Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќос≥у≥ь




но только одних навыков логического мышле≠ни€. ‘илософи€ должна зан€тьс€ преобразованием духовного склада человека, пробуждением его совести. ѕоэтому можно


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика

сказать, что дл€ того, чтобы последовательно выстроить фило≠софский тип мировоззрени€ на рациональных основани€х, не≠обходимо было выйти за пределы собственно рациональности к »стине, Ѕлагу и  расоте. ‘илософи€ есть не сама мудрость, а бескорыстное стремление, любовь к ней. –азум как орган объективного мышлени€ необходимо включает в себ€ не толь≠ко логическую культуру, но и ценностные установки.

Ѕлаго и  расота объедин€лись в древнегреческой культу≠ре в категорию ѕрекрасного. ≈динство же разумного и пре≠красного, Ћогоса и  осмоса порождало то, что позднее полу≠чило название духовности. “аким образом, духовность, нар€ду с рациональностью и плюрализмом, €вл€етс€ третьим изна≠чальным свойством вс€кого подлинного философствовани€.

ќт человека религиозной духовности философ отличает≠с€ тем, что он стремитс€ к познанию истины не дл€ достиже≠ни€ личной св€тости, а во им€ самой истины; он хочет иссле≠довать вещи согласно их собственной природе, что раскрыва≠етс€ при свете разума. ќт мифопоэтического и художественно≠го познани€ философи€ отличаетс€ тем, что она ищет отобра≠жение истины не в нагл€дных и конкретных формах, а в раци≠онально обоснованных пон€ти€х. Ќо философа нельз€ назвать и ученым в собственном смысле этого слова, ибо выводы, к которым он приходит, €вл€ютс€ не только результатом приме≠нени€ определенного рационального метода, но и плодом его философской интуиции, его стремлени€ к прекрасному, его жиз≠ненного духовного опыта, склада его личности. ‘илософ в подлинном значении этого пон€ти€ в истории культуры всегда €вл€л собой глубокую неповторимую индивидуальность, исто≠рически и социально значимую личность.

¬озникновение философского мировоззрени€ в ƒревнем мире знаменовало собой рождение нового типа духовности в истории культуры. ¬ ƒревней √реции по€вление выдающихс€ философских имен, формирование различных философских


------------------------- »сторические типы мировоззрени€ ----------------------------

школ и направлений было одной из составных частей великого культурного переворота VIIIЧV вв. до н. э. ћировоззрение на≠чинает ассоциироватьс€ с человеческой мудростью, с бескоры≠стным поиском правды жизни, подлинности человеческого бы≠ти€. ћудрость не в том, чтобы много знать и безапелл€ционно судить обо всем. ќна Ч в особом типе мышлени€ и особом образе жизни. "ћногознание,Ч говорит √ераклит,Ч не науча≠ет быть мудрым"; по его словам, мышление Ч великое досто≠инство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушива€сь в природе, поступать с ней сообразно.

ћудрость как сплав разума, добра и гармонии, как свобод≠ный поиск истины, как раскрытие, откровение, обнажение сущ≠ности вещей есть источник и корень вс€кой философии. ѕо мере своего становлени€ философи€ Ч в силу своих объектив≠ных оснований Ч все больше за€вл€ла о своей значимости и роли в оценке сущности исторического процесса и сущности самого человека как субъекта истории.

ƒуховность философии, нацеленна€ на свобод≠ный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию. ¬ живом потоке исторически развивашейс€ мировоззренческой культуры сво≠бодомыслие имело несколько сторон, прежде всего социокуль≠турную и моральную.

—оциокультурный аспект заключаетс€ в том, что в какую бы историческую эпоху ни жил тот или иной философ, он за≠нимаетс€ своим профессиональным делом не в культурном ва≠кууме, а будучи погруженным в определенную систему соци≠альных отношений, культурных традиций, религиозных веро≠ваний и т. п. —тиль мыслительной культуры любой эпохи во многом определ€етс€ теми бессознательно закодированными в социальной пам€ти "ментальност€ми", которые наполн€ют своим специфическим смыслом общекультурные символы, ми≠ровоззренческие модели и категории. ќт философа требуетс€ подлинное бесстрашие мысли, мощный зар€д критицизма и


‘илософска€ пропедевтика

самосто€тельность творческого поиска, чтобы противосто€ть давлению господствующих мыслительных "клише" и схем ин≠теллектуальной де€тельности.

Ќаконец, моральна€ сторона свободомысли€ про€вл€етс€ в том, что философ ищет истину, не приспосаблива€сь к суще≠ствующим социальным, политическим или духовно-практиче≠ским установлени€м. —вобода мысли Ч нравственный импе≠ратив вс€кого подлинного философствовани€. ј значит, отсю≠да вытекает необходимость личного мужества в отстаивании своих философских убеждений, какую бы цену за это ни при≠шлось заплатить. ѕриговоренному к смерти —ократу власти на≠мекали на то, что он может бежать, чтобы спасти свою жизнь. Ќо это означало бы, что философ поставил ценность своей жизни выше философских убеждений. —ократ, как известно, предпочел чашу с €дом. ƒж. Ѕруно за свои убеждени€ взошел на костер инквизиции. Ѕ. —пиноза всю жизнь был гоним за сво≠бодомыслие как в религиозных, так и во всех других мировоз≠зренческих вопросах. Ёто послужило причиной его смерти в расцвете творческих сил. «десь показателен такой эпизод. ¬ 1673 г. —пинозе главнокомандующим французской оккупа≠ционной армии принцем  онде была предложена от "его вели≠чества корол€ ‘ранции" пожизненна€ пенси€, если он посв€≠тит последнему что-либо из своих сочинений. ќтвет голланд≠ского философа гласил: "я свои сочинени€ посв€щаю только истине".


       
   
 
 

ћеханизмы обосновани€ различных типов миро≠воззрени€

Ћюбое мировоззрение господствует, или, по крайней мере, успешно существует в социуме до тех пор, пока люди не обнаружат необъ€с≠нимый "зазор" между мировоззренческой мо≠делью быти€ и самим бытием. ѕоэтому то или иное мировоззрение сознательно или бессоз≠нательно вырабатывает механизмы "спр€мле≠ни€", максимального сближени€ картины мира с природной и социальной реальностью. ƒл€ мифологии таким механизмом бессознательно служил принцип прозрачности. –елиги€ вы-


------------------------ »сторические типы мировоззрени€ ---------------------------

двигает принцип веры. ¬ера св€зана с истинами откровени€, с богоданностью религиозного сознани€. „еловеческий разум Ч в силу своей конечной и субъективной природы Ч не может судить о содержании и критери€х надежности истин открове≠ни€. «азор, если он обнаруживаетс€ на уровне представлений рассудка, устран€етс€ благодар€ простому допущению, что выс≠шее знание может быть и сверхразумным. Ќо этот тезис при≠нимаетс€ на основе принципа веры, а не рациональных рассуж≠дений. »з принципа веры, таким образом, вытекает отрицание постулата об автономности и самодостаточности человеческо≠го разума.

Ќаучное мировоззрение обосновывает свое соответствие реальности ссылкой на принцип научной рациональности, на достоверность тех научных знаний, синтезом которых оно €в≠л€етс€. “ем не менее, поскольку научное мировоззрение есть результат обобщени€, то отсюда вытекает, что оно имеет мень≠шую степень обоснованности, чем само научное знание: ведь люба€ экстрапол€ци€, претендующа€ на универсальность, со≠держит в себе элемент гипотетичности, некий логически не прослеживаемый скачок мысли. » все же ни один другой тип мировоззрени€ не имеет такой высокой степени правдоподо≠би€, такой широкой фактуальной основы, такой обезоружива≠ющей убедительности, как научное мировоззрение.

‘илософское мировоззрение не претендует на абсолют≠ную истину. Ќапротив, оно настаивает на относительности любых мироустроительных схем. ‘илософи€ как бы с самого начала вызывает на себ€ огонь критики. Ќо она не боитс€ это≠го огн€, ибо убеждена, что из всех возможных способов по≠строени€ мировоззрени€ философский способ наиболее до≠стоверный. ‘илософ подвергает сомнению мировоззренче≠ские истины всех родов Ч религиозные, мифологические, на≠учные, философские, он выносит их на суд разума, на суд исто≠рического опыта, он вскрывает лежащие в их основе не€вные предпосылки и ограничени€. ќн не хочет выпустить из виду ни одной возможности, ни одной тропинки, ведущей к истине.


------------------------------ ‘илософска€ пропедевтика --------------------------------

ќн ка бы говорит люд€м: вот перед тобой вс€ человеческа€ муд≠рость, весь многовековой опыт духовных исканий человече≠ства. ƒумай и выбирай, что тебе представл€етс€ наиболее убедительным. я ни на чем не настаиваю, € только показываю логику реального поиска во всей ее сложности и многомерно≠сти. ¬ результате така€ истина оказываетс€ полнее, чем, скажем, истина научна€. ќрудием ее отыскани€ служит принцип фило≠софской рациональности.

"“ам, где кончаетс€ физика, не кончаетс€ проблема; человеку, живущему в каждом ученом, необходима целостна€ истина... ѕеред нами открытое противосто€ние двух типов истин: научной и фило≠софской. ѕерва€ точна, но недостаточна, втора€ достаточна, но неточ≠на. » получаетс€, что эта неточна€ истина €вл€етс€ более глубокой, и Ч не только потому, что ее предмет шире, но и как метод познани€; короче, менее точна€ философска€ истина более верна." (X. ќртега-и-√ассет. „то такое философи€? Ч ћ.,Ч 1991, Ч с. 84.)

—пецифика философии как мировоззрени€ заключаетс€ в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознани€ в каждую данную эпоху, одновременно выступа€ в качестве открывательницы и провоз≠вестницы новой исторической перспективы. Ёто позвол€ет су≠дить о насто€щем, с одной стороны, на основе отрефлексиро-ванного опыта прошлых поколений, с другой Ч с точки зре≠ни€ будущего.

“аким образом, философию, столь похожую на искусство своей эмоциональностью и страстностью, на науку Ч стрем≠лением к доказательности, аргументированности и истиннос≠ти, €арелигию Ч глубинным участием в судьбах людей и исто≠рических процессах, отличает от первого посто€нное стрем≠ление к рациональности, от второй Ч чувственность и персо-нифицированность, от третьей Ч стремление к тому, чтобы истины, ею высказываемые, воспринимались критическим разумом, а не в контексте одной только веры.


»сторические типы мировоззрени€


?


1. ќсновные отличи€ обыденного и мыслительного уровней мировоз≠зрени€. 2. ѕочему обыденного мировоззрени€ недостаточно дл€ се≠рьезного жизненного успеха? 3.  акова роль мифологического миро≠воззрени€ в истории культуры? 4. Ќазовите 9 муз Ч покровительниц искусства и наук. 5. ќсновные четыре черты мифологического миро≠воззрени€ Ч это... (продолжить). 6. ¬ чем сходство и различие ми≠фологического и религиозного типов мировоззрени€? 7. ѕочему ре≠лигиозное мировоззрение немыслимо без веры? 8. ќсновные харак≠теристики научного мировоззрени€? ¬ чем его достоинства и недо≠статки? 9. „ем отличаютс€ между собой мифологическа€, религиоз≠на€, научна€ и философска€ картины мира? 10. ¬ чем отличие науч≠ной и философской истины?


 



 


 


 


I <.!>*>:.



 


 


√лава 3. ‘илософи€ как форма духовной культуры и специфический тип знани€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 475 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

295 - | 298 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.