Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћодель Ћакана




∆ак Ћакан считаетс€ создателем "структурного психо≠анализа". ќн строит свою теорию, подчеркива€ свое но≠вое прочтение ‘рейда. ќн начинает с коммуникативных оснований: "„его бы ни добивалс€ психоанализ Ч исце≠лени€ ли, профессиональной подготовки, или исследова≠ни€ - среда у него одна: речь пациента" [148, с. 18]. ј поскольку это речь, то она рассчитана на существование ƒругого. ƒаже молчание €вл€етс€ ответом. ѕсихоанали≠тик стремитс€ обнаружить в поведении пациента то, о чем он умалчивает. ¬ качестве своего ведущего инстру≠ментари€ ∆. Ћакан предлагает следующее:

"ѕсихоаналитик знает лучше кого бы то ни было, что самое главное Ч это услышать, какой "партии" в дискур≠се доверен значащий термин; именно так он, в лучшем случае, и поступает, так что истори€ из повседневной жизни оборачиваетс€ дл€ него обращенной к имеющим уши слышать притчей; длинна€ тирада - междометьем; элементарна€ оговорка, наоборот, Ч сложным объ€сне≠нием, а молчаливый вздох Ч целым лирическим изли€ни≠ем" [148, с. 22].

ќн составл€ет целый список возможных структур, где записана информаци€, не прошедша€ цензуру. Ёто па≠м€тники Ч мое тело, где записан невроз. Ёто архивные документы, каковыми он называет воспоминани€ детс≠тва, смысл которых часто не€сен. Ёто семантическа€ эво≠люци€, т.е. запас слов и особенности их употреблени€. Ёто традиции и легенды, где индивидуальна€ истори€ об≠лекаетс€ в героизированные формы. "Ѕессознательное субъекта есть дискурс другого", - за€вл€ет ∆ак Ћакан [148, с. 35]. ќн также возвращаетс€ к основным симво≠лам: "»менно в имени отца следует видеть носител€ сим≠волической функции, котора€ уже на заре человеческой истории идентифицирует его лицо с образом закона" [148, с. 48]. ∆ак Ћакан описывает как действует симво≠лическа€ функци€. Ќапример, человек зачисл€ет себ€ в р€ды пролетариев, а затем из-за своей принадлежности к

ним принимает участие в забастовке. Ћакан описывает эту закономерность следующим образом: "—имволичес≠ка€ функци€ обнаруживает себ€ как двойное движение внутри субъекта: человек сначала превращает свое дейс≠твие в объект, но затем, в нужное врем€, снова восстанав≠ливает это действие в качестве основани€" [148, с. 55].

–азграничение €зыка и речи в рамках психоанализа превращаетс€ в следующее: "„тобы освободить речь субъекта, мы вводим его в €зык его желани€, т.е. в пер≠вичный €зык, на котором, помимо всего того, что он нам о себе рассказывает, он говорит нам что-то уже безотчет≠но, и говорит, в первую очередь символами симптома" [148, с. 63].

–аботу психоаналитика он св€зывает с работой... пис≠ца, поскольку именно он расставл€ет в тексте пациента знаки препинани€. ј в зависимости от них этот текст по≠лучает то или иное значение. "»звестно, что в рукопис€х символических писаний, будь то Ѕибли€ или книги ки≠тайского  анона, отсутствие пунктуации €вл€етс€ источ≠ником двусмысленности. –асстановка пунктуации фик≠сирует смысл, изменение ее этот смысл обновл€ет или мен€ет на противоположный, а ошибочна€ пунктуаци€ искажает его" [148, с. 83].

–азграничива€ пон€ти€ реального и символического, Ћакан считает, что реальное всегда стоит на своем месте, в отношении него не возникает вопросов, в то же врем€ символическое "€вл€етс€ заместителем того, что отсутс≠твует на своем месте. —имвол, слово и т.д. всегда вызы≠вают отсутствие объекта или референта" [514, р. 69]. ѕри этом символизму исследователи не удел€ют сегодн€ дол≠жного внимани€.  ак написал ∆. Ћакан:

"Ќынешнее отсутствие интереса к исследовани€м в области €зыка символов, бросающеес€ в глаза при срав≠нении количества публикаций до и после 1920 года, обус≠ловлена в нашей дисциплине ни больше ни меньше как сменой ее предмета; стремление к равнению на плоский уровень коммуникации, обусловленное новыми задача≠ми, поставленными перед психоаналитической техникой, скорее всего и послужило причиной безрадостного итога,

который наиболее проницательные умы подвод€т ее ре≠зультатам" [148, с. 41].

“аким образом, центральными моментами с точки зрени€ паблик рилейшнз €вл€ютс€ пон€ти€ ƒругого (да≠же монолог, с точки зрени€ Ћакана, предполагает нали≠чие ƒругого) и —имволического (любое символическое €вл€етс€ таковым в глазах ƒругого). Ћакан и предназна≠чение €зыка видит исключительно в терминах паблик рилейшнз: "функци€ €зыка не информировать, а вызы≠вать представлени€" [148, с. 69]. »ли ср. следующее выс≠казывание: "ѕсихоаналитический опыт вновь открыл в человеке императив —лова Ч закон, формирующий чело≠века по своему образу и подобию. ћанипулиру€ поэти≠ческой функцией €зыка, он же, опыт этот, дает челове≠ческому желанию его символическое опосредование" [148, с. 91].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

308 - | 276 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.