Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные элементы закона




 

ќтрицание. ¬ажнейшей категорией закона €вл€етс€ отрицание, понимаемое как борьба нового со старым, высшего с низшим. Ёто, таким образом, не совершенно нова€, по отношению к уже рассмотренным, категори€ диалектики, а категори€ противоречи€, рассматриваема€ в особом аспекте. Ѕорьба нового со старым существует в различных формах, св€занных с антагонистическими, неантагонистическими и другими формами противоречий. ќтрицание - это противоречие, которое развертываетс€ в три ступени развити€.

ѕреемственность в развитии. ѕротивоположностью отрицани€ €вл€етс€ преемственность. –азвитие не €вл€етс€ отрицанием всего предшествующего, оно сохран€ет значительную часть накопленного положительного содержани€ предшествующей ступени, устран€€ все отжившее, устаревшее, не соответствующее потребност€м развити€. ¬ св€зи с этим диалектическое отрицание отличают от Ђзр€шногої, чрезмерного отрицани€. «ерно может прорасти и дать новое растение, но может быть и просто уничтожено. ¬ процессе социалистических преобразований может быть утрачено и то, что должно было бы быть сохранено и развито. “акого рода ошибки были допущены в ходе социалистического строительства в нашей стране: Ђзр€шноеї отрицание товарно-денежных отношений, нигилистическое непри€тие некоторых направлений культуры, поспешна€ ломка мелкого кресть€нского хоз€йства и т.д. Ћенин в речи на III ¬сероссийском съезде —оюза молодежи предостерегал против недооценки достижений культуры прошлого, высказал глубокую и обоснованную формулу отношени€ к мировой культуре. Ђ оммунистом стать можно лишь тогда, - говорил Ћенин, - когда обогатишь свою пам€ть знанием всех богатств, которые выработало человечествої1. ќднако, как мы знаем, многое впоследствии делалось не по Ћенину, в противоречии с теорией марксизма. ¬ последние годы возник новый вариант старой ошибки - отрицание положительных достижений советского общества.

ѕоступательный характер развити€. ќтрицание старого и преемственность Ч два противоположных элемента развити€, образующие поступательный характер развити€. «акон отрицани€ отрицани€, в отличие от двух законов диалектики, в €вной форме указывает на направленность развити€ от низшего к высшему.  ажда€ последующа€ ступень развити€ рассматриваетс€ в диалектике как более высока€ и сложна€, чем предыдуща€.

ѕочему новое неодолимо?

¬ыража€ поступательный характер развити€, закон отрицани€ отрицани€ включает в себ€, в качестве одной из Ђсоставл€ющихї, закон неодолимости нового, высшего. ¬с€кое новое, возника€ первоначально в виде слабых ростков, в конечном счете утверждаетс€ в жизни и побеждает. –остки будущего социалистического образа жизни, представленные в виде кооперативных фабрик рабочих, возникавших уже в 40-е гг. XIX в., несмотр€ на жесточайшую конкуренцию со стороны крупных капиталистических предпри€тий, не только сохранились в капиталистических странах до наших дней, но и составл€ют сейчас значительную часть предпри€тий. (ѕравда, занима€ в западно-европейских странах 45% трудоспособного населени€, они дают лишь 2,5% национального дохода). Ќесмотр€ на все трудности и ошибки, допущенные в ходе социалистического строительства в нашей стране, иде€ социализма неодолима, поскольку выражает объективные потребности общественного прогресса.

Ќовое неодолимо, поскольку оно €вл€етс€ более сложным, высшим. ќднако это утверждение недостаточно, ибо следует далее ответить на вопрос, почему сложное должно побеждать более простое, низшее? — некоторых позиций, например, II начала термодинамики, следует признать, что сложное, высшее, €вл€етс€ менее веро€тным, чем простое. ”тверждение сложного в природе энергетически обходитс€ намного Ђдорожеї, чем переход к более простым, равновесным состо€ни€м. ќднако вс€ картина мира демонстрирует нам €вное торжество слишком дорогосто€щего прогресса, движени€ от низшего к высшему. ѕоэтому в современной науке все более прочно утверждаетс€ мысль о существовании в природе и обществе тенденции, противоположной II началу термодинамики, тенденции самоорганизации. ќднако самоорганизаци€ Ч это сторона процесса развити€, далеко не исчерпывающа€ развити€ в целом. —овременные исследовани€ по самоорганизации (синергетика) по существу переоткрыли, в конкретно-научной форме, фундаментальную идею диалектики Ч идею саморазвити€. —вое объ€снение иде€ самоорганизации находит в диалектико-материалистической теории развити€. Ђ онечныйї ответ на вопрос почему новое неодолимо в несколько иной форме рассмотрен нами ранее.

“риада, или трехступенчатый характер развити€. Ќаибольший накал дискуссий о всеобщности или невсеобщности закона отрицани€ отрицани€ св€зан с триадичностью развити€. ѕочему развитие должно проходить именно три ступени? ќткуда это Ђкаббалистическоеї число три? ћногие исследователи полагают, что отрицание не ограничено трем€ ступен€ми и может проходить какое угодно число их. ¬ самом деле, истори€ человечества в своей периодизации, казалось бы, весьма редко обнаруживает это загадочное число Ђтриї. –азвитие общества проходит п€ть крупнейших ступеней, св€занных с п€тью общественно-экономическими формаци€ми. ѕоэтому историческа€ наука использует весьма многоступенчатую периодизацию исторического процесса.

ќтрицание трехступенчатого характера развити€ означает отрицание всеобщности рассматриваемого закона. Ётот закон предоставл€ет нам еще один прекрасный случай, позвол€ющий пон€ть специфику пон€ти€ развити€, специфику философского мышлени€ вообще, неприменимости обыденного здравого смысла к объ€снению развити€.

¬ философской науке подвергалась критике абсолютизаци€ √егелем триадичности развити€, однако эта критика зачастую имела поверхностный характер. ¬ философии √егел€, как уже говорилось, сделана последн€€ гигантска€ по своему размаху попытка подчинени€ частнонаучного знани€ логике философии, философским схемам. –ассматрива€ любые природные и общественные процессы, √егель стремилс€ уложить их в жесткую схему триад: все частные процессы должны были проходить три ступени развити€. “ак, в природе это были ступени механики, физики и органики.  оренна€ ошибка √егел€ заключалась в том, что частное, особенное, он полностью подгон€л под логику всеобщего, отрица€ по существу специфику частного. ќшибка авторов, оспаривающих всеобщность закона, заключаетс€, по нашему мнению, в том, что они также пытаютс€ обнаружить триады в специфических частных процессах, а когда оказываетс€, что количество таких ступеней весьма редко равно трем, делают вывод о невсеобщем характере закона отрицани€ отрицани€.

«акон отрицани€ отрицани€ действует не в частных процессах, а в глубинной диалектической сущности развити€, выража€сь Ђна поверхностиї развити€ в различном количестве частных ступеней. ¬ыше уже говорилось о том, что развитие не может быть обнаружено при простом Ђчастотномї подходе, методом простой индукции. ќно про€вл€етс€ только в крупных целостных интервалах процессов. „тобы обнаружить действие закона отрицани€ отрицани€, необходимо теоретически абстрагировать достаточно крупные и целостные €влени€, обладающие целостной сущностью. Ќаивно было бы искать Ђтриадыї в движении ма€тника, работе трактора, индивидуальных поступках и отдельных социальных событи€х. ќднако если рассматривать крупные области действительности, обладающие своими целостными сущност€ми, например, человека, человеческое общество, то в глубинной логике их исторического развити€ €вственно обнаруживаетс€ логика отрицани€ отрицани€.

¬се п€ть общественно-экономических формаций, со всем многообразием их переходных форм и различных ступеней, укладываютс€ в три крупные ступени развити€ человеческой сущности, человеческого общества. ѕервобытно-общинна€ формаци€ с первоначальным примитивным общественным характером труда и собственности €вл€етс€ первой исторической ступенью развити€ человека, выражающей действительную сущность человека Ч его общественную природу. ’арактер примитивного общества совпадает здесь с сущностью человека как общественного существа, однако представл€ет собой лишь примитивную, простейшую ступень развити€ этой сущности. “ри последующие антагонистические общественно-экономические формации составл€ют вторую, более высокую ступень развити€ человеческой сущности. ќни основаны на частном характере труда и собственности, т. е. выражают подчиненную сторону общественной сущности человека Ч индивидуальность человека. Ќа второй ступени исторического развити€ человеческой сущности на первый план выходит, таким образом, индивидуальное, особенное в человеческой сущности, подчин€ющее себе главную, целостную сторону сущности человека Ч ее общественный характер. √егель глубоко подметил, что ступень отрицани€ имеет более узкий (особенный) характер, чем перва€ и последн€€ ступени развити€. јнтагонистические общества, включа€ капитализм, следовательно, деформируют человеческую сущность, став€т в известном смысле особенное выше всеобщей человеческой сущности.

¬ сущности человека заложены два противоположных момента Ч общественный характер человеческой сущности в целом и индивидуальность каждого отдельного человека. „еловек несет в себе общественное, главное начало и в то же врем€ €вл€етс€ индивидом. ≈сли первобытно-общинный строй становитс€ непосредственным выражением общественной человеческой сущности, то три антагонистические формации, став€ индивидуальное, частное, выше общественного, деформируют человеческую сущность. Ёта деформаци€ выражаетс€ в разделении общества на классы, разделении умственного и физического труда. —уть деформации человеческой природы, как глубоко подметил ћаркс, заключаетс€ в том, что существование и развитие одних людей осуществл€етс€ за счет ассимил€ции жизненных сил других, за счет эксплуатации. Ђ...–азвитие способностей рода Ђчеловекї, хот€ оно вначале совершаетс€ за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида...ї1.

 оммунистическа€ формаци€, основанна€ на общественном характере труда и общественной собственности, восстанавливает единство человеческой сущности, устран€ет ее деформации, ликвидирует эксплуатацию, разделение умственного и физического труда. “аким образом, общественное устройство, социальна€ структура совпадает с действительной человеческой сущностью, что делает общество действительно гуманным, человеческим обществом. ÷елью коммунистического общества становитс€ развитие каждого отдельного индивида, Ђразвитие богатства человеческой природы как самоцельї2.  оммунизм €вл€етс€ наивысшей и в этом смысле Ђпоследней формой устройства человеческого родаї3, способной к бесконечному развитию.

«акон отрицани€ отрицани€ Ч это закон противоречивого развертывани€ целостной сущности. ”становить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматрива€ целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.

Ќекоторые ученые считают, что закон отрицани€ отрицани€ действует только в конечных процессах. ќднако именно в бесконечности этот закон действует особенно €вно.  аждое конечное €вл€етс€ результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развити€ материи, вс€кое конечное может быть рождено только бесконечностью. ¬ свою очередь последующее бесконечное развитие (Ђвтора€ полубесконечностьї) выступает в качестве отрицани€ этого конечного: . “аким образом, способ построени€ бесконечного развити€ основан на логике отрицани€ отрицани€. ѕриведенна€ абстрактна€ схема отрицани€ отрицани€ в бесконечном развитии может быть дополнена более конкретной, если в качестве конечного вз€ть не абстрактную вещь, а человека как итог и вершину бесконечного развити€ материи, с которым начинаетс€ нова€ ветвь бесконечного развити€ Ч человеческа€ истори€: .

¬озврат €кобы к старому. —ледующим своеобразным элементом закона €вл€етс€ повторение абстрактных черт первой ступени развити€ на высшей, третьей, ступени, или возврат €кобы к старому. —уть закономерности возврата к исходному становитс€ €сной из сказанного выше Ч треть€ ступень развити€ представл€ет собой возврат к целостной сущности, совпадение с сущностью, котора€ в первоначальной примитивной форме была выражена на первой ступени развити€. ќднако это есть возврат к старому на новой, высшей, более содержательной основе, а не простое повторение пройденного.  оммунизм повтор€ет наиболее абстрактные черты Ђпервобытного коммунизмаї Ч общественный характер труда и собственности, однако и труд, и собственность коммунистического общества наполнены неизмеримо большим содержанием, св€занным с гигантски возросшими производительными силами и знани€ми, несравненно более развитой человеческой сущностью.

–азвиваетс€ ли общее?

«десь следует обратить внимание на одно обсто€тельство: с позиций диалектики общее не €вл€етс€ мертвым и неподвижным, абстрактно-общее может скрывать под собой совершенно различное по сложности и богатству содержание.

—пиралевидный характер развити€. «акон отрицани€ отрицани€ совмещает в себе две идеи, которые на первый взгл€д представл€ютс€ исключающими друг друга. — одной стороны, в развитии обнаруживаетс€ поступательность, Ђдвижение вверхї, от низшего к высшему. — другой Ч круг, повторение пройденного. Ёти две черты выражаютс€ идеей спиралевидного характера развити€: развитие имеет поступательный характер, однако при этом оно в известном смысле повтор€ет пройденное.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1307 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

341 - | 297 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.