Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредмет философии. ∆изнь человека есть его посто€нное взаимодей≠ствие с миром




∆изнь человека есть его посто€нное взаимодей≠ствие с миром. ќно может быть сиюминутным, случайным, частичным, преследующим сугубо практические, конечные цели; но человек может взаимодействовать с реальностью и таким об≠разом, что обнаруживаетс€ его реакци€ на мир как целое. ћож≠но любить близкого человека, можно гордитьс€ своим наро≠дом, но можно испытывать радость от сознани€ своей сопри≠частности к человеческому роду вообще и даже ко всему живо≠му, можно чувствовать себ€ "гражданином ¬селенной".

јналогично мир воздействует на человека и через свои единичные про€влени€, и как некотора€ целостность, "тоталь≠ность". ¬ результате мир представлен в человеке, а человек пред≠ставлен в мире. —ама жизнеде€тельность с необходимостью порождает такие ситуации, когда ведущими станов€тс€ те ка≠чества индивида, благодар€ которым он и может быть назван универсальным существом. Ќе это ли имел в виду ћ. ’айдег-гер, за€вив, что метафизика есть основное событие в челове≠ческом бытии?

(Ќапомним, что слово "метафизика" употребл€етс€ в двух смыслах: как противоположный диалектике философский ме≠тод и как сверхчувственный, первоиричинный (јристотель) уровень сущего. –азумеетс€, ’айдеггер имеет в виду именно последнее.)

ƒе€тельное, живое, полноценное общение человека с ми≠ром заставл€ет его стремитьс€ обладать полным Ч проникаю≠щим в глубины и тайны Ч представлением обо всем окружаю-


Ч---------------------- **- ‘илософска€ пропедевтика -------------------------------

щем. ѕредмет философии Ч это как раз и есть мир в его це≠лостности, универсальности, всеобщности. ћожно сказать так: философи€ изучает мир в его метафизическом измере≠нии. ќднако метафизические свойства мира, которые как не≠зримые лики проступают в человеческом опыте, даны люд€м скорее как намеки, знамени€ и отблески, чем в их подлинном универсальном выражении. — этим фактом св€зана кардиналь≠на€ черта философии: ее предмет €вл€етс€ искомым, а не чем-то данным.

"...другим наукам их объект даетс€, а объект философии как та≠ковой Ч это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть иско≠мым." (X. ќртега-и-√ассет. „то такое философи€?,Ч ћ., Ч 1991.,'Ч с.78).

»так, философ, в отличие от любого другого ученого, ис≠следует то, что само по себе неизвестно. — учетом этого можно сказать, что философи€ Ч это познание ”ниверсума как "всего имеющегос€". ќбъект философского размышлени€ необычен и парадоксален. ¬ философии мы ищем "целое", но что перед нами, всегда не целое.  роме того, никогда нельз€ быть уверен≠ными в том, познаваем ли наш объект, т. е. может ли быть решена проблема в принципе. ¬с€ истори€ философии есть ис≠тори€ поиска путей ее решени€.

ѕредмет √ераклит впервые использовал слово "философ"

философии в в отношении исследовател€ "природы вещей".
истории ѕлатон полагал, что философ занимаетс€ позна-

человеческой нием вечного, непреход€щего, или сущего само-
мысли го по себе. —огласно јристотелю, философи€ Ч

это изучение высших начал, причин и принци≠пов вещей. ќн называл ее то "наукой о божестве", то просто "мудростью ". (ƒействительно, если рассудок св€зан с упор€≠доченностью мира человеческих отношений, разум Ч с про≠никновением в глубинные взаимосв€зи окружающих нас пред-


Ч----------------- ‘илософи€ как форма духовной культуры ------------------------

метов, то дл€ такого странного, с точки зрени€ обычного чело≠века, стремлени€ постичь первоосновы, первопричины, движу≠щие пружины всего мироздани€ необходим особый термин. “ак, в философские учени€ и вошло слово "мудрость".)

¬ средние века философию начинают трактовать как мир≠скую мудрость, в противоположность теологии как божествен≠ной мудрости. X. ¬ольф под философией понимал науку о всех возможных вещах Ч как и почему они возможны. ».  ант отлича≠ет философию в ее школьном понимании Ч как систему всех фи≠лософских знанийЧи философию как науку об отношении всего познани€ к существенным цел€м человеческого разума. ќн рас≠сматривал ее как науку об абсолютном, но в границах челове≠ческого разума.

—огласно √егелю, "философию можно предварительно определить вообще как мысл€щее рассмотрение гредметов", как науку о разуме, постигающем самого себ€. ‘илософи€ де≠лает предметом анализа само мышление; но это Ч свободный акт, он сам порождает и дает себе свой предмет. ƒл€ Ќ. √артма-на "философи€ €вл€етс€ мировым сознанием, в котором чело≠век, наход€щийс€ в мире, пытаетс€ у€снить себе и мир, и само≠го себ€".

ѕо мысли √. ѕлеснера, дл€ предмета философии харак≠терна неустранима€ скрытность. ѕредмет философии вне ее самой непредъ€вл€ем. “акие темы, как мир, первоначало, душа, Ѕог, гармони€, свобода, истина, давно признаны предметами философского размышлени€. Ќо даже если бы это вызвало у кого-либо сомнени€, то сами суждени€ о принадлежности или непринадлежности этих вопросов к философии нос€т фило≠софский характер.

¬ конечном счете, предметом философии €вл€етс€ то, чем занимаютс€ философы. » наоборот, философом можно назвать того, кто занимаетс€ философией. Ётот порочный круг можно


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика ----------------------------- Ч

разорвать только одним способом: обратитьс€ к истории фило≠софии как к бесспорной реальности культуры и выделить те базисные ключевые проблемы, которые пронизывают философ≠ские изыскани€ от древности до наших дней. Ѕертран –ассел формулирует, например, такой перечень вопросов: "–азделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое матери€? ѕодчинен ли дух материи, или он обладает не≠зависимыми способност€ми? »меет ли ¬селенна€ какое-либо единство и цель? –азвиваетс€ ли ¬селенна€ по направлению к некоторой цели? ƒействительно ли существуют законы при≠роды, или мы просто верим в них благодар€ присущей нам склонности к пор€дку?... —уществуют ли возвышенный и низ≠менный образы жизни, или же все образы жизни €вл€ютс€ толь≠ко тщетой? ≈сли же существует образ жизни, который €вл€етс€ возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем до≠стичь?.. »сследовать эти вопросы, если не отвечать на них, Ч дело философии". (Ѕ. –ассел. »стори€ западной философии.Ч ћ.,Ч1959, Чс. 7Ч8.)

—уд€ по перечисленным вопросам, философию интересу≠ет все то, что составл€ет метафизическое измерение природ≠ного, социального и человеческого быти€. ј если же сказать еще более определенно, то дл€ философского познани€ харак≠терно рассмотрение любых вопросов в особой смысловой плос≠кости, в особом поле напр€жени€, где полюсами выступают "мир" и "человек", "материальное" и "идеальное", "объектив≠ное" и "субъективное" и т. п.

‘илософ- ѕрирода и структура философского сознани€
ское созна- сложна и мало изучена. ≈сли одна из функций
ние философии есть размышление, рефлекси€ над

культурой, то изучение философского сознани€ есть "рефлекси€ над рефлексией", т. е. выступает как метафи-лософска€ проблема.  роме того, в самом этом термине Ч в силу мировоззренческой функции философии Ч сопр€гают-


-------------------- ‘илософи€ как форма духовной культуры -----------------------

с€ два достаточно разных смысла Ч самосознание философ≠ствующего ума, дл€ которого метафизика есть основное собы≠тие в человеческом бытии, и самосознание самой философии как гигантского пласта интеллектуальной культуры, слагающе≠гос€ из различных течений, доктрин, систем и т. п. ¬ культур≠ной истории человечества эти две установки то резко расходи≠лись между собой, то сближались и даже раствор€лись друг в друге.

¬месте с тем уже первые философы, стро€ философию как систему знаний, размышл€€ о космосе, логосе и человеке, за≠думывались и о природе самой философии, ее предназначении и ценности. Ёта традици€ не прерываетс€ вплоть до наших дней. »нтересно, что практически по всем обсуждаемым вопросам можно встретить самые разнообразные точки зрени€. —трем≠ление ко все более глубокому осознанию своих предпосылок, предельных оснований и конечных задач €вл€етс€ органиче≠ской чертой философского мышлени€, которое исторически ре-ализовывалось в противоборстве различных подходов к пони≠манию смысла и ценности зан€ти€ философией.

÷ель философии, утверждал Ёпикур, Ч счастье человека.

"ѕусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. ¬едь никто не может быть недозрелым или перезрелым дл€ здоровь€ души. » кто говорит, что час дл€ филосо≠фии еще не наступил или уже отлетел, уподобл€етс€ говор€щему, что час дл€ счасть€ или еще не пришел или уже не существует. ѕоэтому философи€ необходима и старцу и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновл€лс€ благами, раду€сь прошлому; второму, чтобы он был юношей и, вместе с тем, пожилым по бесстрашию перед гр€дущим".

ќтличительной чертой философского сознани€ €вл€етс€ то, что оно включает в каждый данный момент эволюции всю предшествующую историю философии как свою существенней≠шую часть. “от, кто хочет знать, что такое философи€, Ч дол≠жен в качестве первого шага познакомитьс€ со всеми класси-


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика ---------------------------------

ческими философскими учени€ми прошлого. — этой целью необходимо иметь ключ, некий общий подход к пониманию историко-философской традиции, понимать природу философ≠ских споров, смысл идейного противоборства различных тече≠ний, школ и направлений.

ѕри этом важно составить себе верное представление не только о многообразии и единстве историко-философского процесса, но и об его исторической направленности как цело≠го. Ќо здесь же возникает и нова€ проблема. ƒело в том, что многообразие философских систем есть исторически конста≠тируемый факт, а вот "целостность" и "прогресс" в философии суть пон€ти€, которые требуют специального обсуждени€.

"»стори€ философии показывает, что кажущиес€ различными философские учени€ представл€ют собою отчасти лишь одну фило≠софию на различных ступен€х развити€, отчасти же особые принци≠пы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо систе≠мы, суть лишь ответвлени€ одного и того же целого. ѕоследнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их". (√егель. —оч., г.;, Ёнциклопеди€ философских наук. “. 1, с. 31.)

√егель утверждал, что в видимом хаосе философских тече≠ний просматриваетс€ нека€ едина€ нить развити€, свидетель≠ствующа€ о поступательном, прогрессирующем восхождении идейного содержани€ исторически возникших учений. ¬ этом имманентном движении "абсолютного самосознани€" все круп≠нейшие системы выступают как моменты некой высшей цело≠стности, как следующие друг за другом ступени развивающей≠с€ истины. ѕри этом кажда€ нова€ система возникает как обна≠ружение и обоснование нового принципа (например, принципа субстанции в философии —пинозы) в истолковании ”ниверсу≠ма. ѕоскольку, однако, нова€ философска€ концепци€, соглас≠но гегелевскому пониманию, односторонне развивает провоз≠глашенный ею принцип, противопоставл€€ его содержанию


_____---------------- ‘илософи€ как форма духовной культуры ------------------------

всех других учений, постольку эта концепци€ с самого начала чревата ограниченностью и подлежит диалектической транс≠формации, "сн€тию" в более развитой системе. ¬ результате кажда€ нова€ ступень развити€ вбирает в себ€ все ценное из предшествующего и делает его моментом более богатого по содержанию и тем самым более конкретного целого.

ѕозици€ √егел€ противосто€ла другому подходу к пони≠манию историко-философского процесса, который св€зан с известным выражением Ч "скандал в философии". ќно отра≠жает широко распространенное мнение относительно специ≠фики эволюции философскою знани€: каждое новое учение, направление, школа начинает все сначала, среди крупнейших мыслителей нет единства взгл€дов ни по одному сколько-ни≠будь значительному вопросу. ѕоэтому пересмотр накопленно≠го предшественниками фонда смыслов и истин, расхождение позиций и взгл€дов по самым коренным проблемам быти€ че≠ловека в мире многими воспринимаетс€ как перманентный скандал, ведущий не к росту знани€, а к пол€ризации взаимо≠исключающих школ и направлений.

¬ наше врем€ философское творчество все больше рас≠сматриваетс€ как выражение уникального и самоценного ду≠ховного опыта размышл€ющей личности. — этой точки зрени€ подлинную культурную значимость той или иной системы со≠ставл€ет не то, что в ней есть общего с другими системами, а ее неповторимое своеобразие, присущий творческой личности индивидуальный способ видени€ и миропереживани€.

 то прав в данном споре Ч √егель или его современные оппоненты, этот вопрос отложим до другого случа€, а теперь рассмотрим, какие же ключевые проблемы и основные тече≠ни€ известны в истории философии.


------------------


‘≥шософска€ пропедевтика


Ч


 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 653 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2096 - | 2021 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.