Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человеческое измерение культуры




Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также разви­тия общества, его взаимодействия с природой.

Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности.

Протагор говорил: “Человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют, не существующих, что они не су­ществуют”. В истории философии в различных аспектах отмечалась важность характеристики того или иного социального явления посредством личностного, человеческого измерения. Это просматривается при исследовании таких проблем, как от­ношение личности к государству и государства к личности; от­ношение личности к обществу и общества к личности; отноше­ние личности к личности; отношение личности к природе; от­ношение личности к самой себе.

Если говорить о конкретных формах человеческого измере­ния культуры, то они проявляются во многом: от самосознания личности как самоценности и развития человеческого досто­инства до способа ее жизнедеятельности, создающего или, на­против, не создающего условия для реализации творческих сил и способностей человека. Человек — творец культуры, культу­ра же формирует человека. Можно сказать, что именно челове­ческое измерение культуры свидетельствует о том, что в куль­туре представлена и наглядно выражена способность челове­ческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории.

Американский социолог А. Смоли считал, что общество должно удовлетворять такие интересы человека, как сохране­ние здоровья, получение образования, обеспечение достойного общения, создание условий для приобщения к красоте и реали­зация социальной справедливости. Сегодня мы с горечью от­мечаем, что подлинно гуманистических ценностей у нас почти нет. Мы разрушаем то ценное, что было сделано в сфере духов­ных ценностей, — коллективизм, товарищество, патриотизм, интернационализм; отказываемся от ценностей в области здравоохранения, образования, науки, искусства, которыми восхищался весь мир. Конечно, провозгласив целью общест­ва — “все для человека — все для блага человека”, часто собст­венно человеческое забывали. Оно заслонялось интересами го­сударства, отодвигалось в “светлое будущее”. И о медицине мы судили по “койко - кроватям”, об образовании — по “процентам успеваемости”, о работе сферы питания — по “посадочным мес­там” и т.д. и т.п. Из культурного процесса исчезало человечес­кое измерение так же, как оно исчезало из анализа всей жизни общества.

Поставим вопрос о человеческом измерении культуры более конкретно: как и чем определить параметры этого человеческо­го? В общем плане мы ответили: человеческое измерение ведет нас к рассмотрению целей деятельности человека, и средств их достижения. А вот что это за цели с “человеческим лицом”? Это прежде всего содержание условий труда, социально-быто­вых условий, позволяющих личности реализовать свои способ­ности и интересы, участие личности в управлении производст­вом, обществом, такое развитие материальных и духовных ценностей, которые содействуют благополучию человека.

Нельзя не отметить важность личностного измерения куль­туры с точки зрения отношения человека к природе. Сегодня мы уже говорим об экологической культуре, которая отражает отношение человека к природе, его нравственность. Эта эко­логическая нравственность должна выступать ныне как кате­горический императив личности, государства, общества. Че­ловек приходит в мир не как производитель и не как личность, а как человек. Он усваивает и природные, и социальные каче­ства своего бытия в том виде, в котором находит их в своей среде, ибо не может выбрать тот или иной тип общества или уровень развития культурных ценностей. Человек является тем элементом системы “природа — человек — общество”, по­средством которого меняется и природа, и общество, и сам че­ловек. И вот от того, каковы личностные измерения самого че­ловека, каковы его ценностные ориентации, зависят (при на­личии, конечно, определенных объективных условий) резуль­таты его деятельности. Поэтому сознательность и ответствен­ность, милосердие и любовь к природе — вот далеко не полный перечень человеческих качеств, которыми измеряется сопри­косновение человека с природой, экологическая культура че­ловека.

Когда мы говорим об экологической культуре общества, то должны отметить, что “хорошая технология” (та, которая ори­ентирована на сохранение и воссоздание природы) дает соот­ветственно и “хорошую экологию”. Экологическая культура об­щества, связанная с заботой о гармонии человека и природы, вбирает в себя и материальные, и духовные ценности, служа­щие и природе, и человеку как ее неотъемлемой части.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1771 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.