Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре




Сегодня проблема общечеловеческого и классового в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени в совет­ской философской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям культуры. Даже сама культура носила определения “социалистическая” или “буржу­азная”, а не культура буржуазного и др. общества. Конечно, ха­рактеризовать культуру узкоклассово — это значит исключить из нее те ценности, которые и делают ее собственно культурой Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях Подлинная культура — это социально-прогрессивная творчес­кая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, на­правленных на выявление и развитие сущностных сил челове­ка, на превращение богатства человеческой истории во внут­реннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедли­вость, истина, красота и др.

В то же время в классовом обществе по отношению к любым духовным ценностям проявляются социально-классовые при­страстия, интересы. По мере прогресса ценности общества по­лучают приоритетное значение перед классовыми ценностя­ми. Мы этот приоритет общечеловеческого над классовым не признавали ни в теории, ни в практике. Это вело к подавлению творческого начала в культуре, идеологической узости мышле­ния, нетерпимости к любому инакомыслию.

Диалектика общечеловеческого и классового в различных явлениях культуры проявляется по-разному: существуют такие явления культуры, как язык, наука, техника, которые никогда не носят классового характера; искусство, философия, мораль, просвещение и др., как правило, в той или иной степе­ни несут на себе отпечаток различных классовых интересов;

политическое сознание и политическая культура по природе своей связаны с существованием классов и борьбой между ними. Правда, в определенных исторических условиях и их со­держание может приобрести более широкую культурную, а точнее, общечеловеческую значимость. Например, идеи про­свещения и гуманизма, общие принципы демократии, полити­ческое сознание, направленное на решение глобальных про­блем современности, на выживание человечества, свидетель­ствуют об общечеловеческих ценностных ориентациях.

Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая оказывает на культуру деформи­рующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за ин­тересы всего общества.

Проблема национального и интернационального — это про­блема национального и общечеловеческого в культуре. В марк­систской философии интернациональное понималось как общий для всех народов классовый интерес, который афорис­тично выражался лозунгом I Интернационала — “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Объединение международного про­летариата против эксплуатации, угнетения и неравенства — таков был содержательный смысл интернационализма. Вместе с тем проблема интернационального в культуре и духовной ци­вилизации — это проблема общечеловеческих ценностей, вы­раженных в конкретных ценностях и социальных нормах, тра­дициях нации или народности. Интернациональное — это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социаль­ной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимо­связям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогаще­ние культур на почве взаимодействия и сотрудничества, все­мерного развития каждой национальной культуры.

Национальное в культуре — это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, ре­лигии, обычаях и обрядах.

Сегодняшний процесс суверенизации различных народов бывшего СССР — своеобразная реакция на деградацию нацио­нальных культур, их умирание, начавшееся под лозунгом фор­мирования “новой исторической общности — советского наро­да”. Возрождение национальных культур, языков и традиций, которые закрепляют передаваемые от поколения к поколению народные ценностные установки, идеи и нормы поведения, представляющие социально-культурное наследие народа, не означает формирования национализма. Напротив, этот про­цесс обеспечит лучшую реализацию общечеловеческих цен­ностей, в том числе и в форме интернационализма, как уваже­ния к достоинству, истории и культуре других народов.

К сожалению, в условиях возникшего недоверия между от­дельными нациями и народностями, низкой общей и полити­ческой культуры, экономических трудностей получил распро­странение национализм — идеология и политика, заключаю­щаяся в проповеди национальной обособленности, игнориро­вании интересов других народов (некоренной национальности) и межнациональной вражде. Сложившаяся за годы советской власти административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных и единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития. Были серьезно ущемлены права союзных республик, национально-территориальных образований, проявлялось немалое равнодушие со стороны государства к национальному своеобразию на­родов, их истории, культуре. В этих условиях возникло, с одной стороны, стремление к национальной замкнутости, а с дру­гой — пренебрежительное отношение к некоренным нацио­нальностям, крайняя форма национализма — шовинизм.

Национализм ведет к национальным войнам (Азербайджан и Армения, Сербия и Хорватия и др.). Сегодня осознание про­блемы национального и интернационального в культуре с точки зрения понимания интернационального как общечело­веческого, существующего в любой национальной культуре должно войти в политическое мышление и политическую куль­туру человека и общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1823 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.