Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиалектический материализм о сущности категорий




 

 атегори€ми называют наиболее широкие пон€ти€ науки. “ак, в физике это категории массы и энергии, вещества и пол€ и др. ¬ биологии Ч категории жизни, организма, попул€ции, эволюции и т. д. ¬ философии категори€ми также называют ее наиболее широкие пон€ти€: материи и сознани€, движени€ и развити€, пространства и времени, закона и т. д. ‘илософи€ представл€ет собой сложную систему категорий.

 атегории характеризуютс€ р€дом основных черт.  атегории Ч отображени€ объективной реальности. Ќаучна€ философи€ отвергает идеалистическую трактовку категорий. ≈сли объективный идеализм рассматривает категории как объективно существующие пон€ти€, лежащие у истоков вещей, то с позиций субъективного идеализма категории суть лишь сокращенные, удобные описани€ совокупностей человеческих ощущений, не имеющих никакого объективного прообраза.  атегории наход€тс€ в глубокой св€зи, образуют систему, вне которой они не имеют смысла.  атегории наход€тс€ в развитии. ¬ этом отношении они обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость, подвижность своего содержани€. ѕодлинно научное, диалектическое мышление основано на умении учитывать и определенность, и гибкость пон€тий. ≈сли абсолютизаци€ определенности, устойчивости пон€тий приводит к окостенению мысли, догматизму, то абсолютизаци€ гибкости Ч к произвольному жонглированию пон€ти€ми, эклектике и софистике.

—офистика лежит в основе аргументации идеализма и религии, современного антикоммунизма, включа€ отечественный. Ќаиболее употребимым софизмом современного антикоммунизма €вл€етс€ отождествление сталинизма, с его политикой репрессий, с социализмом и коммунизмом вообще. Ўироко использует софизмы такого рода ј.». —олженицын в Ђјрхипелаге √улагеї и р€де других произведений.

 атегории, далее, представл€ют собой ступеньки, узловые моменты в познании человеком окружающего мира и самого себ€. Ќе создав научной системы категорий, человек не способен глубоко познавать мир и свою собственную сущность. —ознаем мы это или нет, но в основе нашего мышлени€ всегда лежит логический каркас, образованный если не из категорий, то хот€ бы из интуитивно рождающихс€ категориальных смысловых Ђузловї нашего знани€.

Ќа прот€жении последних дес€тилетий в советской философской науке широко обсуждалась проблема системы категорий марксистской философии. »звестно, что марксизм развивалс€ неравномерно. ћаркс свое главное внимание уделил созданию Ђ апиталаї, т.е. политической экономии капитализма, выступавшей в качестве фундамента его учени€ о закономерном характере возникновени€ коммунистического общества. ¬ значительно меньшей степени ћарксом и Ёнгельсом была разработана философска€ система. «аслуга ћаркса и Ёнгельса состоит в том, что они создали Ч в наиболее общих и принципиальных чертах Ч научную философскую систему. ќднако эта система, €вл€€сь продолжением и в то же врем€ завершением всей предшествующей философии, была развернута ими относительно ее оснований (принципов) в значительно меньшей степени, чем была развернута, относительно ее теоретических оснований, философи€ √егел€. ќтмеча€ это обсто€тельство, Ћенин писал, что ћаркс Ђне оставил ЂЋогикиї (с большой буквы), но он оставил логику Ђ апиталаї1.

¬ марксистской философии не было создано специального труда, равноценного Ђ апиталуї ћаркса. —оветскими философами в последние дес€тилети€ предприн€т р€д интересных попыток разработки системы категорий, однако решение этой глобальной задачи научной философии остаетс€ делом не ближайшего будущего. ќбычно глобальную задачу марксистской философии формулируют неточно Ч как задачу создани€ системы категорий. ќднако научна€ философи€, созданна€ ћарксом и Ёнгельсом, не была бы таковой, если бы она не имела системного характера. ƒействительна€ задача состоит в том, чтобы эту сжатую, концентрированно изложенную систему категорий развернуть в полную, или развернутую, систему категорий.

Ѕесконечно ли число категорий?

ќдна из интереснейших проблем системы категорий Ч конечно или бесконечно число категорий. –ассужда€ банально, можно прийти к мысли, что, поскольку мир бесконечен, число отображающих его пон€тий, включа€ философские категории, должно быть так же бесконечным. Ќе вызывает сомнени€, что число частных пон€тий не может быть конечным. ќднако допустимо считать, что совокупность наиболее широких, основных философских категорий не безгранична. —имптоматично, что до сих пор в системе основных философских категорий не обнаружено никаких Ђразрывовї, которые требовали бы введени€ новых широких категорий. —уществуют два способа развити€ категорий: возникновение новых категорий и развитие уже существующих. јккумулиру€ в себе новые революционные открыти€, непрерывно углубл€€ и перестраива€ свое содержание, наиболее широкие философские категории остаютс€ в то же врем€ устойчивыми.   ним относ€тс€ прежде всего категории материи и сознани€, движени€ и развити€, закона и т. д.

Ќе вдава€сь далее в проблему системы категорий (по которой имеетс€ обширна€ литература), ограничимс€ лишь простейшей классификацией категорий на три группы. ѕервую группу составл€ют наиболее широкие категории философии Ч материи, сознани€, движени€, развити€, закона и некоторые другие. ¬торую группу образуют категории, вход€щие в состав основных законов диалектики. “реть€ группа представл€ет собой особую совокупность категорий, которые не могут быть включены в две первые: общее, особенное и единичное, необходимость и случайность, сущность и €вление, форма и содержание, возможность и действительность, причина и следствие.

ќпределение категорий, как уже неоднократно отмечалось, св€зано с большими трудност€ми, поскольку философские категории имеют предельно широкий характер, наход€тс€ на крайних пределах человеческого знани€. ѕоэтому содержание категорий раскрываетс€ с помощью целой последовательности приемов или определений. ¬месте с тем всегда необходимо в качестве начала использовать простейшие определени€, не перегруженные терминами.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1182 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

617 - | 534 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.