Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќейрофизиологические механизмы внимани€. —б. трудов//ѕод ред. ≈. ƒ. ’ом-ской. »зд. ћоск. университета. 1979. —. 94




 

“о есть при помощи внимани€ мож≠но Ђобманутьї свое собственное воспри€тие, Ђподсунувї ему вместо ре≠альных воздействий внутренние (воображаемые) стимулы.

¬оспри€тие внутренних стимулов определено направленным на них вниманием. “о есть не делай физических действий, которые ты делаешь Ђв холодеї, чтобы согретьс€, а Ђнаправь внимание на событие "в холо≠де", проход€щее через твой разумї, то есть представь его, а не изобра≠жай действие в нем. ‘изическа€ активность тоже требует внимани€, следовательно, оно уже будет не вполне сконцентрировано на вообра≠жаемом событии. Ќе дрожи, чтобы замерзнуть, а вспоминай через под≠робности физических ощущений, мыслей, видений, как ты мерз, и зад≠рожишь. Ёто утверждение не опровергает мейерхольдовское Ђначинай убегать, а потом испугаешьс€ї. «десь речь идет о провокации физиче≠ского самочувстви€, а не эмоций через мышление. Ёмоции Ч предмет особенный, к нему мы еще обратимс€. Ќаше утверждение, конечно, ни в коем случае не опровергает, а наоборот, подтверждает действенность упражнений Ђна пам€ть физических действий и ощущенийї, они и на≠правлены на тренировку воспри€ти€ воображаемых ощущений. ќбра≠щаю внимание, что речь идет именно об упражнени€х Ђна пам€ть физи≠ческих действий и ощущенийї, а не о Ђметоде физических действийї,

иногда эти разные инструменты, предложенные нам  . —. —танислав≠ским, смешиваютс€ в одно.

¬ упражнени€х Ђна пам€ть физических действий и ощущенийї речь идет о тренировке произвольного внимани€, объектом которого стано≠в€тс€ ощущени€ себ€. Ёто сложно и требует дополнительных упражне≠ний на внимание. ѕриведем некоторые из них.

Ќа первом курсе мы делаем упражнение, очень важное дл€ нас, так как оно тренирует и переключение, и концентрацию внимани€, и управ≠ление своим организмом. ќпишем его еще раз.

Ђ«оны внимани€ї: студенты знают три зоны внимани€, в каждой из которых они должны быть непрерывны (воспри€тие, мышление и речь). ”пражнение делаетс€ в парах Ч исполнитель и контролер. ¬нутрен≠н€€ зона включает воспри€тие (с проговариванием вслух) внутренних ощущений при игнорировании всех остальных раздражителей Ч слы≠шу, вижу, ощущаю все свои внутренние процессы (бьетс€ сердце, че≠шетс€ нога, пульсирует висок, потеют ладони, урчит в животе и т. д.). ¬нешн€€ зона включает воспри€тие внешних раздражителей, воздей≠ствующих здесь и теперь: слышу, вижу, обон€ю, ос€заю и т. д. —редн€€ зона Ч мысли, ассоциации, картинки. ¬оспри€тие в каждой зоне отры≠вочно, но проговариваетс€ вслух.  онтролер задает переключение из одной зоны в другую, след€ за тем, чтобы исполнитель оставалс€ только в заданной зоне (сколь угодно долго). —амое трудное Ч избавитьс€ от мыслей и ассоциаций средней зоны, наход€сь во внутренней или внешней.

»нтересен неожиданный феномен, вы€вленный в процессе анализа исполнител€ми своих ощущений после выполнени€ упражнени€: если продолжительное врем€ находитьс€ во внутренней зоне, долго и подроб≠но вслушиватьс€ в ритм собственного сердца, то он начинает подчин€ть≠с€ ритму, в котором € говорю о нем (быстро говорю Ч ритм учащаетс€, медленно Ч успокаиваетс€). “о же самое относитс€ к другим ощущени≠€м внутренней зоны Ч урчание в животе прекращаетс€, если долго вслушиватьс€ в него (рассказывать о нем), пульсаци€ в виске Ђпереез≠жаетї на новое место, причем в то, которое представл€етс€ в воображе≠нии, даже вспотевшие ладони высыхают, если внимание долгое врем€ направлено на них, а вместо ощущени€ влажности по€вл€ютс€ ощуще≠ни€ тепла, или холода, или покалывани€.

Ёто очень напоминает о психофизиологических экспериментах с био≠логической обратной св€зью, когда испытуемые вид€т на экране мони≠тора ритмы своего мозга и по собственному Ђхотениюї мен€ют их. »н-

тересно было бы узнать: что помогает такому самоуправлению Ч вгл€-дывание в рисунок (ритм на экране) и желание его изменить, например, увеличить частоту, или, другое, скажем соединенность рисунка с само≠чувствием в данный момент, например, Ђ€ волнуюсь, поэтому ритм "ча≠стит", попробую представить себе, что € спокоен, нахожусь дома и хочу спатьї.

 стати, некоторые разъ€снени€ на этот счет дает, как мне кажетс€, эзотерическое знание. ћантры как механизм воздействи€ на организм определенных комбинаций звуков способны за несколько минут не толь≠ко изменить психофизическое самочувствие, но даже убить человека; они же могут лечить. ¬ основе этого вида воздействи€ лежит сознатель≠ное овладение низшими вибраци€ми. Ќизшими вибраци€ми тантриче≠ска€ йога называет физические вибрации (волновые колебани€) каждо≠го органа. ј поскольку, как утверждает современна€ нейробиологи€, человек есть колебательный контур, и вс€ его жизнь и де€тельность есть волновые колебани€, то воздействие мантр получает уже, опосредован≠но, и научное подтверждение. ќднако как воздействуют мантры: при по≠мощи отстранени€ от себ€ или Ђнав€зывани€ї себе определенных виб≠раций?

—колько теоретических и практических выводов о Ђвечных вопросахї сценической педагогики и актерского искусства можно было бы сделать, знай мы ответ на этот вопрос... ≈сли механизм самоуправлени€ работа≠ет по первому принципу Ч изменить рисунок, существующий как бы отдельно от мен€ Ч то Ђобразыї ћ. ј. „ехова, с которыми он вел диало≠ги, задавал вопросы (Ђƒневник о ƒон  ихотеї), а потом Ђимитировалї их поведение, требуют одной настройки, подготовки, тренировки. ј вто≠рой принцип самоуправлени€ подтвердит или уточнит, или подвергнет сомнению с физиологической точки зрени€ теорию, св€занную с Ђ€ есмьї.

Ћ. ћ. ¬еккер пишет: Ђјктуальное же функционирование образов воображени€ именно в качестве программ де€тельности сопр€жено, по-видимому, именно с формой оперативного воображени€. ѕоследнее св€зано не с абстрактно-логическим интеллектуальным отображением времени путем соответствующих умозаключений о временнбй последо≠вательности событий, а с исходными формами психического времени, непосредственно воспроизвод€щими его течение от прошлого через на≠сто€щее к будущему. “ака€ свойственна€ именно оперативному вооб≠ражению форма воспроизведени€ времени, котора€ включает в себ€ па≠радоксальное сочетание последовательности и одновременности, созда-

ва€ тем самым возможность обратных ходов по его оси, обеспечивает реальный механизм и фактический ход процессов психического ре≠гулировани€ де€тельностиї. 1

лш





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 835 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

316 - | 309 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.