Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема мироустройства




”же архаичный человек заметил, что вещи созда≠ютс€ из того или иного "исходного материала". ƒом строитс€ из кирпичей, а кирпичи производ€т≠ с€ из глины. ћногие предметы бытовой и хоз€й≠ственной жизни человека сделаны, например, из древесины. √лина, песок, металл, древесина и др. Ч это как бы естествен≠ные, природные "начала", или "материал ". ¬ древних мифах эта ситуаци€ отражаетс€ в пон€тии "мировых стихий", таких, как земл€, вода, огонь, воздух, металл и др.

ѕервые философы поставили более общую проблему: что лежит в основе всего сущего? »з чего все возникает и во что все в конечном счете превращаетс€? “ак исходна€ мировоззрен≠ческа€ проблема первоначала превращаетс€ в философ-


.__________ ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

скую. ѕоследн€€ отличаетс€ не только более четкой категори≠альной постановкой вопроса, но и более радикальным мони≠стическим подходом к его решению. ‘илософ ищет единое первоначало. ‘алес в качестве такого начала всех вещей рас≠сматривал воду, јнаксимандр Ч "апейрон" (нека€ беспредель≠на€ стихи€), јнаксимен Ч воздух.

»злага€ учение ‘алеса о первоначале, јристотель исполь≠зует два термина Ч "стойхейон" и "архэ". —тойхейон понима≠етс€ им как первооснова, как общее, субстрат всех вещей, архэ же Ч это первоначальное состо€ние вещей, первоначало, ви≠доизменени€ которого порождают различные наблюдаемые вещи. ¬ода Ч некий материальный субстрат. ¬ то врем€, как свойства, состо€ни€ этого субстрата мен€ютс€, сам он не исче≠зает, но существует вечно. —огласно јнаксимандру, из единого ("апейрона") выдел€ютс€ присущие ему противоположности, например, противоположности теплого и холодного. ¬ апей-роне в скрытом виде заключены такие стихии, как воздух (хо≠лод), огонь (тепло), вода (влага), земл€ (суша).

≈динственный подлинный фрагмент јнаксимандра, сохра≠ненный —имшшцием, гласит:

"ј из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешают≠с€ согласно необходимости. »бо они за свою нечестивость несут на≠казание и получают возмездие друг от друга в установленное врем€".

—огласно √ераклиту, весь мир ("космос") есть лишь изме≠нение материального первоначала Ч огн€: "ћир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламен€ющимс€ и закономерно угасающим". ќгонь как первична€ стихи€ порож≠дает весь предметный мир. —ама€ плотна€ часть огн€ стано≠витс€ землей, земл€ под вли€нием огн€ становитс€ водой; вода, испар€€сь, превращаетс€ в воздух. √ераклит говорит, что "на огонь обмениваетс€ все и огонь Ч на все, как на золото Ч товары и на товары Ч золото".


------------------------------------- ќсновной курс -----------------------------------------

ѕоворотным пунктом в осмыслении проблемы первона≠чала служит атомистическа€ гипотеза ЋевкиппаЧƒемокрита. ≈сли предшествующа€ философска€ мысль вращаетс€ еще в кругу смыслов-пон€тий, восход€щих к мифологическим пред≠ставлени€м о стихи€х, то в учении ƒемокрита мы наблюдаем скачок к совершенно новой семантике пон€тий, не имеющих пр€мого аналога в обыденном опыте людей. ¬ философию вхо≠дит принципиально нова€ иде€Чпон€тие "атома". ƒемокрит пред≠ложил решение проблемы, перевед€ весь вопрос в новую плос≠кость анализа. ќн отказалс€ искать в виде первоначала или пер≠воосновы мира какое-то одно конкретное качество. Ќи один конкретный "материал" и ни одну конкретную стихию (будь то земл€, вода, воздух, огонь, дерево, металл и т. п.) неверно было бы брать за основу. ќснова в этом смысле бескачественна. ¬ основе всего лежит определенна€ совокупность некоторого рода "вещей", которые обладают особыми, предельными, погранич≠ными свойствами. ќни €вл€ютс€ абсолютно твердыми, неде≠лимыми, непроницаемыми. ћежду собой они различаютс€ по форме и по величине. Ёти "неделимые" вещи-частицы, т. е. "ато≠мы", объедин€€сь в разные комбинации, образуют все много≠образие мира наблюдаемых вещей.

¬ основе концепции античного атомизма лежит несколь≠ко философских и физических допущений:

1) любое наблюдаемое качество сводитс€ в конечном сче≠те к количеству и форме (к количественным и структурным исходным данным);

2) вещи делимы не до бесконечности, есть абсолютна€ граница делимости всего сущего;

3) люба€ наблюдаема€ вещь есть комбинаци€ первичных вещей;

4) помимо первичных и вторичных вещей в мире суще≠ствует еще нечто Ч обща€ "рама", вместилище всего сущего, нека€ абсолютна€ "пустота" (пространство);


___________ ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

5) в абсолютной пустоте посто€нно движутс€ абсолют≠ные атомы;

6) атомы, в силу их малости, не наблюдаемы, поэтому с познавательной точки зрени€ они €вл€ютс€ "умопостигаемы≠ми сущност€ми".

—ущественно другой подход к решению проблемы перво≠начала предложил философ јнаксагор. ’од его мысли св€зан с идеей существовани€ первичных вещей как первичных ка≠честв, которые он назвал "семенами вещей". (ѕозднее јрис≠тотель назовет их гомеомери€ми.)  онцепци€ јнаксагора опираетс€ на следующие предположени€:

1) качество несводимо к чему-либо другому, оно есть не≠что абсолютное, исходное, самодостаточное;

2) качества не возникают и не уничтожаютс€, они суще≠ствуют от века;

3) наблюдаемые вещи есть результат смешени€ различных гомеомерий, причем своеобразие вещи определ€етс€ теми ка≠чествами, которые преобладают в данной смеси;

4) кажда€ вещь, равно как и кажда€ гомеомери€ делима до бесконечности;

5) кажда€ вещь так или иначе содержит в себе все каче≠ства; мельчайша€ частица подобна целой вещи, так что между количественным масштабом и качеством нет никакой зависи≠мости;

6) возможно лишь столько качественно различных вещей, сколько извечно встречаетс€ различных гомеомерий;

7) гомеомери€, преоблада€ в той или иной вещи, стано≠витс€ чувственно наблюдаемой.

Ћюбопытно отметить, что атомизм ƒемокрита заложил идейные истоки физики, а концепци€ јнаксагора проложила концептуальный путь химии. ѕо этой причине еще в XIX веке


ќсновной курс

физика и хими€ развивались как бы в параллельных идейно-пон€тийных системах. Ќаучна€ стратеги€ физики была св€зана с поиском атомов и молекул, а стратеги€ химии Ч с поиском химических элементов. “олько в XX веке, в св€зи с развитием квантовой физики, эти две идейные линии встретились и объе≠динились в единой синтетической картине. — точки зрени€ по≠исков первоначал победила физика: все химические элементы были сведены к наборам одних и тех же атомных €дер с раз≠личным количеством вращающихс€ вокруг €дер электронов. ¬прочем, следует отметить и то, что современна€ форма ато≠мизма существенно отличаетс€ в концептуальном плане от его античного варианта. Ёто касаетс€ как проблемы делимости, так и проблемы взаимосв€зи качества и количества на элементар≠ном уровне.

Cvmecmenaa ≈сли отвлечьс€ от проблемы первоначала, то ка≠тегори€ быти€ предстает перед нами в новом из- Щл,пл 00,,,,, мерении, а именно: как проблема устройства вещи в качестве некоторой данности. ¬с€ка€ вещь есть кака€-то определенность быти€ Ч качественна€, ко≠личественна€, структурна€ и др. ¬ещь прежде всего характери≠зуетс€ свойствами. Ќо можно ли сказать, что вещь Ч это и есть лишь совокупность свойств? »ли же, кроме свойств, есть еще и сам носитель этих свойств (так называемый "субстрат")? —огласно философскому учению реизма, мир есть совокупность субстратов и их свойств. ќднако размышлени€ многих фило≠софов, равно как и данные естественных наук, подвод€т к мыс≠ли, что в устройстве вещи важную роль играет еще одна кате≠гориальна€ характеристика. ¬ древности ее называли "форма". —егодн€ мы предпочитаем более емкое пон€тие "структура" (со≠вокупность отношений элементов некой системы). “очно оп≠ределить пон€тие структуры, как и пон€ти€ свойства, чрезвы≠чайно трудно. ≈го смысл лучше по€снить на примере. ¬озьмем три "вещи" Ч уголь, гранит, алмаз. — точки зрени€ "субстрат-


I----------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

ной начинки" они тождественны (состо€т из углерода). ќднако их свойства весьма различны. ѕричина этого обсто€тельства как раз в том, что у них разные структуры, разное соотноше≠ние элементов внутри целого. Ќаконец, следует указать также еще на одну характеристику быти€ вещей, котора€ касаетс€ по≠ложени€ вещи в окружающих ее услови€х. Ёто Ч совокупность "отношений" вещи к другим вещам и €влени€м, а также ее включенность в те или иные целостности, системы, взаимо≠действи€.

Д »так, мы видим, что бытие вещи может харак-

теризоватьс€ такими пон€ти€ми, как свойство, субстрат, структура, отношение. ќднако среди основных "оп≠ределений" вещи следует особо выделить пон€тие качества.  ачество Ч это то, что характеризует вещь как целое, и как то, что отличает вещи данного рода или класса от всех дру≠гих вещей и €влений. ¬озьмем какой-нибудь предмет, например, стол. Ќетрудно заметить, что все свойства этого предмета мож≠но разделить как бы на два типа, на так называемые "суще≠ственные" и "несущественные".  огда измен€ютс€ несуще≠ственные свойства, скажем, цвет стола, его вес, некоторые особенности конструкции и т. п., то само назначение этого пред≠мета как "стола" остаетс€ тем же самым. Ќапротив, если лишить его плоской столешницы, то перед нами уже будет функционально друга€ вещь. ѕоэтому можно сказать, что ка≠чество Ч это совокупность существенных свойств предме≠та, лиша€сь которых предмет перестает быть самим собой, превращаетс€ в нечто другое.

¬ философской литературе врем€ от времени возникает спор о том, сколько качеств в предмете Ч одно или много? — одной стороны, если отталкиватьс€ от выше приведенных рассуждений, то следует признать, что качество как така€ опре≠деленность предмета, котора€ указывает на его целостность, может быть только одно, но с другой стороны, современна€


------------------------------------- ќсновной курс -------------------------------------------

научна€ и хоз€йственна€ практика все чаще и чаще свидетель≠ствует о многомерности любого предмета и €влени€.  ак же решить данную проблему?

¬ернемс€ еще раз к пон€тию качества. —огласно восход€≠щей к √егелю традиции, в основе определени€ категории каче≠ства лежит иде€ о том, что качество есть внутренн€€, тожде≠ственна€ с бытием определенность вещи. Ёта иде€ в принци≠пе, конечно, верна, но в контексте современного научного мыш≠лени€ она требует существенного переосмыслени€. ѕрежде всего это св€зано с рел€тивизацией самого пон€ти€ "существо≠вание".

„то характерно в трактовке категории качества с позиций науки и интеллектуального климата XIX века? ¬нутренн€€ оп≠ределенность вещи, тождественна€ самому факту существова≠ни€, рассматривалась как характеристика, присуща€ вещи "са≠мой по себе".  ачество, определ€емое через категории целост≠ности, спецификации и существовани€, мыслилось как некий абсолютный признак. ≈го относительный характер в рамках диалектического учени€ √егел€ и ћаркса виделс€ только в од≠ном: в возможности превращени€ одного качества в другое в результате нарастани€ количественных изменений.

—егодн€ наше понимание относительности качества ох≠ватывает значительно более широкий спектр. ѕрежде всего, относительными €вл€ютс€ сами исходные (по отношению к пон€тию качества) категории целостности и существовани€. ¬ещь не может существовать сама по себе, вне определенных условий, вне контекста взаимодействи€, вне системы св€зей и отношений. —уществование данной определенности оказыва≠етс€ тождественным с фактом ее принадлежности к той или иной целостности. “ак, предмет, доставленный с «емли на ор≠битальную станцию, приобретает свойство невесомости. Ёлек≠трон в свободном состо€нии существенно отличаетс€ по сво≠им свойствам от электрона внутри атома. Ёлектрон в атоме уже не обладает качеством быть отдельным, данным микрообъек-


№----------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии --------------------

том, он соединен с другими электронами, вход€ вместе с ними в некоторую физическую целостность. ѕоследн€€ вовсе не со≠стоит из электронов (если иметь в виду обычный смысл выра≠жени€ "состоит из"), хот€ она и образуетс€ из них.

Ќо если вещь всегда существует в конкретных услови€х, то это значит, что она актуально про€вл€ет себ€ не во всем по≠тенциально бесконечном многообразии своих свойств, а какой-то одной своей стороной, лишь как конечный набор конкрет≠ных свойств. ¬ещь в своем актуальном бытии оказываетс€ тождественной некоторой совокупности своих свойств. ќче≠видно, что указанное тождество вещи и набора свойств имеет место лишь по отношению к определенному классу ситуаций, лишь в рамках того или иного интервала рассмотрени€. ѕри переходе к другому интервалу актуализируютс€ и станов€тс€ определ€ющими другие свойства вещи.

ќчевидно, можно всегда так сузить интервал рассмотре≠ни€, что актуально про€вл€ющимс€ окажетс€ лишь какое-то одно свойство предмета. ѕример этого анализирует  . ћаркс в " апитале": "...чтобы выразить голову сахара как т€жесть, мы приводим ее в весовое отношение к железу. ¬ этом соотноше≠нии железо фигурирует как тело, которое не представл€ет ни≠чего, кроме т€жести.  оличества железа служат поэтому мерой веса сахара и по отношению к физическому телу сахара пред≠ставл€ют лишь воплощение т€жести, или форму про€влени€ т€жести. Ёту роль железо играет только в пределах того отно≠шени€, которое к нему вступает сахар или какое-либо другое тело, когда отыскиваетс€ вес последнего"(ћаркс  , Ёнгельс ‘. —оч., т.23, с. 66).

¬ рассмотренном примере свойство, качество и сама вещь нео≠тличимы друг от друга: качество тождественно актуализированному в данном интервале свойству вещи, а вещь тождественна качеству. ќд≠нако ничто не мешает подобрать такой объективный интервал рас≠смотрени€, в рамках которого можно выделить как существенные свой≠ства, так и несущественные (т. е. безразличные к существованию


ќсновной курс


' Ћ (,


вещи). ≈сли вспомнить, что совокупность существенных (в рамках данного интервала) свойств образует качество вещи, то можно ска≠зать, что качество оказываетс€ инвариантной характеристикой вещи (т. е. сохран€ющейс€ при различных изменени€х). ќчевидно, что в рамках данного интервала вещь и качество различаютс€ между со≠бой, но при этом вещь не может иметь больше одного качества, ибо качество здесь продолжает оставатьс€ тождественной с бытием опре≠деленностью.

Ќаконец, можно найти еще более широкий интервал рассмотре≠ни€, в рамках которого вещь и качество не €вл€ютс€ тождественными и с точки зрени€ своего существовани€. ¬ещь рассматриваетс€ как синоним более глубокой сущности, котора€ сохран€етс€ и после того как изменилось качество. ¬ пон€тии вещи в этом случае фиксируетс€ более широкий инвариант. ¬спомним хрестоматийный пример с из≠менением агрегатного состо€ни€ воды: превращение одного качества в другое при замерзании воды никак не сказываетс€ на инвариантном характере химической структуры как таковой (Ќ20).

‘иксаци€ более широкого интервала не исключает того, что в его рамках существуют подинтервалы. ѕо существу речь идет о мета-интервале, который фиксирует применимость и осмысленность соот≠ветствующей метаабстракции. ƒругими словами, пон€тие вещи мо≠жет быть шире пон€ти€ качества еще в одном отношении: под вещью понимаетс€ не только актуальное, но и потенциальное. Ќо отсюда сле≠дует тезис о много качественности вещи.


       
   
 
 

»зменчи≠вость и устойчи≠вость быти€

ѕри взгл€де с точки зрени€ "здравого смысла" на окружающую нас действительность мы заме≠чаем, что люба€ данна€ вещь, как и вс€ наблю≠даема€ реальность, в одних своих про€влени€х посто€нно мен€етс€, в других же остаетс€ более или менее стабильной. ћожно поэтому сказать, что, согласно нашему повседневному опыту, в мире есть как момент посто≠€нства, устойчивости, неизменности, так и момент изменчи≠вости, текучести.

ќднако философское размышление над этой проблемой отличаетс€ от обыденного понимани€ универсальностью обоб≠щени€. √ераклит приходит к выводу, что неверно думать, что в мире что-то измен€етс€, а что-то сохран€ет свою определен≠ность. Ќа самом деле "все течет, все измен€етс€". Ќет ничего


----------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

еизменного, вечного, застывшего, абсолютно стабильного, осто€нно пребывающего в одном и том же состо€нии. ѕоче-у же обыденные наблюдени€ свидетельствуют о том, что ка-ие-то аспекты вещей и €влений достаточно стабильны? Ёто можно объ€снить несовершенством наших органов чувств, краткостью нашей жизни и т. п.; ведь темпы изменени€ тех или иных вещей могут быть медленными.

≈сли философский вывод √ераклита рассматривать как тезис, то философска€ позици€ ѕарменида может быть пред≠ставлена как антитезис: окружающее нас бытие абсолютно не≠изменно, вечно в своей стабильности. "Ѕытие есть, небыти€ не существует" Ч таков исходный постулат парменидовской фи≠лософии. Ѕытие по самому смыслу этого слова Ч это то, что есть; оно, следовательно, не может не быть, ибо иначе оно было бы небытием. Ѕытие вечно; ведь если бытие есть, о нем нельз€ сказать, что его не было раньше, т. е., что оно возникает, ибо из ничего и возникнуть ничего не может. —ледовательно, бытие вечно и неизменно, оно не возникает и не уничтожаетс€, все≠гда остава€сь тождественным и равным самому себе.

ѕочему же в таком случае опыт убеждает нас в обратном? ¬се дело в том, полагал ѕарменид, что наши чувства нас обма≠нывают. »стина открываетс€ лишь посредством мышлени€. ѕодвижность, текучесть мира есть видимость, постигаема€ чувствами, а неизменность быти€ есть сущность, постигае≠ма€ разумом. ѕодлинна€ реальность ѕарменида Ч это сверх≠чувственный, трансфеноменальный, умопостигаемый мир.

“аким образом, ѕарменид положил начало философской традиции, св€зывающей текучее с чувственным, неизменное Ч с умопостигаемым. ѕопытка пон€ть диалектику изменчивости и устойчивости быти€ привела к необходимости расширить рамки анализа за счет введени€ еще одной пары категорий: Ђчувственно е-рационально еї.


------------------------------------- ќсновной курс ----------------------------------------

—воеобразным синтезом гераклитовского и парменидов-ского подходов €вилась концепци€ демокритовского атомиз≠ма. ћир атомов Ч это абсолютное, вечное, неизменное бытие. “ак же, как и у ѕарменида, это изначальное бытие €вл€етс€ умопостигаемым. ќднако, в отличие от ѕарменида, мир теку≠чего, подвижного Ч вовсе не иллюзи€ наших органов чувств, а нека€ реальность, хот€ и производна€ от базисного мира. ¬ещи, которые мы познаем через чувства, Ч это неустойчивые комбинации атомов. ƒемокрит возвращает нас как бы к исход≠ной точке зрени€ здравого смысла, однако уже обогащенной философской мыслью предшествующих теоретиков.

ѕротив демокритовской модели быти€ выступает ѕлатон. ¬ данной модели он не находит объ€снени€ тому фундамен≠тальному факту нашей жизни, что окружающие вещи во мно≠гих случа€х имеют сложную целесообразную или совершенную по своим функци€м, формам природу. ≈сли атомы хаотически нос€тс€ в пустоте и случайным образом объедин€ютс€ в окру≠жающие нас тела, то возникает вопрос: как с помощью такого механизма возник столь совершенный космос, живой организм и т. п.? “еори€ ƒемокрита не дает ответа на этот вопрос. ѕла≠тон предлагает свою версию, противоположную демокритов≠ской (антитезис). ¬след за ѕарменидом и ƒемокритом ѕлатон обосновывает существование мира абсолютных, неизменных сущностей. Ќо, в отличие от ƒемокрита, эти сущности он рас≠сматривает не как природные, телесные частицы, а как "идеи". "»де€" Ч это не сама вещь, не нечто телесное, это, скорее, образец вещи, ее проект, ее изначальный смысл.

„тобы пон€ть ход мысли ѕлатона, поставим такой воп≠рос: что изучает математика Ч геометрическую фигуру, напри≠мер, треугольник, нарисованный на доске, или некий совер≠шенный, вечный, идеальный треугольник? ќчевидно, что ма≠тематики изучают не эмпирический мир изменчивых, несовер≠шенных конусов, шаров, ромбов, а мир идеально точных струк-


_----------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии -----------------------

тур, по отношению к которым эмпирические объекты есть жал≠кие копии, временные реализации. Ќо "совершенные" прооб≠разы существуют в отношении не только математических объек≠тов, но и всех вещей вообще. ≈сть несовершенный дом, а есть иде€ "дом". ƒл€ ѕлатона характерно €сное философское ос≠мысление разницы между идеей вещи и самой вещью. ѕри этом он рассматривает мир идей как особый, вне человека и вне эм≠пирического мира существующий пласт реальности. „то каса≠етс€ чувственной действительности, то она €вл€етс€ вторич≠ной, производной, "низшей" реальностью. ѕо сравнению с ѕар-менидом ѕлатон в известной степени реабилитирует чувствен≠ный мир вещей. ќн вовсе не считает его простой видимостью, хот€ и полагает действительностью, так сказать, "второго сор≠та". ќтношение между идеей вещи и самой вещью сегодн€ мож≠но сравнить с отношением между генетическим кодом и жи≠вым организмом.

“аким образом, платоновска€ модель соотношени€ устой≠чивости и изменчивости быти€ строитс€ на следующих допу≠щени€х:

а) мир "первичных вещей" Ч это особый, бестелесный
мир идеальных сущностей, другими словами, в самой реаль≠
ности есть идеальный слой быти€;

б) этот "мир идей" абсолютен, вечен, неизменен;

в) абсолютные идеи служат прообразом конкретных, из≠
менчивых эмпирических вещей;

г) наблюдаемое качество вещи есть отражение смысла, за≠
ложенного в идее этой вещи;

д) мир первичных вещей €вл€етс€ умопостигаемым не в
силу их малости, а по причине их идеальной природы; подоб≠
ное познаетс€ подобным;

е) познание есть постижение идеальной основы быти€.


------------------------------------- ќсновной курс Ч ------ Ч---------------------------

—ледующий шаг в развитие данной проблемы делает јри≠стотель. ѕоследнего не устраивала основна€ посылка филосо≠фии ѕлатонаЧтезис о существовании вне эмпирического мира особого мира идей. јристотель ближе к опыту, эмпирии, здра≠вому смыслу. ќн исходит из того очевидного обсто€тельства, что кажда€ наблюдаема€ вещь (как природна€, так и рукотвор≠на€) "сделана" из какого-то "материала" Ч из глины, дерева, металла и т. д. “ак, многие предметы обихода создаютс€ из древесины. ¬ древнегреческом €зыке первоначальный смысл слова матери€ как раз и означал "древесина". ѕозднее это сло≠во обобщаетс€, вбира€ в себ€ смысл "материала, из которого производитс€ та или ина€ вещь". —ледующий шаг обобщени€ приводит к тому, что под материей подразумеваетс€ уже исход≠ное начало вс€кой вещи вообще.

„то же такое "вещь" по јристотелю? ¬озьмем, например, вазу. „тобы произвести на свет этот предмет, прежде всего, гончар нуждаетс€ в м€гком глин€ном растворе. Ќо что необхо≠димо добавить к исходному материалу, чтобы получилс€ тот или иной предмет? » мало, и много. ћало, ибо нам нужна лишь мысль, образ, иде€ создаваемой вещи. ћного, ибо необходимо форму, как замысел, на практике соединить с конкретным ма≠териалом. »так, вещь есть единство материи и формы.

ƒл€ ѕлатона устройство мироздани€ включало в себ€, прежде всего, систему из двух непосредственно не св€занных между собой миров Ч умопостигаемого мира идеальных сущ≠ностей и мира чувственных вещей. ѕервый Ч вечен, неизме≠нен и совершенен; он постигаетс€ посредством пон€тий. ¬то≠рой Ч изменчив, несовершенен; мы познаем его через чувства. ” јристотел€ вс€ка€ реальность Ч это сплав вечной идеаль≠ной формы и "материи". ѕри этом и форма, и матери€, вз€тые по отдельности, обладают лишь потенциальным модусом бы≠ти€. Ћишь соедин€€сь, они актуализируютс€ в виде наличного мира изменчивых вещей.


Ei---------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии -------------------





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

633 - | 428 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.038 с.