Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихоанализ




“еперь мы возвращаемс€ к предыстории психотерапии Ч психоанализу. ≈го основателю «игмунду ‘рейду, кто бы и как бы критически к нему ни относилс€, принадлежит приоритет открыти€ бессознательного, т.е. тех участков сознани€, куда ограничен доступ нашего рационального управлени€. ѕаблик рилейшнз заинтересованы в психоа≠нализе по причине того, что он подсказывает, как люди стро€т свои "защитные экраны", избавл€€сь от непри€т≠ных, неприн€тых, нереализуемых желаний и мыслей. Ётот процесс ухода в подсознательное ‘рейд называл процессом вытеснени€. —ознание не может держать в се≠бе противоречивые участки и стараетс€ от них избавл€ть≠с€. "ѕон€тие вытеснени€ стоит в центре фрейдовской психологии", Ч пишет  . ёнг [399, с. 258]. ѕредставл€≠ют интерес дл€ паблик рилейшнз и психологические ис≠следовани€ лидеров, проводимые в рамках психоанализа.

¬ качестве примера можно привести психологическое исследование двадцать восьмого президента —Ўј “ома≠са ¬удро ¬ильсона, проделанное «игмундом ‘рейдом и ”иль€мом Ѕуллитом [351]. ¬ качестве примера можно привести следующие рассуждени€ авторов:

"ћнение ¬ильсона о том, что  лемансо обладает "раз≠новидностью женского рассудка", проливает больше света на личность ¬ильсона, чем на личность  лемансо. Ќельз€ вообразить ничего менее женственного, чем отказ  лемансо быть повергнутым в прах разглагольствовани€≠ми ¬ильсона, и трудно представить себе что-либо более женственное, чем реакци€ ¬ильсона на поведение  ле≠мансо в это утро.  лемансо нарушил границы вежливос≠ти. ќн оскорбил ¬ильсона, и мало найдетс€ мужчин, ко≠торые отказались бы после этого применить те мужские

средства борьбы, которые были в руках у ¬ильсона. Ќо ¬ильсон в своей речи снова обрисовал свое видение ми≠ра. “аким образом, ответ ¬ильсона был продуктом чис≠тейшей женственности, а его замечание о том, что  лемансо обладает "разновидностью женского рассудка", €в≠но было попыткой убедить себ€ в том, что его собственное поведение не €вл€етс€ женственным, пос≠редством перенесени€ своего собственного отношени€ на  лемансо" [351, с. 233].

ќсобую значимость дл€ паблик рилейшнз имеет также пон€тие коллективного бессознательного, введенное  . ёнгом. ѕри этом психоанализ рассмотрел множество про≠€влений человеческой фантазии, образов, желаний, снов именно как первичные ассоциации, возникающие раньше других, вне рационального осмыслени€, а как бы изначаль≠но заданные человеческой природой. “ак, √астон Ѕашл€р проделал психоаналитическое исследование огн€ [21], где утверждает, что и "завоевание" огн€ и все первичные ассо≠циации, св€занные с огнем нос€т сексуальный характер. ќ методе своей работы он пишет следующее:

"—ексуальные значени€, которые мы намерены вы€≠вить, могут быть как скрытыми, так и €сно выраженны≠ми. ≈стественно, хуже всего поддаютс€ психоанализу приглушенные и затемненные значени€, причем им свойственна и наибольша€ активность. «начени€ же зри≠мые или вн€тные непосредственно редуцируютс€ смехом. — тем чтобы отчетливее показать сопротивление самого потаенного пласта бессознательного, начнем с таких при≠меров, где это сопротивление настолько слабо, что чита≠тель, сме€сь, самосто€тельно произведет редукцию, изба≠вив нас от необходимости лишний раз подчеркивать €в≠ное заблуждение" [21, с. 69-70].

¬ свою очередь ёрий Ћотман достаточно остроумно реинтерпретировал сказку о  расной Ўапочке с точки зрени€ психоанализа [178]. ≈го рассуждени€ были тако≠вы: ребенок расписывает героев сказки по имеющимс€ у него "актерам".  расна€ Ўапочка - это он сам, мама и бабушка тоже €сны. “ем самым дл€ отца остаетс€ единс-

 

твенна€ роль Ч ¬олка. » отсюда можно вывести Ёдипов комплекс ‘рейда - нелюбовь ребенка к отцу.

ѕсихоанализ дает также психологическую модель сов≠ременного общества.  арен ’орни написала:

"ѕодчас наши чувства прив€занности, гнева, подозри≠тельности столь мимолетны, что едва достигают созна≠ни€, и столь преход€щи, что мы забываем о них. Ќо за ними также может скрыватьс€ громадна€ динамическа€ сила. —тепень осознани€ чувства абсолютно ничего не говорит ни о его силе, ни о его значении. ѕрименитель≠но к тревоге это означает не только то, что мы можем не≠осознанно беспокоитьс€, но также и то, что тревога мо≠жет быть определ€ющим фактором нашей жизни, остава≠€сь в то же самое врем€ не осознанной нами" [365, с. 36-37].

«нание всего этого спектра тревог, ожиданий, стрем≠лений и позвол€ет с достаточной степенью эффективнос≠ти строить и планировать кампании, например, в рамках паблик рилейшнз. ѕри этом в р€де случаев именно пси≠хоанализ позвол€ет  . ’орни приходить к парадоксаль≠ным выводам. “ак, она рассматривает роль культурного фактора.

"¬ласть, престиж или богатство отдельного члена об≠щества играют роль не в каждой культуре. Ќапример, у индейцев пуэбло стремление к престижу определенно не поощр€етс€, имеют место лишь несущественные разли≠чи€ в индивидуальной собственности и вследствие этого данное стремление также €вл€етс€ малозначащим. ¬ этой культуре было бы бессмысленно стремитьс€ к какой-ли≠бо форма доминировани€ как к средству успокоени€. “о, что невротики в нашей культуре выбирают этот путь, происходит потому, что в нашей социальной структуре власть, престиж и обладание могут дать чувство большей безопасности" [365, с. 128].

‘рейдизм в течение своего развити€ прошел через р€д периодов. –ассмотрим некоторые модели психоана≠лиза подробнее. ѕри этом кажда€ из них содержит инте≠ресные дл€ паблик рилейшнз и рекламы уроки. ќни важ-

ны особенно по причине того, что психоанализ в основе своей €вл€етс€ практически ориентированной наукой, и его модели вырастают из непосредственного общени€ аналитика и пациента.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 476 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

534 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.