Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеобходимость и случайность




 

Ќеобходимость Ч то, что должно быть, не может не быть. —лучайность Ч то, что может быть, но может и не быть. —охранение энергии в физических взаимодействи€х, возникновение сложных химических соединений из химических элементов, выживание наиболее приспособленных в ходе биологической эволюции, смена общественно-экономических формаций и т. д. имеют необходимый характер. ќднако все эти необходимые процессы представлены в массе единичных событий, каждое из которых может быть случайным по отношению к основной необходимой последовательности процессов.

Ќеобходимое Ч это общее, а случайное Ч единичное. ¬месте с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

¬ истории философии выдвигались две крайние точки зрени€. јбсолютизиру€ необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществл€етс€ с необходимостью, фатально, Ђпо воле божьейї, либо в силу объективных законов. “ак, √ольбах утверждал, что Ђвсе наблюдаемое нами необходимо, т. е. не может быть иным, чем оно есть...ї1. —лучайность с этих позицийЧ€вление, причина которого нам неизвестна. ‘атализм, по оценке Ёнгельса, по существу пыталс€ возвести в ранг необходимости случайность. ѕри этом Ђна деле не случайность поднимаетс€ до уровн€ необходимости, а необходимость снижаетс€ до уровн€ случайностиї2.

‘аталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращалс€ в пассивный элемент некой мировой машины, управл€емой духовными или материальными силами.

— позиций противоположной крайней точки зрени€, абсолютизировавшей случайность, мир превращалс€ в хаос случайных событий, в котором человек также становилс€ пассивным и случайным €влением, случайной флуктуацией мира, в котором все определ€етс€ игрой случайных сил. „еловек Ђслучайного мираї сам насквозь случаен.

—огласно материалистической диалектике случайность Ч форма про€влени€ и дополнение необходимости1, а необходимость существует только через случайность. –аскрыва€ неразрывную св€зь необходимости и случайности, диалектика отнюдь не уравнивает их, необходимость €вл€етс€ доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость про€вл€етс€ в случайност€х и определ€ет их.

Ёволюци€ природы и общества, осуществл€€сь через массу единичных случайных событий, вместе с тем происходит на основе необходимости, а не случайности. ѕоэтому совершенно недостаточно утверждение, что эволюци€ природы и общества €вл€етс€ единством случайного и необходимого, следует еще указать, что случайности возникают на основе необходимости, котора€ играет определ€ющую роль в природных и социальных процессах. ¬ажнейший аргумент в пользу идеи примата необходимости перед случайностью Ч существование упор€доченности, определенности, закономерности в мире. ћир, построенный на основе случайности, представл€л бы собой хаос.

–азличие случайного и необходимого относительно, св€зано с объективной Ђсистемой отсчетаї. Ќеобходимое и случайное €вл€ютс€ таковыми только в определенных отношени€х; не существует безотносительной необходимости и случайности.  аждое случайное событие €вл€етс€ таковым лишь в отношении к более широкому и общему кругу событий, тенденций или услови€м. ¬ отношении к своей непосредственной причине любое случайное событие €вл€етс€ необходимым.

—оциалистическа€ революци€ выступает как необходимость по отношению к общему историческому процессу, капиталистической формации, но в этом отношении совершенно случайно то, в какой стране мира и в какое врем€ она произойдет. ќднако по отношению к услови€м, сложившимс€ в мире и в –оссии к окт€брю 1917 г., ¬елика€ ќкт€брьска€ социалистическа€ революци€ не €вл€етс€ случайностью.

¬ процессах развити€ случайное и необходимое своеобразно переход€т друг в друга. “ак, обмен товарами первоначально был случайным дл€ общества, ибо осуществл€лс€ эпизодически, не составл€л коренное условие человеческого существовани€. ѕо мере развити€ общества обмен товарами становитс€ необходимостью. »спользование орудий человекообразными обезь€нами было случайным в том смысле, что оно не было выражением и условием приспособительного способа существовани€ животных. ѕо€вление человека св€зано с систематическим, необходимым использованием орудий труда.

ѕри поверхностном подходе может возникнуть впечатление, что необходимость возникает из случайностей, порождаетс€ случайностью. “ак, утверждают, что биологическа€ эволюци€ с ее необходимостью, необходимыми качествами живого, рождаетс€ из массы случайностей. ќднако порождение необходимости случайностью Ч бессмыслица.  ак движение не может рождатьс€ из абсолютного поко€, а €вл€етс€ абсолютным, так и необходимость не порождаетс€ случайностью.  ажда€ нова€ необходимость рождаетс€ из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость. “ак, законы социализма рождаютс€ не из случайных отклонений от законов капитализма, а из законов капитализма при участии случайностей. «аконы биологической эволюции не рождаютс€ из случайных мутаций, а определ€ют последние.

— позиций диалектического материализма бесконечный мир предстает не как Ђжесткийї, фатально предопределенный, а как мир необходимого и случайного, в котором доминирующим €вл€етс€ необходимость. ѕри этом необходимость понимаетс€ как принадлежность бесконечно многообразного и развивающегос€ мира, а не конечного, законченного, механически повтор€ющегос€. Ќеобходимость развивающегос€ мира предполагает непрерывное возникновение нового, более сложного, а не фатальное повторение существующего Ђот векаї.

„еловеческа€ сущность несет в себе частицу этой Ђнеобходимой и случайнойї природы мира. „еловек занимает отнюдь не случайное место в мире, а €вл€етс€ продуктом необходимой природы мира. „еловеческое существование имеет основу не в хаосе случайности, а в необходимой природе мира.

Ќеобходима€ и случайна€ (при примате необходимого) природа мира выражена в сущностных, родовых свойствах человека, в труде и мышлении, способност€х и потребност€х и т. д. —пецифическим отражением этой природы мира €вл€етс€ свобода и ответственность. ќбъективной основой человеческой свободы служит прежде всего необходимость Ч свобода согласно известному марксистскому определению Ч это познанна€ необходимость. „еловек свободен прежде всего не вопреки объективной необходимости, а благодар€ ее осознанию и использованию в де€тельности. —ущественным элементом объективной основы человеческой свободы €вл€етс€ случайность, обусловливающа€ большое многообразие человеческих действий.  ак Ђвывестиї из глубинной природы мира человеческую ответственность, одно из важнейших сущностных свойств человека?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1392 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

430 - | 431 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.