Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќарративный анализ




’ейуорд ќлкер предложил использовать дл€ описании международных событий инструментарий нарративного анализа, ведущий свое происхождение в том числе и от работ такого советского ученого, как ¬. я. ѕропп, иссле≠довавшего сказки [226, 425]. ѕовествовательные грамма≠тики, предложенные дл€ описани€ литературных текстов, как он считает, можно применить и дл€ описани€ реаль≠ных исторических событий. ¬ другой своей работе он вводит даже более сильное утверждение: определенный сказочный каркас дает не просто описание, а €вл€етс€ су≠щественным элементом структуры определенных собы≠тий: "экономическа€, социальна€ и политическа€ де€≠тельность обычно структурируетс€ при помощи (...) "мифов", "сказок", "нарративов" или "рассказов"; они пе≠редают своим рассказчикам и реципиентам смысл, пор€≠док, идентичность и практические уроки о идеальных, типических возможност€х или же о тех из них, которых следует избегать" [423, р. 304].

¬ладимир ѕропп [275] анализировал строение сюжета волшебной сказки. ќткрытием его исследований стало пон€тие функции как поступка действующего лица, зна≠чимого дл€ дальнейшего хода действи€. ѕри этом удалось сн€ть разграничение, кто выполн€ет этот поступок. Ќапример, така€ функци€, как запрет - дл€ сюжета как тео≠ретического конструкта все равно, кто наложил этот зап≠рет (но, конечно, не дл€ конкретной сказки). ѕримеры иных функций: отлучка (герой отлучаетс€ из дома), нару≠шение (нарушение запрета), выведывание (антагонист пытаетс€ произвести разведку) и др. ¬сего ¬. ѕропп дл€ описани€ сказок предложил 31 функцию.

»де€ ќлкера состоит в попытке описани€ историчес≠ких ситуаций в терминах современного когнитивного мо≠делировани€ типа сценариев –. Ўенка [376, 542]. —ущес≠твенной чертой этого направлени€ стала необходимость добавлени€ знани€ о мире в виде разнообразных сцена≠риев дл€ моделировани€ понимани€.

»дею перехода к подобным глубинным структурам X. ќлкер объ€сн€ет следующим образом: "√лубинные се≠мантические структуры, действующие в качестве мотива≠ций, - это и есть то, что побуждает людей, истолковыва€ мир, создавать и пересоздавать "царство политики" [226, с. 421]. ќн ставит вопрос, почему такие простые форму≠лы, графы, грамматики работают? » отвечает: "ѕростые сказки €вл€ютс€ распространенной частью многих раз≠личных культур, потому что они особо значимы и пос≠троены так, чтобы их особенно легко было запомнить. ѕриведенные же формулы и схемы представл€ют различ≠ные версии исключительно простых и запоминающихс€ структур" [226, с. 427].  стати, значимость сказочных персонажей подтверждают и эксперименты ¬.‘. ѕетрен≠ко, который просил студентов оценить в рамках р€да факторов как реальных преподавателей вуза, так и ска≠зочных героев.   примеру, в случае первого фактора, где были представлены такие характеристики, как "реши≠тельный", "смелый", "уверенный"... и "послушный","плакса", "усталый", был получен следующий вывод. "Ѕоль≠шинство сказочных героев более решительны, энергичны и предприимчивы, чем реальные люди (преподаватели), большинство из которых оказались ближе к отрицатель≠ному полюсу этого фактора, не достига€, однако, песси≠мизма ѕьеро и ослика »а-»а" [242, с. 81].

X. ќлкер считает, что мирова€ истори€ управл€етс€ социальными или политическими цел€ми символическо≠го (мифологического) характера, ради которых законно убивают или умирают и которые предопредел€ют наибо≠лее существенные политические акции.

ћы можем даже усилить предложенное X. ќлкером сопоставление исторического и литературного текста тем, что современное общество еще дальше продвинулось в

аспекте вли€ни€ символизации из-за воздействи€ на ре≠альные политические процессы такого €влени€, как масс-медиа, которое часто существенным образом предопреде≠л€ет те или иные событи€.   примеру, президенты часто приурочивают врем€ своего визита к выходу телевизион≠ных новостей, чтобы "прозвучать" в пр€мом эфире. ¬се это св€зано с тем, что поле воздействи€ теперь формиру≠етс€ масс-медиа. »менно там Ч на страницах газет, на экране телевизоров Ч происходит формирование сущес≠твенных дл€ любой страны решений. ¬от что пишет Ћи —игельман о кампании по выдвижению кандидатов в президенты —Ўј:

" ампании по выдвижению €вл€ютс€ по многим параметрам событи€ми масс-медиа. ќни, среди другого, режиссируютс€ в основном дл€ масс-медиа. ѕри этом затрачиваютс€ значительные усили€ на то, чтобы достичь знани€ имени как можно раньше и получить посто€нное благопри€тное освещение.  андидаты представл€ютс€ публике в основном с помощью масс-медиа; в наши дни, когда кандидаты попадают в некоторый город, их визит очень часто сводитс€ к ускоренной пресс-конференции в аэропорту, откуда следует перелет в другой аэропорт на другую пресс-конференцию" [549, p. xvii].

ћоделированием поведени€ политических лидеров в —оветском —оюзе в свое врем€ занималась Ћаборатори€ моделировани€ прин€ти€ военно-политических решений »нститута —Ўј и  анады (¬.ћ. —ергеев и др.). ¬ отк≠рытой печати они публиковали статьи, анализировавшие поведение ќтто фон Ѕисмарка, что, однако, предполага≠ло совсем другие объекты в иной исследовательской про≠дукции.

X. ќлкер с коллегами также попытались смоделиро≠вать действи€ »исуса ’риста [422]. ѕоскольку ни один текст в истории не имеет значени€, равного Ѕиблии, ав≠торы пытаютс€ дать ответы на р€д вытекающих из него вопросов: какую мотивационную силу или харизму со≠держит данный "миф", какие основные структуры объ€с≠н€ют его силу, каким образом самые глубинные тексты

переписаны в поверхностные. ƒл€ этого была построена модель сюжета. Ѕыл создан граф, состо€щий из 109 по≠зитивных состо€ний ментальности, 57 Ч негативных и 149 - нейтральных. Ѕыло выделено 504 сюжетных единицы.

¬ —Ўј существует также друга€ группа исследовате≠лей в области нарративного анализа (Ёндрю Ёббот, Ћарри √риффин и др.), в основе методологии которой лежат близкие постулаты. Ќапример, нарратив понимаетс€ как набор событий, расположенный внутри ограничивающих их структур ([420]. ѕри этом, как и у ќлкера, нарратив представл€етс€ анализом процесса.

Ё. Ёббот предложил три характеристики нарратива. ѕерва€ Ч это сцепка, нарратив строитс€ шаг за шагом. ¬тора€ Ч пор€док, соответствие четкому пор€дку собы≠тий. “реть€ Ч конвергенци€, степень совпадени€ соци≠ального событи€ со стабильным состо€нием, к которому уже применимы ненарративные методы.

—ущественной проблемой нарративного описани€ ста≠новитс€ то, что любое событие может иметь множество нарративных причин и множество нарративных последс≠твий. ¬ результате предстает цела€ сеть нарративных св€≠зей. “ем самым нарративное значение становитс€ фун≠кцией насто€щего и прошлого контекстов. ќб этом же писал в свое врем€ X. ќлкер:

"ќпределение действи€ как угрожающего, обещающе≠го или насмехающегос€ определ€етс€ воспри€ти€ми, ин≠терпретаци€ми, об€зательствами и раздел€емыми всеми участниками мнени€ми. ѕравильное описание социально≠го действи€ €вл€етс€ больше, чем просто достоверным совпадением точек зрени€ кодировщика и дипломата; его значение и идентичность задаетс€ множеством интерпре≠тационных перспектив основных действующих лиц этих событий" [424, р. 5].

ѕ. јбелль предложил восемь глобальных типов де€тель≠ности, создаваемый пересечением трех дихотомий: делание с намерением/без намерени€, активное делание/ воздержа≠ние от действи€, при этом разреша€ или предотвраща€.

Ћарри √риффин определ€ет нарратив как аналитичес≠кий конструкт, объедин€ющий р€д действий в единое це-

лое [485]. Ќарративы должны иметь начало, серию после≠дующих действий и конец. ѕроцессный характер нарратива существенным образом соответствует социологическому объекту. ¬ажной характеристикой нарративного описани€ становитс€ встроенна€ в него темпоральность, которой нет в большинстве социологических объ€снений.

¬ целом, нарративный анализ, €вл€€сь качественным, а не количественным анализом, представл€ет социальные фе≠номены как организованные во времени последовательнос≠ти. Ёти последовательности могут ничем не завершатьс€. Ќекоторые могут даже повтор€тьс€, не ид€ к завершению. Ћ. √рифит отмечает: "’от€ предыдущие действи€ устанавли≠вают или другим образом формируют возможность будуще≠го действи€, они обычно не предопредел€ют будущее дейс≠твие или то, как событие будет развертыватьс€" [486, р. 413].

» вновь возникает проблема неоднозначности. '“о же са≠мое действие может иметь разные причины и следстви€, ес≠ли пор€док его по€влени€ отличаетс€ от одного набора к другому" [486, р. 416]. ѕри этом вводитс€ пон€тие коллигации как конструкта, объедин€ющего некое число прошлых и нынешних событий в единое целое, которое может дать зна≠чение и объ€снить любой из составл€ющих его элементов. „тобы превратить событие в нарратив, следует представить его как коллигацию взаимозависимых, развертывающихс€ действий с единой центральной темой.

Ќарратив становитс€ особой логикой объ€снени€, ибо то, как происход€т событи€ может объ€снить, почему эти событи€ происход€т [јминзаде из 486, р. 419].

 

ƒ¬”’‘ј “ќ–Ќџ… ¬ј–»јЌ“  ќЌ“≈Ќ“-јЌјЋ»«ј

Ћи «игельман и Ёрик Ўир€ев предложили свой упро≠щенный вариант контент-анализа дл€ исследовани€ €зы≠ка политических лидеров [548]. ¬ существующих вариан≠тах анализа главным €вл€ютс€ параметры оценки ("хороший-плохой"), потенции ("сильный-слабый") и ак-

тивность ("активный-пассивный"). ѕоскольку люди реа≠гируют в первую очередь в рамках оценки "хороший-пло≠хой", именно этот параметр предопредел€ет впечатление, которое остаетс€ от лидера.

јвторы же предлагают обратить внимание на параметр удовлетворенность/неудовлетворенность. ѕри этом, как они считают, любое высказывание несет в себе в импли≠цитном виде такую оценку. —татическа€ констатаци€ "«ав≠тра будет дождь" может быть св€зана с удовлетворением или нет в зависимости от негативного или позитивного впечатлени€, которое несет дл€ говор€щего это высказыва≠ние. ¬ случае динамики говор€щий выказывает оптимизм, если говорит о желаемом развитии событий, или песси≠мизм, если о нежелаемом. ѕессимизм как бы задерживает, блокирует желани€ и интенции коммуникатора. »з слож≠ного предложени€ оценке подлежит только его часть, где эта оценка высказываетс€. “ак, в предложении ƒж ‘орда "Ќаши отношени€ с  итайской Ќародной –еспубликой ос≠нованы на шанхайском коммюнике 1972 г., а это коммю≠нике призывает к нормализации отношений с —оединен≠ными Ўтатами и Ќародной –еспубликой" перва€ часть не несет никаких оценок. ¬тора€ часть может рассматривать≠с€ как говор€ща€ о том, что ‘орд приветствует нормали≠зацию.

¬ итоге измер€етс€ общий баланс удовлетворени€, не≠удовлетворени€, оптимизма и пессимизма. ѕри 36 выска≠зывани€х неудовлетворенности в сообщении из 120 оце≠ночных высказываний частота неудовлетворенности составит 36/120, то есть.30. ќтносительна€ частота может принимать значени€ от 0, если этот тип оценки не встре≠чаетс€ до 1, если только он один упоминаетс€. ¬водитс€ также пон€тие доминирующего отношени€. Ќапример, если удовлетворенность имеет частоту.60, а остальные частоты принимают значение Ч.20,.10 и.10, то удовлет≠воренность €вл€етс€ доминирующей оценкой. ƒве оцен≠ки в сумме в состо€нии стать доминирующими, доже если кажда€ из них в отдельности не может стать индивидуаль≠но доминирующей. Ќапример, удовлетворенность Ч.35, неудовлетворенность -.20, оптимизм -.35, пессимизм -.10,

при этом удовлетворенность и оптимизм могут быть наз≠ваны совместно доминирующими.

“ак, выступление ‘ранко ƒелано –узвельта в декабре 1941 г. можно проанализировать следующим образом:

ѕропагандисты держав оси пытались различными дес≠труктивными пут€ми разрушить наше предназначение и нашу мораль (Ќ). Ќе преуспев в этом (”), они пытаютс€ теперь разрушить нашу веру в союзников (Ќ).

ќни говор€т, что британцы выдохлись (Ќ), что рус≠ские и китайцы собираютс€ сдатьс€ (ѕ). ѕатриотические и понимающие американцы должны отвергнуть эти аб≠сурдные предположени€ (ќ). » вместо того, чтобы слу≠шать эту грубую пропаганду, они должны вспомнить не≠которые вещи, которые нацисты и €понцы говорили и продолжают говорить о нас (ќ).

— тех самых пор как наша наци€ стала залогом демок≠ратии (”) Ч со времен ленд-лиза Ч была одна повтор€ю≠ща€с€ тема во всей пропаганде держав оси. Ётой темой €вл€етс€ высказывание, что американцы €вно богаты (”) и что у американцев есть значительна€ индустриальна€ мощь (”), но американцы не подготовлены к лишени€м и наход€тс€ в упадке (Ќ), что они не могут и не будут объедин€тьс€, работать и сражатьс€ (Ќ).

¬ сумме в этом отрывке на 12 оценочных высказыва≠ний четыре (.33) выражают удовлетворенность, п€ть (.42) Ч неудовлетворенность, два (.17) - оптимизм, одно (.08) -пессимизм. «десь совместно доминирующими €вл€ютс€ неудовлетворенность и удовлетворенность, а пессимизм -подчиненной тенденцией.

–езультаты подсчетов других текстов, которые проде≠лали авторы, имеют следующий характер.

јнализ речи от 1935 г. ’ью Ћонга, оппонента –узвель≠та, €вл€вшегос€ радикальным критиком большого бизне≠са и социального неравенства, показал следующие ре≠зультаты: неудовлетворенность (.44), пессимизм (.29) стали совместно доминирующими, оценка по оптимизму составила (.21), что тоже достаточно высоко, а удовлетво≠ренность (.06) оказалась подчиненной темой.

»сследование двух ранних речей ј. √итлера показали следующее. ¬ речи 1923 г. доминирующей оценкой была

сумма оптимизма (.46) и пессимизма (.34). “ака€ комби≠наци€ характерна дл€ агрессивных, конфронтационных высказываний. Ќеудовлетворенность про€вл€лась редко (.13), а подчиненной оценкой стала удовлетворенность (.07). ¬ завершающей речи на своем суде в 1924 г. доми≠нирующей оценкой √итлера стал пессимизм (.55), он вы≠казал также равные доли оптимизма (.19) и неудовлетво≠ренности (.19), а подчиненной оценкой вновь была удовлетворенность (.07).

–ечь Ќикиты ’рущева (1958) на митинге польско-со≠ветской дружбы дала доминирующую оценку удовлетво≠ренности (.57). ј удовлетворенность с оптимизмом сов≠местно получили (.90). Ќеудовлетворенность (.05) и пессимизм (.05) были почти незначимы.

¬ случае кризиса лидер предположительно должен вы≠ражать оптимизм, чтобы объединить свою аудиторию, но также неудовлетворенность и пессимизм, поскольку си≠туаци€ €вл€етс€ серьезной. ѕосле разрешени€ кризиса в его речи об€заны доминировать удовлетворенность и оп≠тимизм.

¬ 1933 г. √итлер, став канцлером, в своей речи перед рейхстагом хотел показать, что хот€ √ермани€ и находит≠с€ в кризисе, он как лидер может ее спасти. ≈го домини≠рующей оценкой стал оптимизм (.47), далее следовали неудовлетворенность (.21) и пессимизм (.21). ”довлетво≠ренность ситуацией зан€ла лишь минимальное внимание (.11).

¬ 1960 г. во врем€ телевизионных дебатов ƒж.  енне≠ди и –. Ќиксона два кандидата показали следующие ре≠зультаты. ƒж.  еннеди Ч неудовлетворенность внешней политикой администрации Ёйзенхауэра зан€ла (.47), он выказал оптимизм (.33), говор€ о том, что проблемы мо≠гут быть решены в случае его прихода к власти. ѕесси≠мизм (.17) и удовлетворенность (.11) не играли значимой роли. –. Ќиксон, наоборот, выказав удовлетворенность внешней политикой (.43), показал оптимизм (.33) - все будет так идти и дальше. ќн избежал пессимизма (.18), и совершенно ушел от неудовлетворенности (.06), котора€ более €вно была представлена у ƒж.  еннеди.

’арактер отношени€ анализировалс€ телевизионной программы "¬рем€" в јмерике в 30 случайно отобранных

программах в 1991 г и в 30 программах 1994-1995 гг. ¬ 1991 г. доминирующим отношением к —Ўј была удов≠летворенность (.48), неудовлетворенность получила час≠тоту (.25). ”довлетворенность с частотой оптимизма в 1991 г. были более негативного отношени€ в соотноше≠нии два к одному. ¬ 1995 г. суммарна€ частота негативиз≠ма возросла с (.33) до (.56), соответственно, позитивное отношение упало с (.67) в 1991 до (.44) в 1995 г.

“аким образом, мы видим, что даже ограниченный объем параметров дает достаточно представительные ре≠зультаты.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 604 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

335 - | 339 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.