Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«аконна€ власть. ¬ли€ние через традиции




≈сли огл€нутьс€ на историю, традици€ окажетс€ самым распространенным инструментом вли€ни€. –уководитель пользуетс€ традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнител€ в защищенности и принадлежности. ќднако, этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. ѕоэтому вли€ние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрени€, что подчинение начальству €вл€етс€ желаемым поведением. ’эмптон, —аммер и ”эбер считают, что <система, основанна€ на традиции рухнет, если она также не даст своим ло€льным, покорным сторонникам тепло и защищенность>.

¬ течение тыс€челетий культурна€ традици€ «апада укрепл€ла власть начальства. ѕочти всех нас заставл€ли подчин€тьс€ люд€м, занимающим определенные должности. Ќапример, мало у кого хватало смелости спорить с отдающим какой-то приказ офицером полиции. ’от€ сегодн€ многие молодые рабочие, кажетс€, меньше расположены признавать авторитеты, другие все еще выполн€ют то, что - правильно или не правильно - велит им их начальство только потому, что <он ведь начальник, не так ли?>. ¬озможно, и вам приходилось делать нечто не очень дл€ вас при€тное только потому, что так велели ваши родители, традиционный авторитет которых вы впитали с молоком матери.

“радици€ особенно важна дл€ формальных организаций. ¬озможность поощр€ть и наказывать укрепл€ет полномочи€ руководител€ отдавать приказы. Ќо было бы чрезвычайно неудобно и зан€ло бы много времени, не говор€ ух о затратах, если бы руководство должно было бы предлагать вознаграждени€ вс€кий раз, когда ему необходимо заставить рабочих выполнить приказ. “аким образом, бесперебойное функционирование организаций пр€мо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет - законную власть руководства. “радици€ также продолжает оставатьс€ распространенной и официальной формой вли€ни€ руководител€ потому, что в противоположность страху, она предлагает позитивное вознаграждение - удовлетворение потребности.  огда человек признает вли€ние, основанное на традиции, он или она получает взамен ощущение принадлежности к социальной группе. Ёто чувство принадлежности и осознание себ€ как личности может удовлетворить социальную потребность и создать фактическую защищенность, что также удовлетвор€ет соответствующую потребность.

»нтересное, тонкое воздействие традиции на некоторых людей заключаетс€ в том, что она может исключить или значительно упростить прин€тие решений. ¬ системе, где традиции очень сильны, вопросы <что такое хорошо и что такое плохо> определены предельно точно. »сполнитель может переложить ответственность за непри€тные действи€ и решени€ со своих плеч на плечи руководител€ этой системы. ¬место того, чтобы защищать свою позицию в вопросе, почему что-то нужно делать именно так, а не иначе, человек может отделатьс€ таким же ответом, как и “евье в спектакле <—крипач на крыше> - <по традиции>.

“радици€ - привлекательный инструмент, как дл€ организации, так и дл€ руководител€. ќна обладает огромным преимуществом - безличностью. »сполнитель реагирует не на человека, а на должность. Ёто обсто€тельство повышает стабильность, так как организаци€ не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. ѕредоставление самых больших вознаграждений в первую очередь тем, кто лучше всего подчин€етс€ системе, чем по-насто€щему компетентным ее членам, подкрепл€ет способность организации использовать традицию с целью добитьс€ покорности своих членов. ƒругим свойством €вл€етс€ быстрота и предсказуемость вли€ни€ с помощью традиции.

Ќ≈ƒќ—“ј“ » ћ≈“ќƒ» », ќѕ»–јёў≈…—я Ќј “–јƒ»÷»ё. »нтересно отметить, что часто традици€ объ€сн€ет одним словом, почему некоторые испытанные концепции теории управлени€, описанные в данной книге, не всегда широко используютс€ на практике. ’орошим примером €вл€ютс€ вознаграждени€, основанные на заслугах. ’от€ почти все раздел€ют мнение, что заслуги перед фирмой - лучший критерий дл€ назначени€ большей заработной платы или продвижени€ по службе, гораздо чаще в качестве критери€ используетс€ трудовой стаж. » можно пон€ть почему. “рудовой стаж легко вычисл€етс€, он €вл€етс€ объективной категорией и начисл€етс€ всем одинаково. ѕоскольку трудовой стаж как критерий используетс€ уже давно, многие люди заинтересованы в нем. Ётим люд€м потребовалось много лет дл€ достижени€ их сегодн€шней должности, поэтому переход на другую систему исчислени€ вознаграждений - по заслугам - они считают не только несправедливым, но и представл€ющим серьезную угрозу. ¬ силу этого они используют приобретенную власть, чтобы сохранить статус кво, даже если это и не в интересах организации или общества.

“радици€ может действовать и во вред организации. ѕредставьте, что молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какую-то операцию, говор€т:

<ћы всегда делали так, и до сих пор все было хорошо>. “акое отношение может представл€ть гораздо большую проблему, чем это обычно кажетс€. „тобы соответствовать окружению, организаци€ должна внести изменени€ в свою политику, стратегию, методику организации и т.д. “е организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, почему они сопротивл€ютс€ переменам, могут в конечном итоге оказатьс€ перед проблемой вымирани€.

’от€ с незапам€тных времен традици€ была эффективным средством вли€ни€, за последние годы ее эффективность, кажетс€, снизилась. Ќекоторые исследовани€ показывают, что реакци€ студентов на облеченное властью начальство изменилась. ћайнер обнаружил, что между 1960 и 1974 гг. уважение студентов к авторитету руководства упало. »сследование ќндрака также отмечает неуклонное снижение с 60-х годов числа послушных начальству студентов колледжа. —туденты все меньше и меньше про€вл€ют готовность выполн€ть желани€ какого-то лица только потому, что им так вел€т. ѕрактическое выражение этой тенденции среди студентов заключаетс€ в том, что в течение 60-х они начали оспаривать право университетов устанавливать требовани€ в отношении курсов, которые необходимо прослушать. ƒругим €рким примером уменьшающейс€ власти традиции служит тот факт, что тыс€чи американцев отказались идти служить в армию или дезертировали, так как считали вьетнамскую войну несправедливой. —егодн€ даже <синие воротнички> протестуют против выполнени€ заданий, которые они считают абсурдными. ќдин только приказ хоз€ина больше не служит веским аргументом.

Ќе существует достаточно убедительных объ€снений, почему молодые американцы не так легко поддаютс€ вли€нию традиций, как их родители. ”олтон приводит такие факторы, как растущий уровень благополучи€ и защищенности, более высокий уровень образовани€, смещение акцента с индивидуализма на социальную принадлежность и все меньшим упором на социализированное подчинение в школе, семье и церкви. ќднако, более глубока€ причина этого €влени€ заключаетс€ в том, что молодежь не видит такой тесной св€зи между традиционными ценност€ми и вознаграждением, с одной стороны, и удовлетворением своих собственных потребностей - с другой. ¬озможно, это происходит потому, что традици€ лучше всего воздействует на людей, которые мотивированы в первую очередь защищенностью и принадлежностью, в то врем€ как благососто€ние и более продолжительный досуг в среднем увеличивают уровень потребности в том, чтобы быть мотивированным компетентностью, уважением и успехом. »ли, возможно, наши современные институты подорвали основу своей собственной традиционной власти тем, что не смогли последовательно вознаграждать хороших исполнителей и наказывать тех, чье поведение мешает росту производительности.  акова бы ни была причина этого €влени€, руководителю организации, по-видимому, следует больше полагатьс€ на другие механизмы вли€ни€.

√овор€ о власти руководител€ и эффективности организации, ».  . Ўетти отмечает, что если полагатьс€ на традиционную власть, это об€зательно породит проблемы, так как может войти в противоречие с ценност€ми современного труд€щегос€ человека, св€занными с его работой: причастность к организации, участие в некоторых ее меропри€ти€х.  роме того, это может привести к недостаточному использованию потенциала человеческих ресурсов, потому что люди, обладающие информацией о проблеме или способе усовершенствовани€ дела, не об€зательно €вл€ютс€ частью системы формальных полномочий в структуре. ¬ результате это может привести к снижению производительности труда и растущей неудовлетворенности труд€щихс€.

¬ своей известной книге <Bпоисках эффективного управлени€> “омас ѕитере и –оберт ”отерман рассказывают о наиболее эффективных американских корпораци€х, где вли€ние проистекает не от традиции, а заключаетс€ в тех отдельных личност€х и группах, которые имеют информацию о решении проблем или улучшении производственного процесса. ќрганизации с органичными структурами, функционирующие в динамичном окружении, которое мы рассматривали в гл. 12, имеют слабую св€зь с традици€ми. ѕоскольку им приходитс€ действовать в быстро мен€ющейс€ среде - рыночной и технологической, - они все меньше полагаютс€ на систему отношений внутри формальной организационной структуры и традиционных полномочий.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 987 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

335 - | 339 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.