Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбыденное мировоззрение




ћировоззрение людей всегда существовало в историчес≠ки определенных и социокультурно обусловленных формах Ч мифологии, религии, философии, науки.  роме того, различа≠ютс€ два основных уровн€ его функционировани€ Ч обыден≠но-практический (жизненно-повседневный) и мыслительный (когнитивно-теоретический). “акое разделение по "вертикали" начинает обнаруживатьс€ уже в древних обществах и сохран€≠етс€ до наших дней. –азумеетс€,взаимосв€зь и взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого со≠знани€ со временем мен€лись и, в зависимости от господствую≠щего типа миропонимани€, приобретали различную окраску.

ќбыденное мировоззрение занимает особое место в куль≠туре, ибо представл€ет собой как бы твердую породу первич≠ного сло€, такую реальность духовной жизни людей, котора€ служит отправной точкой дл€ любого мировоззренческого системотворчества. ѕервичный, наиболее устойчивый слой ми≠ровоззрени€ основываетс€ на "данност€х" культуры и всеоб≠щих "очевидност€х" здравого смысла соответствующей эпохи. ¬ любой исторический период в обществе функционирует не≠ка€ система устойчивых представлений о мире и человеке, ко≠тора€ образует €дро мировоззренческих структур Ч катего≠рий, установок, архетипов. —труктуры эти €вл€ютс€ результа≠том многовекового стихийного опыта поколений и нос€т бес≠сознательный, не€вный, неотрефлектированный характер; на≠пример, убежденность здравого смысла в том, что окружаю≠щие нас вещи существуют вне человеческого сознани€.


----------------------------- ‘илософска€ пропедевтика ------------------------- ЧЧ

Ѕыло бы неверно видеть в убеждени€х и установках здра≠вого смысла всего лишь мысленные образовани€ в головах людей. ¬есь образ жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их де€тельности Ч все так или иначе подчин€етс€ и происходит в соответствии с этими убеждени€ми и установка≠ми. ќни выступают как нека€ социокультурна€ реальность ис≠тории, которую нельз€ изменить по желанию отдельных лич≠ностей и целых социальных групп.

Ќесмотр€ на всю диффузность, стихийность, расплывча≠тость массового мировоззренческого сознани€, оно на прот€≠жении тыс€челетий успешно выполн€ет свою функцию осмыс≠лени€ жизни и истории. » ни одна философска€ или религиоз≠на€ система прошлых эпох не могла соперничать,Ч с точки зрени€ своей устойчивости,Ч с мироощущением и миропони≠манием обыденного сло€. —ила его в том, что оно непосред≠ственно св€зано с материальной практикой людей, со сферой человеческой повседневности, образу€ с этой последней еди≠ный комплекс жизнеде€тельности. »з сказанного следует, что мы не можем всесторонне пон€ть природу философского или, скажем, религиозного мировоззрени€, игнориру€ первичные мировоззренческие структуры. “ак, очевидно, что некоторые философские системы пр€мо опирались на исходный базис здравого смысла, другие ориентировались на религию, на пред≠шествовавшие философские учени€, на науку. Ќо при всем при том ни одна философска€ доктрина, если она претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиватьс€ и суще≠ствовать, не определив Ч €вно или не€вно Ч свои взаимоот≠ношени€ с "идеологией здравого смысла".





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 690 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

634 - | 430 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.