Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Sup2;—таниславский  . —. “еатральное наследство. ћ., 1955. —. 241, 244




 

Ѕольшинство упражнений цикла, названного нами Ђјктерска€ тера≠пи€ї, должны войти в ежедневный актерский туалет и стать ритуалом жизни; только в этом случае возможно развитие актерской души после окончани€ учебного заведени€.

»менно с этой целью, начина€ с 1-го курса, мы ввели об€зательные записи всех упражнений и анализ ощущений после их выполнени€. —вои дневники тренинга студенты называли по-разному, но почти всегда шут≠ливо, не верили на первом курсе, что простые вещи, которые они проде≠лывают со своими мышцами, телом, дыханием и т. д., должны будут оста≠ватьс€ с ними на всю жизнь. Ќапример, так: Ђ”никальный учебник "“ре≠нинга и муштры", составленный  . –.ї, или Ђƒневник моей жизни в искусствеї.

Ќо вот наступил 3-й курс Ч врем€ активной работы над курсовыми спектакл€ми. ” каждого есть роль, то есть материал дл€ индивидуально≠го тренинга, св€занного с подготовкой к этой роли, к жизни в роли. Ќо≠вые задачи освоени€ профессии, мастерства актера, новые св€зи между тренингом и содержанием зан€тий по актерскому мастерству. ”праж≠нени€ цикла Ђјктерска€ терапи€ї, кроме дес€тиминутной общей раз≠минки, переход€т в сферу индивидуальной тренировки.

—одержание групповых тренировочных зан€тий определ€етс€ мето≠дическими требовани€ми этого периода: дл€ нас это прежде всего осво≠ение сквозного действи€ и Ђзернаї роли. ѕоэтому главные направлени€ тренинга также могут быть объединены циклами: Ђ“ренинг ƒействи€ї и Ђ–олевой тренингї. Ќекоторые упражнени€ зачастую трудно отнести к тому или иному циклу, потому что они решают и те, и другие задачи. Ќо все-таки попробуем определить задачи и проанализировать некото≠рые упражнени€ этого периода. ¬се упражнени€ опробованы в нашей мастерской, но, веро€тно, многим покажутс€ новыми или неизвестны≠ми. »х целесообразность обоснована современными открыти€ми психо≠физиологии, психолингвистики и т. д.

ѕоэтому, чтобы не быть голословными в утверждении безусловной действенности упражнений начнем, как водитс€, с известных сегодн€ объективных закономерностей.

¬прочем, вначале приведу один пример, который, как мне кажетс€, имеет отношение к рассматриваемой теме, диалог между двум€ уважае≠мыми профессорами сценической педагогики:

X.:  ак вы учите непосредственности реакции и сиюминутности поведени€ в предлагаемых обсто€тельствах? ¬озьмем, к примеру, простое упражнение ЂЌайти спр€танную вещьї.

”.: —туденты начинают с насто€щего поиска, и им дано задание запомнить свои физические действи€. ѕотом мы даже записываем эту цепочку. «атем они проделывают ту же самую цепочку физических действий, как если бы не знали, где находитс€ спр€танна€ вещь.

X.: » что? Ќепосредственность поиска остаетс€? ¬едь нет?

 .: „аще не остаетс€, но у нас есть хитрость, мы пр€чем вещь в другое мес≠то, а ищущему по Ђцепочке физических действийї студенту этого не говорим. » когда он, выполнив всю цепочку, не находит вещь, он осознает, что такое не≠посредственность воспри€ти€ и реакции, что значит искать по-насто€щему. “ут-то € и говорю ему: Ђ¬идишь, насколько беднее было твое поведение в сцениче≠ских обсто€тельствах по сравнению с жизненнымиї.

X.: Ёто он и так знает. ј как все-таки научить его полноценно Ђискать спр€≠танную вещьї? я, кажетс€, придумал, как это делать. Ќужно, чтобы студент не выполн€л никакой цепочки физических действий, а сочин€л каждый раз зано≠во, в данном случае, как он ищет спр€танную вещь. ѕонимаете, он должен со≠чин€ть жизнь заново в каждой репетиции, на каждом спектакле. Ёто и есть твор≠чество.

ћне очень понравилось это утверждение X. Ч Ђсочин€ть жизньї, можно употребить другое слово, например, Ђинициироватьї, Ђпрощупы≠вать каждый раз занової. ѕравда, в тот раз мы недоговорили до конца и не расшифровали, что же именно должен Ђсочин€тьї (Ђинициироватьї) студент. ‘изическую жизнь? Ќет. ‘изическа€ жизнь Ч это все то же уточнение и изменение цепочки физических действий. ќбсто€тельства? Ќе годитс€, обсто€тельства предлагаютс€ автором. ќстаетс€ только одно: он должен Ђсочин€тьї (инициировать) мысли в заданных обсто€≠тельствах. —лово сочин€ть, конечно, можно заменить на привычное Ч думать в обсто€тельствах. Ќо вот именно это и не получаетс€ само со≠бою. ј задание Ђсочин€тьї не сковано рамками правильности-непра≠вильности, в конце концов, в следующий раз € могу сочин€ть после уточнений и замечаний педагога. я сочин€ю (инициирую) мышление, которое т€нет вслед за собой воображение и поведение.

» еще один чрезвычайно важный момент: термин Ђсочин€тьї пред≠полагает необходимость слова как инструмента мышлени€. ѕусть это слово относитс€ к внутренней речи. Ќо именно слова, речь лежат в осно≠ве мышлени€, воображени€, поведени€, если человек находитс€ в со≠знании.

¬ наших исследовани€х, посв€щенных изучению эмоций в предлагл емых обсто€тельствах, мы используем ситуацию скандала из третьего акта Ђƒ€ди ¬аниї ј. ѕ. „ехова. —тудентка контрольной группы, сид€ на стуле с электродами на голове, в воображении Ђпрожилаї в роли —они весь третий акт всего за п€ть минут. ѕосле этого мы предложили ей про≠жить в воображении другую ситуацию: что было бы, если бы ≈лена јнд≠реевна сообщила ей, что јстров любит ее и собираетс€ сделать ей пред ложение. ќна должна была Ђсочинитьї жизнь себ€ Ч —они в этих об≠сто€тельствах. „ерез п€ть минут € остановила ее и спросила, что он;) успела прожить. ќказываетс€, она успела только пережить новость, а вспомнила, что вокруг люди и отец с д€дей ¬аней о чем-то громко спо р€т, только в тот момент, когда € ее остановила. ¬ первом опыте девочка Ђпроживалаї в воображении цепочку событий третьего акта в сверну≠том виде, это не были ее мысли, ее тексты (внутренние и внешние) в св€зи с обсто€тельствами, во втором опыте она Ђзастр€лаї на все это врем€ в своих мысл€х в обсто€тельствах —они, правда, в другой ситуа≠ции. ≈е мышление приблизилось по скорости к реальному времени. ћожно сказать, что в этом случае студентке удалось присвоить мышле≠ние-сознание —они. ¬ первом случае она знала, что будет дальше („ехов написал), поэтому ее мышление, воображение не работали. ќна шла по событи€м третьего акта. ¬о втором случае студентка должна была Ђсо≠чинитьї, Ђинициироватьї свое поведение: бежать к јстрову, или уйти и парк, когда сделает предложение, почему не показывает вида, что лю≠бит, и т. д. ≈й потребовалось реально осмыслить новость.

ѕредставл€етс€, что этот факт нуждаетс€ в особом выделении и ком≠ментари€х. Ќачнем с того, что названна€ студентка принадлежала к кон≠трольной группе. “о есть задание Ђпрожить в воображении предлагае≠мую ситуацию (представить себ€ в ней)ї дл€ нее внове. ѕеред экспери≠ментом с ней, как и с другими, был уточнен разбор третьего акта, еще раз проговорены обсто€тельства и событи€. ќна знала, с чего начинает≠с€ и чем кончаетс€ предлагаемый ей эпизод жизни. ѕоэтому, на наш взгл€д, в процессе эксперимента студентка не проживала (восприни≠мать Ч думать Ч реагировать), а припоминала все событи€ эпизода, ее мышление, ее представление о будущем и прошлом (то есть ее вообра≠жение) не включились. ¬о втором случае она не знала, чем должен кон≠читьс€ эпизод, ей пришлось думать, а дл€ этого действительно вообра≠зить себ€ в предложенных обсто€тельствах, чтобы Ђсочинитьї, как бы она себ€ повела в них. “аким образом, это особое качество воображени€ Ч представить себе что-то Ч даже не нуждаетс€ в специальной тре≠нировке, это свойство воображени€ развито в какой-то мере у каждого: представьте, что вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, Ч вооб≠ражение сразу Ђполетитї в сторону их возможного применени€ и т. д. ¬ ситуации, написанной автором, будущее (чем кончитс€ эпизод) извес≠тно, воображение не Ђлетитї к Ђпотребному будущемуї. Ќет нужды представл€ть (воображать), что бы € почувствовала, что бы € делала, как бы € себ€ вела, то есть нет нужды представл€ть содержание мышле≠ни€, смысл.

ѕсихолог ¬. ¬. Ќалимов, вообще говор€, рассматривает сознание как Ђмеханизм, процесс, оперирующий смысламиї ¹.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 596 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

541 - | 395 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.