Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское осмысление проблемы




Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологи­ческие и другие процессы. Организм человека выступает в ка­честве естественной основы его социальной деятельности в об­ласти производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процес­сы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных по­требностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соот­ветствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя “кухня”), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного обще­ния. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Все­ленной. Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания фи­лософов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общест­ва к космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных фи­лософов. Философия ставит и по-своему решает такие вопро­сы, как взаимодействие природных (материальных) и духов­ных начал в развитии человека и общества, отношение приро­ды и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демо­графических проблем, о которых будет идти речь.

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, “интеллектуальной эволюции человечества” (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенст­вования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в чело­веке и обществе не доказывает их независимости или автоном­ности по отношению к природе. Органическая связь с приро­дой была и остается фундаментальной закономерностью раз­вития общества. Она проявляется не только в области удовле­творения потребностей людей, но, прежде всего, в функциони­ровании общественного производства, в конечном счете — в Развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.

С другой стороны, было бы неправильно представлять общество только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристикой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, политической и иной деятельности. В конечном счете игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на основе которой возникает и развивается их общест­венное и индивидуальное сознание.

Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять со­знательную трудовую и иную деятельность, качественно отли­чает их от других природных существ и заставляет восприни­мать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное суще­ство, а целый ряд объективных законов развития общества (ка­сающихся, например, функционирования семьи, роста наро­донаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя суще­ственно изменяет их характер. Связи людей с природой осу­ществляются главным образом на основе и в рамках их соци­альной деятельности, прежде всего производственной, относя­щейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосыл­кой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничиваете этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и кос мое, в конечном счете все природные условия жизни людей развития общества — от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, та живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один представителей философского романтизма — Ж..Ж.. Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) яв­ляется источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой — залог благополучия об­щества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указыва­ли античный мыслитель Геродот и мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, по­лучившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковы­вается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явле­ний. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, сло­вом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют пси­хологию людей и склад их характера. Он писал, что “народы жарких климатов робки как старики, народы холодных клима­тов отважны как юноши”1. По его мнению, климат и географи­ческая среда определяют “характер ума и страсти сердца”, что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их ис­кусства, нравов и законов2.

Географический детерминизм выступил вначале как анти­религиозное учение, стремившееся доказать земное происхож­дение общественных порядков. Однако со временем он переро­дился в так называемую геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами.

Разумеется, природа, в том числе географическая среда оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность люлeй, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях дея­тельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.

Повышается и степень воздействия общества на природу особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния чело­веческого разума на разные области природы — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия челове­ческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включаю­щая в себя и человеческое общество, под его воздействием пре­вращается в ноосферу, пределы которой многократно расши­ряются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Надо сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия французский ученый Э. Леруа. (1870—1954). У исто­ков же концепции ноосферы — работы великого русского уче­ного В.И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена (1881—1955). Они показали, что совре­менная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более актив­ном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно тре­бует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процес­сы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

В.И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы. наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель — определение научных и нравственных принципов до­стижения гармонических отношений между обществом и при­родой.

На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современ­ной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют “второй природой”, ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой мате­риал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, бла­годаря которым могут удовлетворять потребности людей. Со­временная цивилизация, будучи наиболее динамичным эле­ментом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что ре­зультаты данного воздействия всегда положительные.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1513 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.