Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкзистенциальна€ философи€ права




Ёкзистенциалистский подход к праву сформировалс€ в XX в. под вли€нием экзистенциализма как философии существовани€. —ами основатели различных направлений философского экзистенциализма (ћ. ’айдеггер,  . ясперс, ∆.». —артр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учени€ о праве. ќднако разработанные ими идеи и положени€ философского экзистенциализма стали исходной основой дл€ формировани€ р€да фи-лософско-правовых концепций экзистенциалистского профил€.

¬ экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенци€), "бытие-в-мире", противопоставл€етс€ его неподлинному существованию в мире объективации (в сфере сложившейс€ культуры, общества, государства, закона и т. д.). ѕри этом экзистенци€ трактуетс€ как исходное (дорациональное и дорефлектив-ное) переживание и постижение человеком своего быти€ в мире. „еловек, согласно экзистенциализму, Ч- существо одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое "заброшено" судьбой в эту ситуацию (ситуации) быти€, озабочено ею, обречено считатьс€ с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор.

Ёкзистенци€ интенциональна, т. е. направлена на что-то другое, устремлена к чему-то (так, согласно ’айдеггеру и —артру, она устремлена к ничто, к смерти, а в трактовке ясперса она трансцен-дирует к богу). ¬ экзистенции человек выступает как субъект, как подлинна€ личность и €вл€етс€ самим собой. ¬не этого экзистенциального состо€ни€ он предстает "как все", как "другой" дл€ себ€ и дл€ других, оказываетс€ безличным объектом ("man" у ’айдег-гера) в мире объективированных ценностей, отношений и форм общени€. ¬ таком безличном мире человек лишь в ситуаци€х глубочайшего потр€сени€ ("пограничные ситуации" у ясперса) постигает существо своей экзистенции, смысл своего быти€ в мире.

— точки зрени€ такой философии, основна€ задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального €влени€ в его различении и соотношении с официальным законом (позитивным правом). ¬ этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право (как выражение "подлинного существовани€", экзистенции), а закон (позитивное право) Ч как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противо-

Ibid, S. 10Ч11.

g26 –аздел V. »стори€ философии права и современность

сто€щее его экзистенциальной сути, как обезличенна€ объективированна€ форма выражени€ "неподлинного существовани€".

ƒанна€ обща€ иде€ экзистенциалистского правопонимани€ по-разному преломл€етс€ и реализуетс€ в различных философско-правовых концепци€х экзистенциализма1.

–азличные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста ¬. ћайхофе-ра2. Ѕытие человека в мире, согласно его трактовке, включает в себ€ два момента: момент единичности и неповторимости быти€ человека и момент вли€ни€ на человеческое бытие того мира, в котором осуществл€етс€ это бытие.

“акое понимание человеческой экзистенции, в которой индивидуальное бытие св€зано с социальным бытием, ћайхофер выражает с помощью пон€ти€ "Als-Sein" ("бытие-в-качестве"). ¬ различных конкретных ситуаци€х своей экзистенции человек, согласно такой трактовке, выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных рол€х (отца или сына, мужа или жены, покупател€ или продавца, кредитора или должника и т. д.). ¬ этих ролевых про€влени€х человеческой экзистенции "самобытие" одного индивида реализуетс€ в отношени€х с "самобытием" других индивидов в общем контексте социального "событи€" людей.

ѕрименительно к таким конкретным ситуаци€м ролевых про€влений человеческой экзистенции ћайхофер говорит о "конкретном естественном праве", под которым по сути дела имеетс€ в виду экзистенциалистска€ интерпретаци€ традиционной естествен-ноправовой категории "природа вещей"3. ѕри этом смысл такого "конкретного естественного права" он раскрывает как конкретизацию "золотого правила" ("поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой") в виде максим ролевого поведени€ людей в экзистенциально обусловленных конкретных ситуаци€х их быти€ в мире.

¬ такой трактовке подлинного, экзистенциального права в виде "конкретного естественного права" идеи экзистенциализма (человеческое "бытие-в-качестве", т. е. в форме типологизированных ролей субъектов права) сочетаютс€ с положени€ми кантианства (выведение рациональных максим поведени€ дл€ типологических ролей в конкретных ситуаци€х из общего естественноправового "золотого правила" по аналогии с максимами категорического императива разума).

—м.: ∆елтова ¬.». ‘илософи€ и буржуазное правосознание. ћ., 1977. —. 46Ч99; “уманов ¬.ј. ”каз. соч. —. 360Ч366; „етвернин ¬.ј. ”каз. соч. —. 71Ч85.

2 —м.: Maihofer W. Sein und Kecht. Frankfurt a. M, 1954; Idem. Naturrecht als Existenzrecht. Frankfurt a. M., 1963; Idem. Die Natur der Sache // Archiv fur Rechts-und Sozialphilosophie. Berlin, 1958. є 2.

3 Maihofer W. Die Natur der Sache, S. 145 und ff.

√лава 5. ‘илософи€ права в XX в.: основные концепции

ƒанна€ конструкци€ страдает внутренними противоречи€ми. ’от€ исходное правообразующее значение в ней признаетс€ за человеческой экзистенцией в конкретной ситуации, однако вопреки этому конкретное правовое правило (т. е. норма подлинного, экзистенциального права) по существу по€вл€етс€ как дедукци€ из абстрактно-всеобщего "золотого правила".

«адача "естественного права как права экзистенции", по ћайхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценност€м человеческой жизни образец существовани€ индивидов и их взаимоотношений1. ѕри этом традиционное естественноправовое положение о человеческом достоинстве он трактует как требование пор€дка максимально возможной свободы всех людей при соблюдении их безопасности, удовлетворении их потребностей и развитии их способностей. “акой естественноправовой пор€док, соответствующий достоинству человека, лежит в основе и его концепции правового государства.

¬ целом в философско-правовом учении ћайхофера под правом (в его различении с законом) имеетс€ в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное про€вление требований рационалистического естественного права. —оотношение же такого экзистенциального права с законом (позитивным правом) в принципе остаетс€ в пределах традиционной модели соотношени€ естественного и позитивного права.

¬ духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой представитель немецкой экзистенциалистской философии права Ё. ‘ехнер2.

ќн резко критикует юридический позитивизм, который, по его словам, признает лишь "эмпирические", "реальные" факты и игнорирует "идеальные", "метафизические" факторы, что приводит к трактовке права в виде "одностороннего эмпирического социологизма", "биологизма", "экономизма" (марксизма) или к отождествлению права с "произвольными установлени€ми государственной власти"3.

ќпира€сь на р€д положений экзистенциалистской философии ясперса, ‘ехнер трактует "встречу" человека с правом и св€занную с этим необходимость выбора и прин€ти€ одного из многих возможных решений как "пограничную ситуацию", котора€ актуализирует экзистенцию и содействует "извлечению быти€ из его сокрытости"4. »скомое и прин€тое индивидом в такой ситуации истинное решение (т. е. экзистенциальное право в данной ситуации) ‘ехнер рассматривает как вытекающее из человеческой эк-

1 Maihofer W. Naturrecht als Existenzrecht, S. 3 und fi

2 —м.: Fechner E. Rechtsphilosophie. Tubingen, 1962: Idem. Naturrecht und Existenzphilosophie // Naturrecht oder Rechtspositivismus. Hrsg.von W. Maihofer. 3. Aufl. Darmstadt, 1981, S. 384Ч404.

3 Fechner E. Rechtsphilosophie, S. 35, 63Ч64, 74.

1 Fechner E. Naturrecht und Existenzphilosophie, S. 387.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

зистенции живое, естественное право со станов€щимс€ содержанием"1.

“акое живое, естественное право, порождаемое экзистенцией, Ч в отличие от позитивного права с его механическими, мертвыми нормами, не поддаетс€, согласно ‘ехнеру, нормативному охвату и выражению.

Ёкзистенциальное правовое решение индивида, законодател€, правоприменител€ Ч это, по ‘ехнеру, всегда субъективно-волевое.решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в "пограничной ситуации" ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации (данной правовой коллизии, конфликту и т. д.) содержанием.

“олько такое (т. е. экзистенциальное по своим основани€м) правовое решение может быть, согласно ‘ехнеру, истинным. Ёто означает, что истинное право Ч это всегда и только экзистенциальное право. Ќо ‘ехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказатьс€ неправильным и сопр€жено с риском прин€ти€ неверного решени€. Ќо без такого риска и вообще не может быть истинного правового решени€ и подлинного права.

ѕроблема соотношени€ права и закона (позитивного права) в трактовке ‘ехнера выгл€дит, следовательно, следующим образом. Ёкзистенциальное право как истинное право (т. е. живое, естественное право со станов€щимс€ содержанием) ‘ехнер резко противопоставл€ет механическому и мертвому позитивному праву. ƒл€ того чтобы закон (позитивное право) и его применение соответствовали требовани€м права (т. е. экзистенциально порождаемому естественному праву), законодатель и правоприменитель должны, по ‘ехнеру, принимать правовые решени€ (т. е. творить право и примен€ть его) так, как это делает экзистенциально озабоченный индивид в "пограничной ситуации".

Ёкзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подмен€ет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.

Ёто отчетливо про€вл€етс€ и в экзистенциалистском подходе швейцарского юриста √. она. "—огласно нашей концепции, Ч утверждает он, Ч центр т€жести находитс€ в конкретной ситуации. ¬ ней смысл и право. »менно она придает закону и другим источникам права значимость и само существоварие. Ёто она прит€гивает их к себе и, наоборот, оставл€ет безде€тельными, когда не нуждаетс€ в них"2.

1 Fechner E. Rechtsphilosophie, S. 256Ч257.

2 Cohn G. Existenzialismus und Rechtswissenschaft. Basel, 1955, S. 44.

√лава 5. ‘илософи€ права в XX в.: основные концепции 629

 ак "индивидуальную норму поведени€" трактует экзистенциальное право (интуитивное переживание индивидом своего свободного акта в качестве "экзистенциально должного") аргентинский философ права  .  оссио1.

—ущественный недостаток различных экзистенциалистских концепций философии права состоит, в частности, в том, что проводимое в них различение права и закона (позитивного права) и произвольное конкретно-ситуационное ("экзистенциальное") правопо-нимание по сути дела отвергают саму идею правового закона. ¬ этих концепци€х правопонимани€ разрыв между ситуационным правом и общим законом в принципе исключает возможность сколько-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной св€зи и соответстви€.

јнтивсеобщность, антиуниверсальность, конкретно-ситуационна€ природа "экзистенциального права" по существу свидетельствуют о его неправовом характере. ѕоэтому соответствующа€ экзистенциалистска€ свобода, т. е.свобода вне и без всеобщих требований права, представл€ет по сути своей произвол. “ак же обстоит дело и с экзистенциалистскими представлени€ми о справедливости, котора€ вне и без правовой всеобщности неизбежно оказываетс€ привилегией, в лучшем случае Ч ситуационной.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1763 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1451 - | 1295 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.