Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая классическая философия о человеке




Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских ис­следований. Для него вопрос “что такое человек?” является ос­новным вопросом философии, а сам человек “самый главный предмет в мире”2. Подобно Декарту, Кант стоит на позиции ан­тропологического дуализма, но его дуализм — это не дуализм Души и тела, а нравственно-природный дуализм. Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходи­мости, а с другой — нравственной свободе и абсолютным цен­ностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности — он сво­боден. Но главная роль отводится Кантом нравственной дея­тельности человека.

Кант стремится утвердить человека в качестве автономного и независимого начала и законодателя своей теоретической и практической деятельности. Его антропология призвана ис­следовать то, что человек “как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого”, в то время как ан­тропология в “физиологическом” отношении призвана изу­чать, “что делает из человека природа”. При этом исходным принципом поведения человека должен быть категорический императив — формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться ни в коем случае как средство осуществления каких бы то ни было даже очень благих задач.

Человек, пишет Кант, “по природе зол”, но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспита­ния и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэто­му нормальный человек, по Канту, “никогда не свободен от вины”, которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, — такой че­ловек, по Канту, не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ — самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека, но фило­соф выступает против эгоизма, в каких бы формах он ни про­являлся.

В своем учении Кант затрагивает проблему сознания и бес­сознательного. Он говорит о наличии у человека “темных пред­ставлений”, не контролируемых разумом. И сфера этих неосо­знанных представлений гораздо больше, чем сфера сознания. По его мнению, на “карте нашей души, так сказать, освещены только немногие пункты”, но если бы какая-то высшая сила вдруг осветила всю карту, то “перед нашими глазами откры­лось бы как бы полмира”. Кантовская философская антропо­логия, таким образом, еще до Фрейда поставила вопрос о соот­ношении сознания и бессознательного в человеке. При этом если, по Фрейду, основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением биологических потребностей, то для Канта “работа — лучший способ наслаждаться жизнью”. Человек про­жил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью.

Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его филосо­фия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое со­общает всему человеческому его человечность2. Он с наиболь­шей силой выразил положение о человеке как субъекте духов­ной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осозна­ния человеком себя как существа “бесконечного, всеобщего и свободного”3. В социальном плане его учение ярко выражает методологический и социологический коллективизм, т.е. прин­цип приоритета социального целого над индивидом.

В отличие от немецкого идеализма материалист Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирическо­го человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно-телесное существо. Антропологический принцип, являющийся стержнем всей его философии, предпо­лагает именно такое понимание человека. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического пони­мания человека, против дуализма души и тела и связан с ут­верждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно. Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и ТЫ, при этом особенно важ­ными в этом плане оказываются отношения между мужчиной и женщиной.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1726 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.