Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщее, особенное и единичное




 

Ёти категории €вл€ютс€ наиболее простыми и в то же врем€ наиболее фундаментальными в выделенной группе категорий, поскольку все категории представл€ют собой обобщени€, выражают общее.

ќбщее Ч то, что свойственно классу предметов, €влений, процессов, единичное Ч присущее элементу класса, а особенное Ч подклассу. ’имический элемент Ч общее пон€тие, отображающее признаки, присущие всем простейшим химическим веществам, Ч химическую неделимость, реакционную способность, валентность, определенные физические свойства. ¬одород, гелий и т.д. Ч единичные химические элементы. ћеталлы и неметаллы Ч особенное, подклассы элементов.

–азличение единичного, особенного и общего относительно. Ѕиологический вид выступает как общее по отношени€м к особ€м, но как единичное по отношению к биологическому роду, который в свою очередь есть единичное по отношению к семейству и т.д.

ѕредельно общее, относ€щеес€ к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. ќднако всеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности. ¬ последнем смысле пон€тие всеобщего употребл€етс€ в Ђ апиталеї ћаркса. “ак, стоимостные отношени€ выступают как особенное в формаци€х, предшествующих капитализму. ¬ последнем, приобрета€ всеохватывающий характер (в материальном производстве, обмене и распределении), они станов€тс€ всеобщими. ƒеньги выступают в качестве всеобщей формы стоимости, поскольку они выражают стоимость любых товаров.

¬ домарксистской и современной буржуазной философии существуют две крайности в истолковании общего и единичного. ƒл€ различных эмпирических течений характерна абсолютизаци€ единичного и недооценка общего (номинализм, субъективный идеализм, позитивизм, махизм, неопозитивизм, экзистенциализм). ѕротивоположна€ крайность Ч абсолютизаци€ общего Ч св€зана с объективным идеализмом и религией. ѕо ѕлатону, общее (Ђидеиї) предшествует вещам и предопредел€ет их, в то врем€ как материальное только единично и, следовательно, косно и пассивно. “ака€ трактовка общего целиком восприн€та томизмом и неотомизмом. Ѕог любой религии Ч это общее, порождающее все единичное и особенное. ƒиалектику общего и единичного во многом правильно раскрыл √егель, однако в конечном счете он так же абсолютизировал общее (логическую идею, субстанцию), поскольку иде€ в его философии производит все богатство единичного и особенного.

—ерьезное затруднение, с которым встретилась уже антична€ философи€, св€зано с вопросом, как существует общее. —уществование единичных домов, людей и т. д. легко фиксируетс€ наблюдением, однако никто не наблюдал Ђдома вообщеї, Ђчеловека вообщеї.

— позиций материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существовани€. –еальный мирЧэто мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью (в конечном счете Ч материальностью). ќбщее существует не р€дом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. Ђƒом вообщеї существует не р€дом с единичными домами, а в единичных домах.

Ђ...ќтдельное не существует иначе как в той св€зи, котора€ ведет к общему. ќбщее существует лишь в отдельном, через отдельное. ¬с€кое отдельное есть (так или иначе) общее. ¬с€кое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. ¬с€кое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. ¬с€кое отдельное неполно входит в общее...ї1.

≈диничное (иногда его называют также отдельным) имеет сложную структуру: оно включает в себ€ собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. —ледует различать поэтому единичное в узком (собственно единичное, индивидуальное) и в широком смыслах.

ѕон€тие единичного имеет р€д значений и в другом аспекте, которые нельз€ смешивать, не дела€ грубых ошибок. ≈диничное может обозначать единичное вообще (принадлежащее данному классу), данное отдельное единичное, всю массу единичных данного класса вещей, €влений или процессов. ќбщее выступает в различных отношени€х к единичному, вз€тому в различных аспектах.

¬ массе единичных данного класса общее играет определ€ющую, главенствующую роль по отношению к собственно единичным, поскольку, например, в человеке наиболее существенным €вл€етс€ то, что он человек, или общечеловеческое, а не то, каков его возраст, пол, положение и т. д. ќбщее выступает как определ€ющее, главенствующее также по отношению к каждому данному единичному, ибо, например, жизнь одного данного человека несомненно менее значима, чем жизнь всего человечества. ќднако, фиксиру€ примат общего перед единичным в изложенных аспектах, легко соскользнуть на позиции абсолютизации общего. »сключить такую абсолютизацию возможно, если общее не отвлекаетс€ чрезмерно от единичных, рассматриваетс€ только как общее единичных, всей массы единичных. —овершенно ошибочно было бы полагать, что общее главенствует над массой единичных, ибо общее €вл€етс€ содержанием массы единичных, входит в состав всех единичных.

ƒиалектико-материалистическое понимание общего и единичного, в их различных планах и отношени€х, лежит в основе научной концепции общества как сложной совокупности, или коллектива, индивидов. ѕо ћарксу, общество Ч не общество Ђвообщеї, а общество индивидов, включающее в себ€ все общее (Ђобщество вообщеї).

Ќетрудно заметить, что в сопоставлении различных аспектов общего и единичного просвечивают и другие категории диалектики (например целого), вне св€зи с которым общее и единичное не могут быть пон€ты.

ƒиалектика придает весьма важное значение проблеме собственно единичного, или индивидуального. —уществу€ в неразрывной св€зи с общим, индивидуальность каждого единичного, каждого отдельного быти€ €вл€етс€ необходимой стороной или элементом действительности, обладает своим специфическим содержанием и значимостью. ѕроцесс развити€ материи в существенной мере есть процесс индивидуализации быти€, что дает ключ к пониманию человеческой сущности и смысла человеческого существовани€. ¬сесторонний учет индивидуального включен поэтому в ћарксову концепцию общества и коммунизма, согласно которой целью последнего €вл€етс€ свободное развитие каждого индивида. —уществует ли, однако, абсолютна€ индивидуальность и неповторимость, не включенна€ ни в одну общность?   проблеме индивидуальности мы еще вернемс€ в курсе социальной философии.

¬ теории весьма важное место занимают пон€ти€ абстрактно-всеобщего и конкретно-всеобщего. ¬первые они были введены √егелем, в чем про€вилась больша€ диалектическа€ проницательность великого философа. Ќа базе материализма эти категории были широко использованы марксизмом, в особенности в Ђ апиталеї ћаркса. јбстрактно-всеобщее Ч это всеобщее (или общее), максимально отвлеченное от особенного и единичного, или, иначе, только всеобщее, Ђне замутненноеї никакой Ђпримесьюї особенного и единичного. ¬ыступа€ необходимой ступенью познани€, такое понимание всеобщего оказываетс€ совершенно недостаточным и приводит к омертвлению пон€ти€, неспособно схватить действительность в ее развитии.  онкретно-всеобщее Ч это единство абстрактно-всеобщего, т. е. общих черт вещей, и обобщенного, сокращенного описани€ всего богатства особенного и единичного. »ными словами, конкретно-всеобщее Ч это всеобщее, учитывающее все многообразие (или основное многообразие) особенного и единичного. Ѕлагодар€ св€зи с особенным и единичным всеобщее (общее), остава€сь в абстрактных пределах одним и тем же, наполн€етс€ все более сложным содержанием. ¬сеобщее (общее), таким образом, находитс€ в развитии.

 атегории общего, особенного и единичного Ч важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познани€ и практической де€тельности. √лубокий учет диалектики этих категорий необходим дл€ решени€ крупных проблем познани€ и практической де€тельности.   числу наиболее острых из этих проблем в насто€щее врем€ следует отнести проблему общечеловеческого и индивидуального, общественного и индивидуального, общечеловеческого и классового, интернационального и национального, общих и специфических закономерностей развити€ общества. Ќаука имеет своим предметом прежде всего общее, однако такое общее, которое действительно можно вывести из единичных фактов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1604 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

286 - | 275 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.