Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


явление и сущность




 

¬ первом приближении €вление можно определить как внешнюю, а сущность Ч как скрытую глубинную сторону действительности. »д€ далее, сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под €влением, или, точнее, в €влении. —ущность Ч квинтэссенци€ €влени€.  винтэссенци€, или сущность, жизни, в каких бы многообразных формах она не про€вл€лась, состоит в самосохранении путем приспособлени€ к среде. Ќаиболее обща€ сущность человека Ч в производстве, творении своей собственной жизни путем преобразовани€ природы.

¬ немарксистских философских системах €вление и сущность абсолютизировались, чрезмерно противопоставл€лись или отождествл€лись. “ак, дл€ Ђнаивного реализмаї мир таков, каким он кажетс€; цвета, запахи, вкусы и т. д. Ч свойства самих вещей. — противоположной точки зрени€ сущности вещей отделены непроходимой пропастью от их внешних выражений. “ак, дл€ элеатов €влени€ подвижны, а сущность быти€ абсолютно неподвижна. Ѕог любых разновидностей религии Ч абсолютно неизменна€ сущность, каким-то образом привод€ща€ в движение вещи, а человеческа€ сущность Ч не столько в нем самом, сколько в душе как Ђчастице божиейї.

— позиций субъективного идеализма вещи Ч комплексы ощущений, а сущности Ч приписываютс€ вещам нами.  ант считал сущности вещей-в-себе непознаваемыми, вместе с тем он ввел представление о мыслимых сущност€х, которые приписываютс€ вещам рассудком или разумом.

 атегории €влений и сущности Ч весьма сложные пон€ти€, включающие в себ€ стороны или моменты действительности, отображенные р€дом других категорий. —ущность Ч прежде всего общее, а €вление Ч целостна€ совокупность единичных. ƒл€ сущности характерна прежде всего необходимость, в €влении бросаетс€ в глаза случайность. ќднако €вление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не свод€тс€ к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но Ч существенно особенное и индивидуальное. —ущность Ч это наиболее важное, основное, глубинное, определ€ющее в общем, особенном и единичном, €вление Ч их непосредственное, внешнее выражение.

Ќеверно считать, что сущности человеческих индивидуумов Ч это только общее между ними, поскольку реальные человеческие личности превращаютс€ тогда в Ђпро€влени€ї или феномены одной и той же безликой сущности. „еловеческа€ сущность несет в себе общее (которое составлено бесконечным числом уровней, вплоть до всеобщего), особенное и единичное. —ущность каждого человека индивидуализирована, что в значительной мере обусловливает сущностные свойства человека Ч труд, мысль, общение, свободу, ответственность и т. д.

»ндивидуальность человеческой сущности выражаетс€ прежде всего в ее отдельном существовании, существовании в отдельных индивидах. »ндивидуальность несет в себе и некоторое более важное, Ђкачественноеї содержание.  аждый человек Ч неповторимый микрокосм.

явл€ютс€ ли индивидуальными сущност€ми отдельный химический атом или элементарна€ частица? »ли индивидуальную сущность приобретает только человек?

»ме€ свое специфическое содержание, €вление в то же врем€ есть выражение сущности. ¬с€кое €вление поэтому существенно, несет в себе сущность. ¬с€ка€ сущность про€вл€етс€, т. е. существует только в €влени€х, через €влени€. —ущность находитс€ в €влени€х, а не за €влени€ми. Ђ...—ущность €вл€етс€,Ч писал Ћенин.Ч явление существенної1. “ак, обмен товарами есть выражение обособленного характера труда. ¬с€ совокупность жизненных €влений есть выражение тенденции сохранени€ и развити€ жизни.

явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфическое содержание. явление поэтому никогда полностью не совпадает с сущностью и искажает ее. ÷вета, запахи, вкусы и т. д. Ч не сами действительные свойства вещей, а лишь их выражени€, субъективные образы. ћеханизм начислени€ заработной платы при капитализме создает иллюзию того, что это есть плата за весь труд рабочего, за все его рабочее врем€ (почасова€ оплата). ќднако, как показал ћаркс в Ђ апиталеї, заработна€ плата есть лишь выражение стоимости рабочей силы, в то врем€ как друга€ часть созданной работником стоимости Ч прибавочна€ стоимость присваиваетс€ капиталистом (индивидуальным или совокупным).

»скажа€ сущность, €вление выступает как кажимость, или видимость. ќднако это искажение относительно, ибо в конечном счете €вление адекватно выражает сущность.  ажимость в конечном счете Ђоттен€етї, подчеркивает истинную сущность вещей.

¬ процессе развити€ сущность остаетс€ более устойчивой, €вление Ч изменчивым, текучим. —пособ развити€ сущности недостаточно исследован в философской науке. Ётот способ включает два момента. ѕрежде всего, развитие может выражатьс€ в изменении отдельных элементов сущности Ч исчезновении одних, возникновении других. “ак, некоторые существенные элементы возникли в сущности современного капитализма, хот€ в общем и целом она остаетс€ той же самой, основанной на присвоении прибавочной стоимости одним классом. ¬торой элемент или способ развити€ заключаетс€ в том, что, сохран€€ одни и те же наиболее общие и абстрактные черты, сущность наполн€етс€ все более богатым и сложным содержанием. Ётот способ развити€ сущности заключаетс€ в аккумул€ции все более богатого содержани€ в пределах одних и тех же наиболее общих черт вещи. “аким €вл€етс€, например, развитие общественной собственности от первобытно-общинного стро€ до коммунистического.

¬ силу бесконечности мира Ђвширьї и Ђвглубьї сущности вещей не €вл€ютс€ одноплановыми, они образуют бесконечную систему уровней.

„еловек живет в сущностном и €вл€ющемс€ мире, есть порождение мировой сущности и в то же врем€ Ч высша€ сущность в мире. „еловек существует поэтому познава€ и практически осваива€ €влени€ и иерархическую последовательность сущностей бесконечного мира. „еловек имеет дело с двойственным, противоречивым миром, который далеко не таков, каким он кажетс€. „еловек поэтому бесконечно приближаетс€ к познанию неисчерпаемой и бесконечной мировой сущности и своей собственной.

ѕознание и практическое освоение мира идет от €влени€ к сущност€м все более глубоких уровней или пор€дков. Ђћысль человека,Ч писал Ћенин,Ч бесконечно углубл€етс€ от €влени€ к сущности, от сущности первого, так сказать, пор€дка, к сущности второго пор€дка и т. д. без концаї1.

ѕознава€ все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существовани€. –азвитие человека в этом смысле Ч это движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей сущности.

 

‘орма и содержание

 

—одержание Ч это элементы, из которых состоит вещь, форма Ч совокупность св€зей между ними, или, иначе, организаци€ или структура вещи. –ассматриваема€ в аспекте элементов и структуры, вещь в целом называетс€ системой. —одержанием атома €вл€ютс€ €дро и электроны, формой, или структурой, Ч совокупность св€зей между ними. —одержанием способа производства материальных благ выступают люди (как главные элементы) и средства производства, формой Ч совокупность св€зей между ними, прежде всего между людьми.

–азличение формы и содержани€ относительно. “ак, производственные отношени€, выступа€ в качестве формы по отношению к производительным силам, €вл€ютс€ содержанием по отношению к политическим, правовым и другим взгл€дам и отношени€м. ћатериальный мир Ч это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержани€ осуществлено по отношению к вещам. Ђ—двига€ї эти категории от вещей к их про€влени€м и св€з€м, мы получаем зависимые от исходного (вещественного) планы этих категорий. “ак, производственные отношени€ могут рассматриватьс€ как элементы содержани€, а политические отношени€ Ч как их организаци€ или форма.

¬ немарксистской философии получила широкое распространение абсолютизаци€ формы (гилеморфизм ѕлатона, ‘. јквината, неотомизма; Ђформа формї јристотел€, теори€ эмерджентной эволюции, холизм). ¬ыражением формализма в политической де€тельности и управлении €вл€етс€ бюрократизм.

ƒиалектико-материалистическа€ концепци€ содержани€ и формы включает следующие важнейшие моменты. —одержание и форма наход€тс€ в единстве, определ€ющую роль в котором играет содержание. ѕримат содержани€ перед формой объ€сн€етс€ тем, что форма, структура, или совокупность св€зей между элементами, есть выражение природы этих элементов, ибо элементы вступают в св€зи друг с другом, образу€ тем самым форму, или структуру. —в€зи €дра или электронов определ€ютс€ природой этих составл€ющих атома. ѕроизводственные отношени€, образующие экономическую форму общества, Ч это отношени€ людей, производимые самими людьми.

ќпредел€ема€ содержанием, форма находитс€ в соответствии с ним. ѕри этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. “ак, переход от капитализма к социализму должен происходить в многообразных формах. »ногда полагают, что многообразие Ч это прерогатива формы, в то врем€ как содержание остаетс€ одним и тем же. ќднако это неверно. ћногообразие форм всегда св€зано с многообразием содержани€, посто€нным в этом многообразии €вл€етс€ не содержание, а наиболее обща€ сущность вещи. ѕереход от капитализма к социализму имеет одну и ту же наиболее общую сущность, а содержание и форма его могут быть весьма различными. —ущность Ч это наиболее важное, основное в содержании и форме, €вление включает определенную сторону как содержани€, так и формы.

ќпредел€ема€ содержанием, форма обладает относительной самосто€тельностью и активностью. »сточником этой относительной самосто€тельности €вл€етс€ то, что св€зи между элементами завис€т не только от природы элемента, вступающего в св€зь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержани€, благодар€ чему форма приобретает некоторую независимость и активность.

Ёкономическа€ форма Ч необходимое условие и активный фактор общественной жизни. ќна €вл€етс€ непременным условием развити€ производительных сил, может его ускор€ть или замедл€ть.

¬ процессе развити€ содержание и форма наход€тс€ в сложном взаимодействии, в котором содержание играет в конечном счете определ€ющую роль. ѕри этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, €вл€етс€ более консервативной, чем содержание. ѕротиворечие между формой и содержанием периодически разрешаетс€ путем приведени€ формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. ¬ыража€ основные тенденции содержани€, форма может опережать в своем развитии отдельные консервативные элементы содержани€.

¬ конечном счете противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпани€ возможностей развити€, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешаетс€ посредством скачка Ч сбрасывани€ старой формы и переделки содержани€.

”чет диалектики взаимодействи€ формы и содержани€ необходим дл€ глубокого понимани€ природных и социальных процессов и управлени€ ими. »з диалектики следует, например, что товарна€ форма социалистического производства не может быть полностью тождественна товарной форме капиталистического производства.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1577 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

541 - | 393 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.