Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елигиозное мировоззрение




—ледующей исторической формой миропонимани€ €вилась религи€ (от латинского слова "благочестие", "набожность"). ƒревнейшие религиозные веровани€ входили в качестве эле≠мента во многие мифы. Ќо самосто€тельную мировоззренче≠скую функцию религи€ приобретает значительно позднее, ког≠да возникают национально-государственные религии, в кото≠рых вероисповедна€ св€зь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими св€з€ми (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуци≠анство, синтоизм). ќсобенно нагл€дно мировоззренческа€ роль видна на примере наднациональных, мировых религий Ч буд≠дизма (6Ч5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.).

ћировые ѕо€вление национальных и мировых религий

религии оказало мощное вли€ние на эволюцию всей ду-

ховной жизни человечества. ¬ услови€х глубо≠ких социальных потр€сений и катаклизмов, разломов в куль≠турном бытии целых народов, в том числе в ситуации кризиса –имской империи, такие мировые религии, как христианство, позднее ислам, берут на себ€ задачу сохранени€ духовности и важнейших культурных традиций, "...христианство, Ч пишет –. “арнас, Ч царило в культуре «апада в течение почти всего ее существовани€ Ч не только €вл€€сь ее главнейшим духовным стимулом на прот€жении двух тыс€челетий, но также оказыва€ вли€ние на философское и научное развитие в эпоху ¬озрож≠дени€ и ѕросвещени€. ƒа и сегодн€ Ч пусть не столь €вно, но от этого не менее властно Ч христианское мировоззрение все


------------------------ »сторические типы мировоззрени€ ------------------------------ Х

еще воздействует на культурную атмосферу «апада Ч по сути, пронизыва€ ее, Ч даже если на первый взгл€д она и представ≠л€етс€ совершенно мирской." (“арнас –. »стори€ западного мышлени€.Ч ћ., 1995, с. 81).

Ћюбопытно, что Ѕибли€ €вл€етс€ самым распространенным в мире произведением; она полностью была переведена на 314 €зыков. ≈е считают и первой книгой, св€занной с печатным станком: в 1454 г. »оганн √утенберг, его изобретатель, опубликовал в ћайнце, √ерма≠ни€, впервые типографским способом 42 строки из Ѕиблии. ѕодсчи≠тано, что между 1815 и 1975 гг. было напечатано 2,5 млрд. экземпл€≠ров Ѕиблии. —амые древние библейские тексты (глава 6, стихи 22Ч 27), выгравированные на двух серебр€ных амулетах, были найдены под Ўотланд-ской церковью в »ерусалиме в 1979 г.; они относ€тс€ приблизительно к 587 г. до н. э.

¬ религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-прак≠тическое освоение мира осуществл€етс€ через его раздвоение на св€щенный (сакральный) и повседневный, "земной" (про-фанный). ќднако проработка идеологического содержани€ ре≠лигиозной системы взгл€дов поднимаетс€ на качественно иной уровень. —имволизм мифа замен€етс€ сложной, порой утон≠ченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, пон€тийные построени€. ¬ажнейший принцип построени€ мировых религий Ч моно≠теизм, признание единого бога. ¬тора€ качественно нова€ чер≠та Ч глубока€ духовно-этическа€ нагруженность религиозно≠го мировоспри€ти€. –елиги€, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как суще≠ства, с одной стороны, "греховного", погр€зшего во зле, с дру≠гой стороны, сотворенного по образу и подобию —оздател€.

¬ отличие от предшествующих религиозных учений, хри≠стианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой принадлежности. "»з всех харак≠терных черт новой религии стержневым оказались прит€зани€ христианства на универсальность и на масштабность истори≠ческих свершений: подобна€ категоричность имела иудейские


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика -------------------------------

корни. »удео-христианский Ѕог Ч это не племенной либо по≠лисный бог, один из немногих, но единственный подлинный и верховный Ѕог, “ворец ¬селенной, ѕовелитель истории, все≠могущий и всеведающий, вездесущий ÷арь ÷арей, чьи непрев≠зойденные сила и власть требовали преданности и подчинени€ равно от всех народов, от всего человечества". (“арнас –. »с≠тори€ западного мышлени€ Ч ћ, 1995, с. 85).

—тановление религиозного сознани€ падает на период раз≠ложени€ родового стро€. ¬ эпоху раннего христианства рацио≠нальна€ соразмерность, гармоничность космоса древних гре≠ков замен€етс€ картиной мира, полной ужасов и апокалипси≠ческих видений, тем воспри€тием социальной реальности, ко≠торое складывалось у порабощенных народов –имской импе≠рии, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрываю≠щихс€ в пещерах и пустын€х ѕередней и ћалой јзии семит≠ских племен. ¬ услови€х всеобщего отчуждени€ многие люди были практически лишены всего Ч крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. »менно в этот период, переломный и траги≠ческий момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все люди, независимо от соци≠ального положени€ и этнической принадлежности, равны пе≠ред ¬севышним, человек Ч носитель величайшего, доныне невостребованного богатства Ч бессмертной души, источни≠ка нравственной силы, духовной стойкости, братской солидар≠ности, бескорыстной любви и милосерди€. ќткрылс€ новый, неизвестный люд€м предшествующей эпохи космос Ч космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и уни≠женного человеческого существа.

Ѕлагодар€ чему человек может находить опору, загл€нув в свою собственную душу? Ѕлагодар€ тому, что она получает в религиозном сознании особый онтологический статус. ƒуша бессмертна и дарована нам свыше. Ѕлагодар€ этому мы полу≠чаем способность ощущать нашу жизнь как бытие в Ѕоге и че≠рез Ѕога.


»сторические типы мировоззрени€

ƒл€ последователей другой мировой религии Ч исла≠ма Ч вол€, мудрость и любовь ¬севышнего к люд€м выража≠ют сокровенную сущность тех событий, которые составл€ют реальную ткань человеческой истории. »слам пришел в араб≠ский мир в середине 7 века и положил начало формированию мощной исламской цивилизации, что находитс€ в тесном вза≠имодействии с цивилизацией восточноевропейской, развившей≠с€ под сильным воздействием православного христианства, и западноевропейской, религиозным про€влением которой слу≠жат католицизм и протестантизм.

—ледует обратить внимание на то, "что ислам формировалс€ в тесном взаимодействии с различными течени€ми прежде всего вос≠точного (православного) христианства, а потому взаимопонимание между православными и мусульманами в значительной мере облег≠чено. “ак было на прот€жении более чем тыс€челетней истории на≠шей страны, и в наши дни можно видеть черты сходного отношени€ ко многим €вл€ени€м жизни у представителей этих цивилизаций...  ризис, который переживает современный мир (и «апад, и ¬осток), несмотр€ на очевидные успехи науки и бурный прогресс в области материального производства, ставит перед человечеством новые про≠блемы, разрешение которых потребует объединений всех духовных сил. ѕреодолеть раскол между верующими и неверующими, между людьми различных вероисповеданий и между людьми, придержива≠ющимис€ различных взгл€дов на желательное социальное устройство общества, Ч насто€тельна€ необходимость нашего времени". (Ѕах≠тин ё. Ѕ. ∆изнь ћухаммеда. ћ., 1991, с. 491Ч494).

¬ера как –елиги€, в своей развитой форме, как на «ападе,

приниип так и иа ¬остоке предлагает свои ответы на ми-

религиозного ровоззренческие вопросы людей в новых исто-
сознани€ рических услови€х, когда старые мифы и €зы-

ческие веровани€ уже перестали удовлетвор€ть массового человека. ¬ сознании людей происход€т глубокие перемены. ” человека сформировалась способность к крити≠ческому взгл€ду на окружающую жизнь, способность к реф≠лексии и самоанализу. –елиги€ как исторически новый тип мировоззрени€ не могла опиратьс€ на принцип прозрачности.


------------------------------ ‘илософска€ пропедевтика ----------------------------------

ƒл€ того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовалс€ существенно иной способ их обосновани€. Ќа смену прозрачности мифа приходит принцип веры. ¬ера есть уверен≠ность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. ѕредмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его та≠ковым. ¬ера выступает как психологический механизм приве≠дени€ в соответствие религиозного мировоззрени€ и окружа≠ющей действительности. »стины религии не нуждаютс€ ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по опреде≠лению они даны свыше. ќни либо принимаютс€ сердцем, глубинной экзистенцией человека, либо не принимаютс€. ÷ен≠тральной задачей институализированной религии поэтому €в≠л€етс€ "укрепление духа веры". –елиги€, согласно ».  анту, €вл€етс€ познанием наших об€занностей в виде существенных законов любой свободной воли, которые, однако, должны рас≠сматриватьс€ как божественные заповеди.

ѕереход от мифологии к религии зан€л целую историче≠скую полосу, включа€ промежуточные формы. “ак, уже в эпоху египетского ƒревнего царства в знаменитом "ћемфисском богословском трактате" (середина III тыс€челети€ до н. э.) мы встречаем четко выраженную монотеистическую трактовку бога ѕтаха.   нему, как к единому началу, восходит все существую≠щее Ч от других богов до червей.

Ќо и в ≈гипте, и в ћесопотамии, и в других древних цивилизаци€х бо≠жественное понималось как имманентное: боги были в природе. ≈гипт€≠не видели в солнце все, что доступно человеку в его знании о “ворце; ва≠вилон€не видели в нем бога Ўамаша, вершител€ справедливости. ѕринци-


------------------------ »сторические типы мировоззрени€ -----------------------------

пиально иную картину мы наблюдаем в веровани€х древних евреев эпохи псалмистов и пророков. »х бог не был в природе. ќн был трансцендентен природе, знамену€ выход религиозно≠го мировоспри€ти€ в сверхприродную реальность.

І 4. Ќаучное мировоззрение

√овор€ об исторических формах мировоззрени€, нельз€ обойти также науку. —уществует ли такой феномен, как "науч≠ное мировоззрение", и если да, то что оно означает? » можно ли говорить о нем как о "самой верной", высшей форме миро≠понимани€?

ѕрежде всего нужно иметь в виду, что наука как духовное образование не ставит своей задачей производство мировоз≠зренческого знани€ (в отличие от мифологии, философии и религии). ќднако, исследу€ разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики научного познани€ неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знани€ как побочный продукт. ¬ истории цивилизации нередко случалось так, что те или иные научные открыти€, обобщени€, выводы приобретали в духовной культуре людей мировоззренческую _ значимость. Ќапример, создание в XVIЧXVII вв. гелиоцент≠рической модели само по себе представл€ло собой специаль≠но-научную, сугубо астрономическую проблему. ¬месте с тем, в силу сложившейс€ мировоззренческой традиции (что видно на примере религиозных текстов), вопрос этот оказывалс€ на≠пр€мую св€занным с вопросом о месте человека в мире. ¬ XIX в. такую же мировоззренческую остроту приобрела дру≠га€ естественнонаучна€ проблема Ч происхождение жизни и человека на нашей планете.

¬ нашем столетии мировоззренческую нагруженность имели многие открыти€ в физике, биологии, космологии, ки≠бернетике, психологии. √лубокий метафизический интерес, далеко выход€щий за пределы научных кругов, вызвали выво-


                 
   
     
 
 
 
 
   
   
 


------------------------------ ‘илософска€ пропедевтика ■ -----------------------------

ды теории относительности о рел€тивности пространства и времени, исследовани€ "последних кирпичиков мироздани€" в квантовой физике, теори€ Ѕольшого взрыва и "антропный принцип" в космологии. Ѕольшой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиес€ открыти€, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого и ле≠вого мозга, дискуссии по проблемам моделировани€ интеллек≠та, изучение неординарных состо€ний сознани€, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефар≠макологических методов глубинной психотерапии.

”ченый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную мироустроительную проблему. Ёто не входит в его компетенцию. “ем не менее на≠учна€ практика и логика исследователь-ской де€тельности так или иначе подвод€т ученых к необходимости выработки интег≠рального образа изучаемой реальности, научной картины мира, возникающей в результате синтеза знаний, получаемых в раз≠личных научных дисциплинах. “аким образом, наука, не зани≠ма€сь мировоззрением в целом, производит отдельные его бло≠ки, такие, как картина мира и научный "образ человека".

ƒл€ научного мировоззрени€ характерны следу≠ющие особенности:

Х рациональна€ обоснованность;

Х частичность;

Х неуниверсальность.

ѕерва€ особенность вытекает из того, что научное миро≠воззрение €вл€етс€ обобщением научных знаний. ѕроизводство же последних осуществл€етс€ на основе принципа научной ра≠циональности. ”казанный принцип регулирует специфические способы обосновани€ знани€ Ч эмпирические, логические, конвенциональные.


'LitЧ- ----------------- »сторические типы.мировоззрени€ -------------------------

Ёмпирическое обоснование опираетс€ на фактуальную основу, оно св€зано с обращением к данным наблюдени€, из≠мерени€, к экспериментальному контролю за получаемым зна≠нием. Ћогическое обоснование есть выводимость по правилам логики одних знаний из других, истинность которых уже дока≠зана.  онвенциональный аспект рациональности вытекает из условно принимаемых в данной научной теории исходных до≠пущений и определений.

„астичность научного мировоззрени€ обусловлена тем обсто€тельством, что оно включает в себ€ не все элементы мировоззренческого сознани€, а лишь некоторые, например, "картину мира", но практически не предполагает смысложиз-ненной тематики. „то касаетс€ неуниверсальности, то речь идет о том, что никака€ научна€ картина мира в принципе не может быть метафизической в том смысле, в каком этот термин упот≠ребл€ет ’айдеггер, т. е. быть моделью мира как целого, мира как ”ниверсума. „аще всего мы имеем дело с естественнона≠учной картиной мира, отражающей и обобщающей конкрет≠ный уровень развити€ естествознани€.

—тановление јнтична€ и средневекова€ наука, накаплива€ спе-
научной циальные знани€, вообще не претендовала на

картины выработку какой бы то ни было модели ”нивер-

мира сума. ≈стественнонаучна€ картина мира как ре-

зультат междисциплинарного синтеза по€вл€ет≠с€ лишь в Ќовое врем€. »сторически первой ее формой была механистическа€ картина мира.

¬ажно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по сво≠ей структуре и содержанию сло€. ѕервый слой, (конкретное, "рецептивное" знание), давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мо≠реплавател€ (астрономи€), земледельца (геометри€), купца


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика -------------------------------

(арифметика) и др. ¬торой слой знани€ по своим истокам но≠сил чисто умозрительный характер. јристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бы≠ти€. ¬ силу того, что сущностный уровень быти€ непосред≠ственно ненаблюдаем, он составл€ет "запредельный", умопос≠тигаемый мир. ѕоэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией дл€ проверки всеоб≠щих и высших истин. “олько ум непосредственно созерцает высшие основоположени€ и непосредственно усматривает их истинность. ѕозднее этот слой знани€ был назван "метафизи≠кой". ¬ силу сказанного јнтичность знает только натурфило≠софскую модель мира.

¬ эпоху —редневековь€ мир умопостигаемого оказалс€ по преимуществу объектом мировоззренческого осмыслени€ со стороны теологии. ÷ентральна€ иде€ богословской метафизи≠ки Ч иде€ иерархической структуры мироздани€. “еологи раз≠рабатывали эту идею применительно к потребност€м религи≠озного миропонимани€.

ƒо тех пор, пока в истории цивилизации монопольное положение занимали мифологи€, философи€ и религи€, а на≠ука делала лишь первые шаги в своем становлении, господ≠ствовало убеждение, что объектом последней €вл€етс€ прежде всего подлунный мир, а мир небес был той ареной, на которой научное знание признавалось недостаточным. ¬ажнейшей осо≠бенностью ньютонианской научной революции XVII века €ви≠лось то, что она рискнула сделать объектом точного научного исследовани€ "мир в целом ". ¬первые наука за€вила о своем праве изучать и адекватно постигать всеобщие принципы бы≠ти€ и "всемирные" законы (как, скажем, закон всемирного т€≠готени€). ƒуализм наблюдаемого и умопостигаемого, подлун≠ного и небесного, конечного и бесконечного преодолеваетс€ не на пут€х философского умозрени€ или богословских спеку≠л€ций, а на пут€х экспериментально контролируемых теорети≠ческих построений.


ДЧ-------------- »сторические типы мировоззрени€ -------------------

"Ћишь после того, как удалось, исход€ из общей точки зрени€, одними и теми же законами объ€снить и небесные и земные €влени€, по€вилась возможность и необходимость первой естественнонаучной картины мира Ч картины мира ньютоновской физики с характерной дл€ нее абсолютизацией законов механики" (—. Ѕ.  рымский, ¬. ».  узнецов. ћировоззренческие категории в современном естествоз≠нании. 1983, с. 124).

Ќаука XVII в. вырабатывает модель объ€снени€ при≠родного целого, в основе которой лежала иде€ причинной обу≠словленности всех физических процессов; главна€ цель позна≠ни€ Ч отыскание законов природы, при этом сам закон пони≠маетс€ как жестко фиксированное каузальное и однозначное соотношение €влений. —ледует заметить, что этот образец объ€снени€ постепенно стал переноситьс€ в другие области, вплоть до биологической и социальной. ”бежденные в рацио≠нальном и поддающемс€ количественному анализу устройстве природы, естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познани€; а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете мо≠жет быть познано до конца, исчерпывающим образом и при≠том исключительно научными средствами. Ёта убежденность ученых составл€ла важнейший элемент научной рационально≠сти классического естествознани€.

»спользование методов и принципов конкретной науки в решении относимых раньше к "метафизике" проблем способ≠ствовали тому, что научные достижени€ XVIIЧXVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. ¬ ито≠ге завершивший ньютоновскую теорию ѕ. Ћаплас мог с гор≠достью утверждать, что его "система мира" не оставила нере≠шенной ни одной астрономической проблемы, а ∆. Ћагранж с завистью отметил, что ученым дан всего один "”ниверсум" и ». Ќьютон уже успел его объ€снить.

¬ыработка целостного взгл€да на природу на базе ме≠ханистических представлений и формирование соответству≠ющей парадигмы классического естествознани€ €вились


‘илософска€ пропедевтика

гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функ≠ции науки. «десь нужно, однако, обратить внимание на внут≠реннюю неоднородность и противоречивость методологи≠ческих оснований формируовавшегос€ в ту эпоху естествозна≠ни€. ќчевидно, что по своей сущности ньютонианска€ програм≠ма выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы и философские составл€ю≠щие. ќбщие установки этой программы Ч исчерпывающа€ по≠знаваемость реальности, объ€снение природы из нее самой, тре≠бование "натурального" описани€ и отказ от "сверхприродных" причин, использование математического €зыка и обращение к эксперименту как "пробному камню" теории, имели направл€≠ющее и стимулирующее значение дл€ развити€ естествознани€, выход€щее за рамки собственно механики и даже классиче≠ской физики в целом. ¬месте с тем в ней были такие компонен≠ты, которые на определенном этапе развити€ научной мысли достоинства превращали в недостатки, а именно Ч экстрапо≠л€ци€ механистических представлений на всю природу, отри≠цание многокачественности материи.

"¬ программе классического естествознани€ можно ретроспек≠тивно выделить три последовательных сло€. ѕервый слой св€зан с установками механицизма; его узость и историческа€ ограниченность обнаружилась уже в первой половине XIX в. ¬торой слой Ч это уста≠новки физикалистского мировоззрени€ в целом; последние исчерпа≠ли себ€ примерно к середине XX в. „то касаетс€ третьего сло€, то в данном случае речь идет о том специфическом типе научной рацио≠нальности, который ориентирует науку всецело на исследование ре≠альности по образцу физической науки. »сторическа€ ограниченность такого типа научной рациональности начинает осознаватьс€ лишь в современную эпоху". (ћ.  . “рифонова. —овременна€ научна€ рево≠люци€., 1987, с. 24Ч25).

¬ середине XIX в. на смену механицизму приходит элект≠ромагнитна€ картина мира. –еволюци€ в естествознании, на≠чавша€с€ на рубеже XIXЧXX вв., предопределила по€вление новой неклассической картины мира, опирающейс€ на ради≠кальные физические идеи теории относительности и кванто≠вой механики. —овременные представлени€ о мировом целом


Ч-Ч■---------------------- »сторические типы мировоззрени€ --------------------------

складываютс€ в результате обобщени€ веро€тностной модели, принципов инвариантности (включа€ различные законы сохра≠нени€, принципы относительности и симметрии) и др.

" осмос " и —ущественным результатом эволюции научного
"мир" мировоззренческого сознани€ стало изменение

содержани€ пон€тий "космос" и "мир".

—лово "космос" Ч греческого происхождени€, оно озна≠чает пор€док, стройность. ‘илософы ƒревней √реции пони≠мали мироздание как упор€доченную гармоничную систему, противопоставл€€ ей хаос, беспор€док. " осмос" дл€ древних греков Ч источник красоты, гармонии в €влени€х природы. Ёто точка зрени€ держалась очень долго. ƒаже  оперник счи≠тал, что орбиты планет должны быть окружност€ми, потому... что окружность красивее эллипса. ¬о второй половине XX века произошел огромный скачок в познании физической природы космических €влений. " осмос" перестал быть абстрактным по≠н€тием. —ейчас различают четыре уровн€:

а) ближний космос (околоземное пространство), включа≠
ющее магнитосферу «емли. Ёта область начала активно осваи≠
ватьс€ приборами и непосредственно человеком в космиче≠
ских полетах;

б) —олнечна€ система: —олнце, планеты, их спутники,
межпланетна€ среда.

¬ XX веке Ч это сфера, где активно уточн€лись парамет≠ры, размеры, динамика отдельных процессов. ћожно сказать, что осваивает человек этот космос как дом: с любопытством, осторожностью и надеждой. —ообщим дл€ любознательных ■некоторые характеристики этого дома (думаетс€, что в буду≠щем веке он будет интересовать человечество еще больше).

ћасса —олнца Ч169 889 X 1027т, что в 332 946,04 раза больше массы «емли и составл€ет 99,866 % общей массы —олнечной систе≠мы. “емпература в центре —олнца Ч 15 400 000∞ , давление Ч 255


‘илософска€ пропедевтика


 


750 000 т/см2. Ќаш желтый карлик сжигает 4 млн. тонн водорода в секунду, поэтому примерно через 5 млрд. лет энергетические ресурсы —олнца будут исчерпаны.

–ассто€ние от —олнца до «емли Ч 152 098 200 км в перигелии и 147 097 800 км в афелии. —редн€€ скорость движени€ «емли по своей орбите Ч 107 210 км/час.

¬ —олнечной системе 9 планет, кажда€ их которых обозначает≠с€ определенным символом (знать который неплохо хот€ бы потому, что в современной культуре они посто€нно фигурируют в модных сей≠час астрологических прогнозах):



 


—ама€ больша€ планета Ч ёпитер, его масса приблизительно в 318 раз больше массы «емли; сама€ маленька€ и холодна€ Ч ѕлутон. —ама€ быстра€ Ч ћеркурий, его орбитальна€ скорость 172 248 км/час. —ама€ гор€ча€ (и сама€ близка€ к «емле) Ч ¬енера. “емпература на ее поверхности Ч 462∞—. “емпература на поверхно≠сти ћарса колеблетс€ от 29,4∞ — до Ч 123∞—.

¬ —олнечной системе около 2 млн. комет, сама€ известна€ Ч комета √алле€, о которой встречаютс€ свидетельства уже в 467 г. до н. э. — тех пор она навещает «емлю через каждые 76 лет.

≈жегодно на «емлю падает около 150 крупных метеоритов; древ≠нейший из них ( рахенбергский) имеет возраст на 70 млн. лет стар≠ше возраста —олнечной системы, а самый известный Ч св€тын€ ис≠лама в  аабе.

в) √алактика Ч звездна€ система, в которую входит и —олнце (одна из примерно 200 млрд. звезд, ее составл€ющих). —лово galaktikos (греч.) означает "млечный, молочный". "ћлеч≠ный путь" €вл€етс€ частью т. и. "местной системы" галактик; 56


Ч-------------------- »сторические типы мировоззрени€ ---------------------------

вне нашей √алактики, как установила астрономи€ XX века, су≠ществует множество √алактик самых разнообразных форм и структуры. —овокупность √алактик всех типов, квазаров и меж≠галактической среды образует ћетагалактику, или ¬селенную.

г) ¬селенна€ Ч вс€ окружающа€ нас часть материального мира, доступна€ наблюдению и содержаща€ различные типы объектов Ч от элементарных частиц, атомов и молекул до пла≠нет, звезд, скоплени€ галактик, дисперсного вещества и физи≠ческих полей.

¬ажнейшими особенност€ми научной картины мира вто≠рой половины нашего столети€ €вл€ютс€ тенденции к прин€≠тию идей относительности и многомерности. ¬ последние годы все большую привлекательность у ученых вызывают гипотезы о "многомерных мирах". ¬ контексте современных космологи≠ческих теорий Ѕольшого взрыва формируютс€ принципиально новые представлени€ о характере крупномасштабной структу≠ры ¬селенной, о ее €чеисто-сетчатой природе, о космическом плюрализме.

—ущественным результатом эволюции мировоззренче≠ского сознани€ современной науки была рел€тивизаци€ пон€≠ти€ "мир ". —отни лет это пон€тие отождествл€лось с предель≠но широкой категорией ”ниверсума, т. е. со всей полнотой су≠щего, всего, что соотноситс€ с объективной реальностью во≠обще. —овременна€ рел€тивист-ска€ космологи€ плотную по≠дошла к разработке физически конечных, хот€ геометрически и неограниченных моделей ¬селенной. Ќаука столкнулась с воз≠можным фактом конечности мира как с точки зрени€ его про≠странственной замкнутости, так и с точки зрени€ времени его существовани€. ќдновременно с этим вопросом возникла и друга€ проблема: €вл€етс€ ли наша ¬селенна€ уникальной, един≠ственной? ¬ажнейшим мировоззренческим следствием общей теории относительности €вилось представление о том, что наша


‘илософска€ пропедевтика


¬селенна€ €вл€етс€ одним из бесконечного множества различ≠ных по своим свойствам миров. ¬ этом случае ”ниверсум ох≠ватывает все множество самозамкнутых миров-вселенных. “ем самым снимаетс€ парадоксальный вопрос: что было, когда на≠шего мира не было (т. е. до момента Ѕольшого взрыва)?

„ем один мир, ¬селенна€, может отличатьс€ от другого с принципиальной точки зрени€? ѕрежде всего "сценарием его развити€" после начала отсчета его физического времени, а также теми возможност€ми, которые заложены данным сце≠нарием. Ќаша ¬селенна€ в момент Ѕольшого взрыва должна была иметь некоторые характеристики, например, значени€ фундаментальных констант, которые задают возможность ее усложнени€.

 
 

 акие же мировые константы определ€ют своеобразие нашей ¬селенной? »х п€ть:

 

е= 1,6022 X 10"

»менно эти исходные физические характеристики обес≠печивают возможность такого развити€ нашего мира, которое приводит к возникновению жизни и разума.  ак говорит изве-


---- ■---------------- »сторические типы мировоззрени€ --------------------------

стный ученый Ѕ.  артер, то, чего мы ждем от наблюдений, должно быть ограничено услови€ми, необходимыми дл€ нашего существовани€ как наблюдателей.

¬ других мирах, при других сценари€х эволюции, при других значени€х мировых констант возникновение жизни и человека может быть в принципе исключено. —ам факт суще≠ствовани€ человека требует, чтобы ¬селенна€ обладала такими свойствами, которые выдел€ют наш мир из множества других.

І 5. ‘илософское мировоззрение

¬ чем же отличие философии как типа мировоззрени€ от других мировоззренческих систем? ѕериод становлени€ фило≠софии приходитс€ на особый, осевой момент в истории куль≠турного самоопределени€ древних цивилизаций. Ёто было вре≠м€, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмыслени€ и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Ётот процесс захватывает прежде всего древнегреческий мир. –езкое усиление торговых и куль≠турных св€зей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизаци€ми Ч такими, как ≈гипет,Ч порожда≠ло процесс взаимопроникновени€ культур, религиозных веро≠ваний, мироустроительных систем, философских учений.

Ёто неизбежно расшатывало целостность архаичного пред≠ставлени€ о мире. ¬се больше осознавалась условность, отно≠сительность и противоречивость старых мировоззренческих схем. Ёто была насто€ща€ духовна€ революци€. –ечь шла не просто о замене одного мировоззрени€ другим, а о радикаль≠ном изменении самого отношени€ к мировоззрению как духов≠ному образованию. ѕостепенно люди начинали осознавать принципиальную проблематичность, неуникальность этого феномена, его открытость дл€ критического осмыслени€ со стороны обычного человеческого рассудка.


‘илософска€ пропедевтика


H


Ќа место единого дл€ всех миропонимани€ пришло мно≠жество различных, часто конкурировавших между собой моде≠лей мира, нравственных устновок, религиозных учений и т. п. ќт мировоззрени€ как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности Ч к факту множественности своих взгл€дов на мироустройство. ¬озникла нова€ духовна€ ситуаци€ Ч ситуаци€ смысложизенного поиска, свободного выбора и духовного самоопределени€.

ќднако что же может служить основанием дл€ мировоззренческого выбора? Ёто Ч следование культурной традиции, вера или разумные дово≠ды, т. е. культурно-исторические, психологиче≠ ские и гносеологические основани€. “е, кто предпочел опиратьс€ на разум, на рациональную аргументацию и стал называтьс€ философом. »з всех возможных способов обосновани€ мировоззрени€ по-насто€щему убедительной и убеждающей философы принимали ситуацию, когда на суд ра≠зума выставл€ютс€ все доводы, все основани€ и аргументы. –а≠циональность €вилась, таким образом, и отправной точкой, и формой развити€ философии как феномена культуры.

‘илософска€ рациональность как раз и означает специ≠фический способ приведени€ в действие механизмов мышлени€ с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рас≠смотрени€ проблемы. »сторически философска€ рациональ≠ность формируетс€ именно в услови€х распада единого дл€ архаического общества мировоспри€ти€. „еловек оказалс€ в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а за≠тем и необходимость собственного выбора определенного взгл€да на мир, выбора, который уже не был скован грузом тра≠диций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. —итуаци€ свободного выбо≠ра требовала поиска каких-то объективных оснований. “аки≠ми основани€ми не могли быть ни веление сердца, ни личные


»сторические типы мировоззрени€

или групповые интересы. ¬ этом контексте единственными ос≠новани€ми; которые представл€лись объективными, были доводы разума.

ѕервым непосредственным следствием этого €вилс€ плю≠рализм философских систем. “ам, где была философи€, там воз≠никала не только апелл€ци€ к логическим аргументам, но и ин≠теллектуальна€ конфронтаци€, диалог, спор. ќт плюрализма мировоззрений как особенности культурного быти€ эпохи че≠рез рациональность к плюрализму философских систем как следствию Ч такова была логика развити€. ¬се дело в том, что интенсивный и многообразный опыт философствовани€ уже на первом этапе становлени€ философского сознани€ показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределени€ человека рациональна€ аргументаци€ сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимани€.

ќтмеченное выше обсто€тельство следует рассматривать как фундаментальный факт дл€ понимани€ самой природы философии как феномена культуры, с одной стороны, и пони≠мани€ природы рациональности, с другой.

¬хождение рациональности в древнегреческую культуру (философию, искусство, науку и др.) породило и такие любо≠пытные €влени€ мыследе€тельности, как практика софистов Ч "платных учителей мудрости". »звестно, что сама по себе ло≠гика может быть использована дл€ оперировани€ формальны≠ми доводами рассудка, когда разум спит. ћыслительна€ культу≠ра становитс€ предметом коммерции, средством обогащени€. —офисты стали учить искусству рационально убеждать так, что≠бы люди могли воспользоватьс€ приобретенными умени€ми не в интересах истины, а по соображени€м личной выгоды.

‘илософи€ «адача подлинной философии между тем Ч раз-

и dvxoe- будить разум как орудие бескорыстного поиска

истины. Ќо чтобы разбудить разум, недостаточ-





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1060 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1576 - | 1535 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.086 с.