Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава IV. Диалектика исторического процесса




В предыдущей главе давался анализ общества как социаль­ной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное обще­ство с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, на­сколько ушли вперед в своем развитии материальное произ­водство, в том числе техника, технология, организация произ­водства и экономические отношения людей, а также социаль­ная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном вза­имодействии друг с другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудни­чества во всех сферах общественной жизни. Из данного взаи­модействия складывается исторический процесс развития че­ловечества. Таким образом, надо иметь в виду как историчес­кий процесс развития общества какой-то страны (скажем, Анг­лии, Франции, России и т.д.), так и исторический процесс раз­вития всего человечества.

На это справедливо указывали представители разных на­правлений социальной философии, в том числе О. Конт, Г. Спенсер, Л. Уорд и др. Как известно, О. Конт сводил развитие общества и всего человечества к его интеллектуальной эволю­ции. Г. Спенсер, как один из основателей учения социал - дарвинизма, в своей теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы. Л. Уорд брал за основу общественного развития “психические факторы цивилизации”. К. Маркс исхо­дил из того, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Однако все эти мыслители признавали динамический характер функционирования общества и его развитие от низшего уровня к более высокому.

Можно, пожалуй, сказать, что исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни.

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая соци­альная структура общества, его государственный строй и т. д., которые каждое новое поколение застает уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятель­ность людей. Субъективные же факторы исторического про­цесса — это разного рода способности людей своими действия­ми вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества. Большое значение приобретает организованность в действиях людей.

Объективные и субъективные факторы исторического про­цесса диалектически взаимодействуют между собой. Объек­тивные факторы, прежде всего объективные потребности людей, заставляют их действовать в определенном направле­нии, исходя при этом из сложившихся объективных условий, природных и социальных. Данные условия людям необходимо осознать, чтобы учитывать их в своих действиях. Это дает им возможность кратчайшим путем и более эффективно удовле­творять свои потребности.

С того момента, когда люди осознают объективные обстоя­тельства своей жизни, свои потребности и оптимальные спосо­бы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а созна­тельно. Речь идет об осознанности этих явлений в масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.

Однако осознать все условия общественной жизни, равно как и все ближайшие и отдаленные последствия действий людей, очень сложно и, по сути, невозможно. Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы стихийности. Их становится меньше по мере того, как с развитием науки и социального опыта общество получает возможность шире и глубже осмысливать происходящие процессы в области экономики, социальной, политической и духовной жизни. Но полное избавиться от элементов стихийности нельзя.

Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности в обществе на каждом этапе его развития. Главное в том, чтобы предельно сузить область стихийного и рас­ширить область проявления сознательного начала в жизни и деятельности людей и в развитии общества. К этому стремятся все цивилизованные общества, используя новейшие достиже­ния науки и техники, в том числе компьютерной. Успехи в этом деле некоторые мыслители (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.) трактуют как достижение современной “компьютер­ной революции”.

Сознательный учет диалектики взаимодействия объектив­ных и субъективных факторов исторического процесса есть не что иное, как уяснение подлинной роли тех и других. Недооцен­ка роли сознательной активности людей в историческом про­цессе ведет к его мистическому толкованию. Получается, что в нем все предопределено и люди ничего не могут изменить. Им остается лишь повиноваться ходу событий и приспосабливать­ся к действию слепой необходимости. Такой подход получил название фатализма (от лат. fatalis — роковой) и означает веру в предопределенность и неотвратимость судьбы. Развитие человеческого общества во многом опровергло такой подход и показало большие возможности сознательной деятельности людей в решении их судеб и судеб общества. Большую роль в этом играют наука и культура, весь социальный опыт людей.

Случается и другая крайность, когда сознание и воля людей объявляются некими самодовлеющими факторами, независимыми ни от каких других обстоятельств и определяющими раз­витие всех сторон жизни общества. Это — субъективистский и волюнтаристский подход. Он означает игнорирование роли и значения объективных факторов существования общества и прежде всего объективных законов его развития. Создаются умозрительные схемы и теории, оторванные от жизни, не со­ответствующие реальному ходу развития общества. В результате как сами эти схемы и теории, так и основанная на них эко­номическая, социальная и иная политика, заходят в тупик. Рано или поздно обнаруживается несостоятельность субъективистских и волевых способов решения социальных проблем без учета соответствующих объективных условий. Подобная политика наносит большой ущерб развитию общества, заводит его в кризисные ситуации и отбрасывает назад.

Из сказанного следует, что необходимо преодолевать как фаталистический, так и субъективистско-волюнтаристский подходы к анализу развития общества и выработке соответст­вующей политики. Надо стремиться осмыслить реально существующие взаимозависимости объективных и субъективных факторов исторического процесса и исходить из учета подлин­ной роли и значения каждого из них.

В своем развитии общество следует определенным законам. На это указывали многие мыслители. Повторим, что О. Конт писал о “великом основном законе интеллектуальной эволюции человечества”. Он и особенно Г. Спенсер обосновывали также роль объективных биологических законов в развитии общест­ва. Конт, кроме того, указывал на роль в этом “астрономичес­ких” (космических) законов. Л. Уорд писал о решающей роли в развитии человеческой цивилизации законов психической де­ятельности людей, прежде всего законов развития их желаний и побуждений. Г. Тард придавал первостепенное значение в развитии общества законам подражания. Маркс показал, что общество развивается прежде всего по законам развития мате­риального производства.

Если исходить из понимания закона как необходимой, су­щественной и повторяющейся связи явлений, то такие связи прослеживаются в разных сферах общественной жизни и между самими сферами. Именно такая закономерная связь су­ществует, например, между объективными потребностями людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и развитием их способностей к удовлетворению этих потребнос­тей. Это находит выражение в развитии их знаний, навыков, умений, а также техники, технологии и других элементов про­изводительных сил общества. Существует закономерная связь между развитием разделения труда и социальной структуры общества, его социального и профессионального состава. На эти закономерные связи указывали материалист Маркс, пози­тивист Дюркгейм и другие мыслители.

Существуют свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества. Закономерным является диалек­тическое взаимодействие общественного бытия и обществен­ного сознания. Последнее, будучи по своей природе отражени­ем общественного бытия, активно воздействует на него. Дейст­вие данной закономерности возрастает с развитием общества. В ряде своих работ Маркс и Энгельс обосновали действие фундаментального закона развития материального производ­ства, оказывающего большое влияние на развитие общества, весь исторический процесс. Объективный научный подход к развитию социально-философской мысли заставляет нас изло­жить суть данного закона. Речь идет о законе соответствия про­изводственных отношений людей характеру и уровню разви­тия их производительных сил.

Суть данного закона заключается в том, что производствен­ные отношения людей должны соответствовать как уровню развития производительных сил, что определяет возможности их воздействия на природу, так и их характеру, обусловливаю­щему способы их применения. Так, существенно различаются между собой способы применения орудий ручного труда, машин и автоматических линий. Во всех случаях существую­щие производственные отношения, в том числе отношения собственности, на средства производства, формы получения прибыли, оплаты труда и т.д., должны способствовать наибо­лее эффективному использованию производительных сил — человеческих способностей, орудий труда, источников энергии и т.д. Результатом этого должны быть повышение производи­тельности общественного труда, увеличение выпуска продук­ции и рост общественного богатства.

Это означает — дать простор развитию производительных сил, повысить материальную и творческую заинтересован­ность работников в результатах своего труда. Пока это имеет место, производство развивается эффективно и общество более или менее успешно решает свои экономические и другие про­блемы, в том числе обеспечивает материально развитие всех сфер общественной жизни. Другими словами, соответствие производственных отношений уровню и характеру производи­тельных сил благотворно сказывается на развитии всего обще­ства. Когда же такое соответствие нарушается, то производи­тельные силы начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства и тем самым к кризисным явле­ниям в экономике и других сферах жизни. Это происходит чаще всего тогда, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, становятся консервативной стороной производства, своего рода тормозом его развития.

Преодоление данного кризиса возможно лишь путем заме­ны устаревших производственных отношений на новые, в том числе новые или частично обновленные отношения собствен­ности на средства производства, формы организации труда, а также отношения распределения и обмена созданного продукта. Все это должно вызвать новые стимулы к труду и более Ильные проявления материальной заинтересованности в его результатах. Тем самым производство получает новые импульсы и выходит на более высокий уровень своего развития. Это неизбежно сказывается на развитии всего общества.

Согласно марксистскому пониманию исторического процесса, закон соответствия производственных отношений уров­ню и характеру развития производительных сил действует как в рамках отдельных общественно-экономических формаций так и при переходе от одной формации к другой. Собственно его действие выступает в качестве материальной предпосылки этого перехода, который наступает тогда, когда требуется за­мена старых производственных отношений принципиально новыми, которые в состоянии дать больший простор развитию производительных сил и являются экономической основой но­вого общества.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой Маркс называл социальной революцией, глубинная сущность которой заключается в коренном преобразовании всех общественных отношений: экономических, социальных, политических, духовных. В результате этого меняется весь об­щественный строй. Данный процесс может начаться с завоева­ния политической власти и продолжаться в течение более или менее длительного переходного периода.

Объективные законы развития общества, исторического процесса выступают в конечном счете как законы деятельнос­ти людей и их общественных отношений. Ведь различные виды деятельности и общественных отношений составляют ос­новное содержание исторического процесса и определяют его направленность. Их объективная и закономерная заданность определяется прежде всего тем, что они направлены на удовле­творение объективных потребностей людей, используя для этого те способы и средства, которыми располагает общество. При этом ситуация постоянно повторяется. Изменяя мир ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые си­туации, в которых появляются новые потребности, а также новые средства и способы их удовлетворения наряду с прежни­ми. Так что весь этот процесс носит необходимый, существен­ный и повторяющийся, т.е. закономерный, характер. Такова диалектика глубинных процессов развития общества, всей че­ловеческой истории.

Признание того факта, что творцами всех происходящих обществе изменений выступают сами люди, действующие сознательно или под влиянием инстинктивных побуждении, освобождает социальную философию от какой-либо мистики. Люди сами делают свою историю. Они выступают как субъек­ты исторического процесса. Речь идет о разного рода социаль­ных группах, прежде всего классах, интеллигенции, нацио­нальных общностях, а также о политических партиях, других общественных организациях и отдельных личностях.

Здесь, однако, следует сделать одно уточнение. В историчес­кий процесс прямо или косвенно включены все люди, посколь­ку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом от­ношении все они являются участниками исторического про­цесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, — осознают свое место в обще­стве, социальное значение своей деятельности и направлен­ность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отноше­ний, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса. При этом многие из них руководствуются широкими общественными интересами, реа­лизация которых существенно сказывается на развитии обще­ства. С этими интересами так или иначе связываются собст­венные интересы данных субъектов.

Существенную роль в историческом процессе разных эпох играли те или иные классы, нации и целые народы, скажем, на­роды Франции, Германии, Англии, США, Китая, России и дру­гих стран. Деятельность народов этих стран выразилась преж­де всего в развитии их материальной и духовной культуры, ока­завшей большое влияние на развитие современной цивилиза­ции. Важную роль играет социально значимая деятельность отдельных людей, ориентированная на широкие обществен­ные интересы. Следует отдать должное многим из них как вы­дающимся субъектам исторического процесса. Это касается в первую очередь выдающихся ученых, политиков, представите­лей духовной культуры, оказавших существенное воздействие на развитие тех или иных сторон исторического процесса.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считают глав­ной движущей силой исторического процесса деятельность вы­дающихся личностей и элитарных групп. На их роль в развитии общества указывалось, как мы видели, в трудах Г. Тарда и В. Парето, О. Шпенглера и А. Тойнби, М. Вебера и П. Сорокина, других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются ими как проводники идей творческих личностей, воплощающие в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в области политики и духовной жизни.

С этим, пожалуй, стоит согласиться, отходя от догматического толкования роли масс и личности в истории, необоснованно принижающего роль личности. Отсюда следовало принижение роли интеллигенции в обществе и социального значения ер деятельности. Ведь именно интеллигенция представляет собой совокупность высокообразованных и творческих личностей прежде всего она. Идеологи тоталитарного режима усматривай ли социальную роль интеллигенции главным образом в обслу­живании деятельности классов: буржуазии, крестьянства, ра­бочих и т.д. О самостоятельной ценности ее труда и ее собст­венных интересах умалчивалось. Вследствие этого труд интел­лигенции (учителей, врачей, инженеров, ученых, деятелей культуры) оплачивался значительно ниже его действительной стоимости и недооценивался как таковой. Оказывались невос­требованными многие результаты труда интеллигенции в об­ласти науки, культуры, материального производства, социаль­ной сферы и т.д. Серьезные препятствия стояли на пути внед­рения в практику изобретений и открытий, рационализатор­ских предложений. Значительная часть интеллигенции пре­вратилась в слой интеллектуального обслуживания правящей бюрократии и ее режима.

Демократическое обновление общества означает прежде всего расширение реальных возможностей развития личности и проявления ее способностей. Это может намного увеличить интеллектуальный потенциал общества, что отвечает интере­сам всех его членов. Отсюда следует более полное признание роли интеллигенции, значения ее деятельности во всех сферах жизни общества. Разумеется, это нисколько не умаляет роли широких народных масс, которые воплощают в жизнь резуль­таты творческого труда интеллигенции и сами проявляют раз­нообразное творчество в области материального производст­ва, быта и других областях жизни. Возможности этого возрас­тают по мере повышения грамотности и культуры масс, совершенствования экономических отношений и расширения демократии.

Разного рода социальные группы и национальные общностивыступают в качестве субъектов исторического процесса силу их специфической природы, исторической устойчивости а также наличия у них своих социально-классовых и национальных интересов и целей. В силу этого их деятельность имеет самостоятельный характер и оказывает существенное воздействие на развитие того или иного общества и исторический процесс.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о че­ловечестве как самостоятельном субъекте исторического про­цесса. Для этого имеются веские основания. В современных ус­ловиях человечество все более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимоза­висимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также созда­ния условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. С этим связано ре­шение проблемы выживания и дальнейшего развития всего че­ловеческого рода.

И человечество в той или иной степени решает эти пробле­мы, прежде всего путем налаживания всестороннего сотрудни­чества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвы­чайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и кон­фликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфлик­тов — локальных, региональных и международных.

Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, дей­ствуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеа­лов — побудительных сил их деятельности.

Потребности людей есть выражение того, что объективно необходимо для их социального существования. Это можно сказать об их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, в политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности и переживаются субъектами как выражение объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как внутренние побуждения субъекта к той или иной деятельности, к потреблению продуктов материального и духовного производства и т.д., причем в весьма широком диапазоне — от инстинктивных до ясно осознанных и логически осмысленных.

Интересы субъектов проявляются на основе их потребностей, но не сводятся к ним. Как правило, в интересах выражаются оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей. Тем самым в них как бы фиксируется способ разрешения противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Так, например, современное общество может удовлетворить многие потребности своего существования путем развития рыночной экономики. В этом за­ключается один из его важнейших экономических интересов В этом же заключаются экономические интересы многих соци­альных групп. В области политики их интересы заключаются в развитии демократии и сильной государственности. На удов­летворение соответствующих потребностей направлены инте­ресы личности, скажем, в повышении образования, получении престижной работы, создании семьи и т.д. Таково объективное положение вещей, находящее свое выражение в интересах субъектов.

Осознать свои настоящие интересы — значит осознать оп­тимальные пути и способы удовлетворения своих потребнос­тей и вместе с тем пути и способы упрочения своего положения в обществе. А это значит осознать всю систему экономических, социальных, политических и других отношений, характер и направленность их развития. Ведь в рамках данных отноше­ний возникают и реализуются интересы субъектов. Однако осознать это весьма непросто. Значит, непросто осознать и собственные объективно данные интересы.

Другими словами, отдельным людям, как и социальным группам, довольно сложно осознать то, что объективно в их ин­тересах, а что противоречит им. В результате они могут иметь как правильные, так и ложные (иллюзорные) представления о своих подлинных интересах. Руководствуясь такого рода иллю­зорными интересами, они могут действовать вопреки их под­линным интересам, вопреки тому, что ведет к действительному удовлетворению их разносторонних потребностей и к упроче­нию их положения в обществе, к их социальному самоутверждению. В этом случае они могут переходить на позиции чужды им интересов, принимая их за свои или за близкие к своим. результате они усиливают позиции в обществе других субъектов и ослабляют собственные позиции.

Так что перед каждым субъектом исторического процесса всегда стоит проблема осознания своих подлинных интересов в той или иной ситуации, т.е. того, что именно ведет к упрочению позиций в обществе, создает возможности для наиболее полного удовлетворения его экономических, социальных, политических и духовных потребностей, для его всестороннего развития и проявления его способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в обществе и в историческом про­цессе.

Потребности и интересы людей находят свое выражение в их целях и идеалах. В своих целях люди сознательно полагают (моделируют) результаты своей деятельности, которые они хотят получить. Наиболее социально значимая цель жизни и деятельности субъекта может выступать как его идеал. Так, на­пример, существует идеал всесторонне развитой личности и идеал совершенного общества. Каждый субъект подходит к тому или другому идеалу с позиций собственных интересов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество с силь­ной авторитарной властью, для другого —демократическое об­щество, в котором гармонически сочетаются интересы всех субъектов и широко развиты гражданские права и свободы.

Как бы то ни было, сформированный в сознании того или иного субъекта идеал личности или общества может опреде­лять направленность его деятельности на протяжении большо­го отрезка времени, а то и всей сознательной жизни. Не случай­но, что проблема идеала глубоко разрабатывалась теми мысли­телями и школами социальной философии, которые ставили и решали фундаментальные проблемы общественного прогрес­са, развития культуры и цивилизации. Это — представители психологического направления в социальной философии (Л. Уорд, Г. Тард), неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) с их учением о ценностях жизни и культуры, а также творцы субъективного метода в социологии (П. Лавров, Н. Михайлов­ский и др.), для которых проблема общественного и личного идеала была одной из главных, на решении которой строилась бся их теория общественного прогресса. Данная проблема раз­рабатывается и некоторыми современными школами социаль­ной философии, например фрейдо-марксизмом. Ее невозможно избежать (и надо ли?) при решении ряда проблем исторического процесса.

Как уже отмечалось, исторический процесс имеет поступательный характер, развитие идет в направлении от низшего к высшему. Это видно из развития материального производства, социальной структуры общества, его политической системы, уки и духовной культуры. Случаи кризисов и застоев в тех или иных сферах общественной жизни, отдельные попятные движения и даже временная реставрация реакционных поряд­ков не меняют общей направленности поступательного разви­тия того или иного общества и всего человечества. Другими сло­вами, имеет место общественный прогресс как доминирующая тенденция функционирования и развития общества.

Необходимо, однако, учитывать весьма противоречивый ха­рактер общественного прогресса. Так, например, несомненный прогресс в развитии науки и техники наряду с положительны­ми результатами имеет и многие негативные последствия. Имеются в виду загрязнение природной среды химическими, радиоактивными и другими веществами, многочисленные на­рушения экологического равновесия, использование науки в военно-разрушительных целях. Развитие цивилизации и свя­занное с ней повышение грамотности и духовной культуры людей сопровождаются обесцениванием в сознании части об­щества многих гуманистических традиций и норм поведения, распространением преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, падением нравов многих людей. Имеют место уг­лубление социального неравенства, преступное обогащение одних за счет других людей и общества, снижение по вине го­сударственных деятелей жизненного уровня большей части населения страны, многочисленные нарушения прав челове­ка, проявления расизма, национализма и шовинизма, межна­циональные конфликты. Все это отнюдь не способствует гар­моничному развитию общества, сочетанию интересов состав­ляющих его социальных групп и отдельных личностей.

Встают вопросы, как соотнести данные отнюдь не прогрес­сивные явления с поступательным развитием общества и че­ловечества? И каковы критерии общественного прогресса?

Ответы на эти весьма непростые вопросы можно дать лишь в самом общем виде. Действительно, поступательное развитие материального производства, науки и образования отрицать невозможно. В ряде стран более или менее решены проблемы социальной защиты населения и демократизации деятельнос­ти политических институтов. Все это указывает на потенци­альные возможности общества решать современные экономи­ческие, социальные и другие проблемы, исходя из принципов согласования интересов различных слоев общества. Важно, чтобы эти возможности превращались в действительность и чтобы ими пользовалось все население страны.

Однако уже сами достигнутые возможности общества сви­детельствуют о том или ином уровне его развития. Они могут служить неким объективным критерием общественного про­гресса, показывающим, каких возможностей достигло общест­во в тот или иной период своего развития.

Таким критерием может служить уровень развития произ­водительных сил, включая развитие самих производителей, их знания, навыки, опыт, творческие способности, а также разви­тие средств производства, прежде всего техники, технологии, современных материалов с заранее заданными свойствами, средств транспорта и связи. Показателем прогресса произво­дительных сил в современную эпоху может служить компьюте­ризация производства, указывающая, по сути дела, на безгра­ничные возможности их развития.

Объективный критерий общественного прогресса, каковым является уровень развития производительных сил, указывает на основную тенденцию развития общества и на реально до­стигнутые им возможности решать свои проблемы. Речь идет не только об удовлетворении материальных потребностей людей и самого производства, но и о материальном обеспече­нии функционирования социальной, политической и духовной сфер общественной жизни.

В конечном счете прогресс общества характеризуется теми реальными возможностями, которые оно предоставляет каж­дому человеку, обеспечивая его социальную защиту, получение образования и достойной работы, гражданские свободы и права, доступ к предметам духовной культуры и т.д. Речь идет о возможностях всестороннего развития каждого человека, о реализации его способностей во всех сферах общественной жизни. В этом заключается более широкий подход к понима­нию критерия общественного прогресса. Данный критерий указывает, скорее, на идеал общества, к которому стоит стре­миться и с которым можно сопоставлять достигнутый уровень развития любого общества и качество жизни в нем.

С этим общим критерием общественного прогресса можно соотнести научно-технический прогресс, а также прогресс в области социальной, политической и духовной жизни, чтобы уяснить, насколько они способствуют прогрессу общества в Целом и насколько гармоничным оно является. При этом необходимо бережно относиться к тому, что достигнуто прежними поколениями людей. Соблюдая преемственность в отношении достигнутого, важно в полной мере учитывать исторический опыт того или иного народа и человечества в целом, развивать и обогащать этот опыт.

Преемственность — важнейшая закономерность исторического процесса, определяющая его поступательный характер. Связывая культуры различных народов и исторических эпох, она обеспечивает связь времен и тем самым единство тории человечества во времени и пространстве. Всестороннее сотрудничество народов разных стран и континентов, усиле­ние их взаимозависимости подтверждает и укрепляет единст­во мирового исторического процесса.

Единство исторического процесса не исключает его много­образия. Развитие любой страны отличается своими истори­ческими и национальными особенностями. Каждый народ имеет свой язык и свою культуру, присущий ему экономичес­кий и социальный уклад жизни, особые природные условия су­ществования. К тому же народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их мате­риальной и духовной культуры. Все это и другие факторы обу­словливают разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития.

Однако это не означает, что утрачивается единство челове­ческой истории. Речь идет о многообразии в рамках общего и единого мирового исторического процесса. Данное многообра­зие его существенно обогащает. С этой точки зрения весьма уязвима “теория локальных культур и цивилизаций”. Как из­вестно, ее сторонники (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), говоря о специфических особенностях развития народов и целых циви­лизаций, делают вывод о замкнутости и локальности их суще­ствования, их изолированности друг от друга. Исторический опыт развития народов, по существу, опровергает такой вывод. Нет полностью замкнутых и локальных цивилизаций, которые развивались бы исключительно сами по себе. Все культуры и цивилизации развиваются в более или менее интенсивном об­щении между собой в рамках общего исторического процесса.

Исторический процесс необратим. Другими словами, он идет в направлении от прошлого к настоящему и будущему тех или иных народов и человечества в целом. Возврата к прошло­му не может быть. Даже реставрация прежних порядков, кото­рая имела место в истории некоторых народов, совершалась в изменившихся исторических условиях и не была полным повторением того, что было ранее. К тому же она носила временный характер. Поступательное развитие любого общества в sm доминирует.

Имея научные представления о законах развития общества, о роли и значении объективных и субъективных факторов исторического процесса, можно строить прогнозы и предвидения относительно будущего общества. Речь идет о его ближайшем, обозримом и отдаленном будущем. В ближайшем будущем с не­делимостью обнаруживаются многие прямые последствия современных действий людей. Уже сегодня о них можно иметь достаточно конкретные представления и планировать их. Бу­дущее, которое отстоит, скажем, на десять — пятнадцать лет, можно назвать обозримым, поскольку можно как бы обозре­вать основные контуры развития общества за это время. На этот период также возможно составление планов и прогнозов, прежде всего в области экономики, где объективные связи и от­ношения людей носят более устойчивый характер, чем в дру­гих сферах общества. Относительно отдаленного будущего, от­стоящего от сегодняшнего дня на несколько десятилетий и более, можно строить те или иные предвидения, касающиеся наиболее общих тенденций развития общества. Данные пред­видения могут иметь разные степени вероятности.

Отныне люди постоянно будут строить прогнозы и предви­дения относительно своего будущего. Это особенно необходи­мо, когда стремительно увеличивается население планеты, а развитие общества крайне усложнилось. К тому же иссякают многие природные ресурсы. В этих условиях особенно необхо­димо иметь точные представления о ближайших и отдаленных перспективах развития общества и последствиях сегодняшней деятельности людей. При этом требуется прогнозировать и предвидеть последствия своих действий не только в области материального производства, но и в области политики и духов­ной жизни.

Актуальность проблемы социального предвидения и прогно­зирования усиливается в связи с объективным процессом ускорения ритма истории. Сегодня в единицу исторического времени, скажем за год или десять лет, общество проходит такой путь развития с точки зрения его результатов, на который ранее требовались столетия и тысячелетия. История ускоряет свой бег.

Ясно, что в данных условиях человечество не может пустить свое развитие на самотек, иначе оно погибнет. Приобретают бромное значение опять-таки проблемы сохранения и защиты природы, освоения космоса, всеобщего мира, развития стороннего сотрудничества между народами. Все это должно быть подчинено интересам выживания и развития человечества, всех существующих на земле народов и в конечном счете каждой человеческой личности.

В решении этих фундаментальных проблем и в его реальных результатах заключается гуманистическая сущность и мера общественного прогресса.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1592 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.