пишет:

“Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге... единственная цель и единственная награда каждого из участников, это — оказаться впереди своих конкурентов”2.

Влияние развития науки на представления о человеке и обу­словленный им антропологический рационализм ярко обнару­живается в философских взглядах Б. Паскаля (1623—1662), ко­торый утверждал, что все величие и достоинство человека “в его способности мыслить”.

Однако основателем новоевропейского рационализма вооб­ще и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является един­ственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: “Мыслю, следовательно, существую” (cogito ergo sum). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных суб­станций, имевший большое значение для разработки психо­физической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Этот механистический взгляд на человека, рассматривае­мого в качестве машины, получил широкое распространение в философии Нового времени. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри — “Человек — ма­шина”, в которой представлена точка зрения механистическо­го материализма. Согласно ему, существует лишь единая мате­риальная субстанция, а человеческий организм — это самосто­ятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

Подобный взгляд характерен для всех французских матери­алистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеций, Дидро). Другая отличи­тельная черта их философской антропологии — рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминирован­ного ее законами, так что он “не может — даже в мысли — выйти из природы”. Стоя на принципах последовательного ме­ханистического детерминизма, они, конечно, не могли ни в какой мере признать свободу воли человека. Еще одна харак­терная черта этих мыслителей состояла в том, что, критикуя христианскую догматику об изначальной греховности челове­ка, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1786 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.