Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћодель –олана Ѕарта




¬ своем анализе современных мифов –олан Ѕарт идет по этому же пути, открыва€ структуру, имеющую как бы надстройку: "миф Ч это двойна€ система; в нем обнару≠живаетс€ своего рода вездесущность: пункт прибыти€ смысла образует отправную точку мифа" [14, с. 88]. ѕри этом в свое рассмотрение мифа он добавл€ет еще одну характеристику Ч его императивность, возможно, это и верно как бы дл€ точки зрени€ "свежих" мифов. –. Ѕарт написал: "ћиф носит императивный, побудительный ха≠рактер, отталкива€сь от конкретного пон€ти€, возника€ в совершенно определенных обсто€тельствах (...‘ранцуз≠ска€ импери€ в опасности), он обращаетс€ непосредс≠твенно ко мне, стремитс€ добратьс€ до мен€, € испыты≠ваю на себе силу его интенции, он нав€зывает мне свою агрессивную двусмысленность" [14, с. 90].

ѕродолжа€ рассмотрение он подчеркивает два аспекта функционировани€ современного мифа. — одной сторо≠ны, миф стараютс€ построить на достаточно бедном оз≠начающем, чтобы заполнить его значением. Ёто карика≠туры, стилизации, символы. — другой стороны, сам миф может быть раскрыт любым иным означающим. ¬ качес≠тве примера он приводит различные реализации концеп≠та "французска€ импери€": "‘ранцузский генерал вруча≠ет награду сенегальцу, потер€вшему в бо€х руку; сестра милосерди€ прот€гивает целебный настой лежащему в постели раненному арабу; белый учитель проводит урок с прилежными негрит€тами; каждый день пресса демонс≠трирует нам, что запас означающих дл€ создани€ мифов

неисчерпаем" [14, с. 93]. Ќо при это –олан Ѕарт как бы забывает или не замечает, насколько исходный образ сол≠дата-африканца в французской форме, отдающего честь невидимому, но предполагаемому французскому флагу, сильнее и действеннее приводимых им вариантов. ƒело в том, что данный образ не имеет тех дополнительных зна≠чений, которые увод€т нас в сторону. ѕервые два случа€ св€заны с медициной и болезнью, белый учитель с обра≠зованием, последние два случа€ не несут жесткой отсыл≠ки в виде французской формы.

–олан Ѕарт предлагает также три варианта прочтени€ мифа. ≈сли сосредоточитьс€ на одном означающем, то концепт заполн€ет все, и перед нами как бы буквальное прочтение: "јфриканский солдат, отдающий честь, €вл€≠етс€ примером французской империи, ее символом" [14, с. 94]. Ќа этом уровне работают создатели мифов, напри≠мер, редактор журнала, который ищет форму под нужный ему миф.

¬о втором случае, означающее уже заполнено содер≠жанием, и в нем следует различить смысл и форму, в ре≠зультате чего будет ощущатьс€ деформирующее вли€ние формы на смысл. ѕроисходит определенное разрушение значени€, и солдат, отдающий честь, превращаетс€ в оп≠равдание дл€ концепта "французска€ импери€". ¬ третьем случае, если означающее рассматривать как неразрывное единство смысла и формы, мы становимс€ читател€ми мифа: "ќбраз африканского солдата уже не €вл€етс€ ни примером, ни символом, еще менее его можно рассмат≠ривать как алиби; он €вл€етс€ непосредственной репре≠зентацией французской империи" [14, с. 95].

—уть мифа –олан Ѕарт видит в "похищении им €зыка", веро€тно, име€ в виду повтор как структурной организа≠ции €зыка в мифе, так и содержательное использование единиц €зыка. ≈сли посмотреть на целевое предназначе≠ние мифа, то "задача мифа заключаетс€ в том, чтобы при≠дать исторически обусловленным интенци€м статус при≠родных, возвести исторически преход€щие факты в ранг вечных" [14, с. 111]. “о есть миф из случа€ делает прави≠ло, об€зательное дл€ всех.

≈ще одно определение мифа, данное –оланом Ѕартом, которое как бы противоречит использованию мифа в паблик рилейшнз: "ћиф есть деполитизированное слово" [14, с. 112]. Ќо он сам же и оговариваетс€, что политика понимаетс€ им на самом глубинном уровне как реальное делание мира, подобное вышеупом€нутой революции. » тем самым возникающее противоречие снимаетс€.

√овор€ о мифах левых и правых, он замечает:

"ћифотворчество не €вл€етс€ сущностным признаком левых сил" [14, с. 117]. ƒоказательство этого утвержде≠ни€, веро€тно, коренитс€ в сужении области тематизации, свойственной революционным идеологи€м, которые не особенно заинтересованы в идеологизации обыденно≠го. "ѕовседневна€ жизнь им недоступна; в буржуазном обществе нет "левых" мифов, касающихс€ семейной жиз≠ни, приготовлени€ пищи, домашнего хоз€йства, правосу≠ди€, морали и т.п." [14, с.117].

» тут мы можем совершенно определенно возразить, когда эти левые силы не €вл€ютс€ господствующей иде≠ологией, поскольку в нашем обществе все это в значи≠тельной степени идеологизировалось. »з примеров обы≠денного обихода можно вспомнить борьбу с галстуками, узкими брюками, джинсами, длинными волосами, мини-юбками, с прической с начесом и т.д., все это сразу вос≠принималось как отсылающее на буржуазное общество.

 аса€сь правых мифов, он говорит, что угнетаемый созидает мир, поэтому речь его активна, а угнетатель стремитс€ сохранить мир, поэтому речь его театральна, она €вл€етс€ мифом. ќдним из таких глобальных мифов €вл€етс€ миф ѕор€дка. –азницу двух типов €зыков он обнаруживает также на паремиологическом уровне:

"Ќародные пословицы больше предсказывают, чем ут≠верждают, это речь человечества, которое посто€нно тво≠рит себ€, а не просто существует. Ѕуржуазные же афориз≠мы принадлежат мета€зыку, это вторична€ речь по пово≠ду уже готовых вещей. ≈го классическа€ форма Ч это максима. ¬ ней констатаци€ фактов направлена не на

творимый мир, наоборот, она должна скрывать уже со≠творенный мир" [14, с. 125].

“о есть раскрыва€ функционирование мифов в совре≠менном обществе, –олан Ѕарт центральным дл€ них счи≠тает мифологию пор€дка, консервации существующего.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

446 - | 394 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.