Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ам же. —. 36




 

—оздава€ свои тексты, а мышление вслух есть текст, выполн€ющие упражнение постигают не только пер≠сонажа, о котором они говор€т, но и себ€ в диалоге с персонажем, ав≠тором.

≈ще один способ тренировки, настройки воображени€, который примен€етс€ в нашей мастерской, наше принципиальное программное задание Ч наблюдени€ за другими людьми.

—туденты ежедневно должны записывать в дневники тренинга хот€ бы одно наблюдение за человеком, за событием, подсмотренное на ули≠це или где-то еще. «апись тренирует осознание увиденного, позвол€ет контролировать, что именно они наблюдают в человеке. Ќо сейчас мы говорим не о полезности записей, хот€ в идеале их дневники наблюде≠ний должны стать их творческими Ђзаписными книжкамиї. ћы говорим о тренинге воображени€.

Ѕолее полно задание называетс€ ЂЌаблюдени€ и догадкиї. »меетс€ в виду, что, наблюда€ за человеком всего п€ть минут, можно многое предположить о нем, о его прошлом, семье, работе, здоровье, образе мыслей. „асто эти догадки умозрительны, если делаютс€ Ђот здравого умаї, Ђс холодным носомї.

ћы попробовали делать догадки, Ђотпуска€ї воображение, в каком-то смысле Ђнасилу€ї его, использовали при этом условие непрерывно≠сти речи на тему, как это описывалось в предыдущих упражнени€х (на≠пример, рассказать о воображаемом месте рождени€). —туденты Ђоде≠валисьї в костюмы своих наблюдений, затем мы начинали с простых

вещей Ч беги, опаздывай, как это делает твой человек, ведь опаздывать и бежать приходитс€ всем, даже старикам; читай газету, как это делает твой человек, выскажись вслух о прочитанном, скажи это, как мысли вслух дл€ себ€, а теперь расскажи эти мысли публично всем присутству≠ющим. ќ чем тебе интересно читать в газете? ќ политике, о культуре, анекдоты, программу передач “¬?

 огда-то на “¬ была передача, в которой людей с улицы, очень раз≠ных, приглашали в павильон, сто€вший где-нибудь около  расной пло≠щади, и предлагали сказать несколько слов президенту, предупрежда€, что будут это снимать. ћногие отказывались, другие, преодолева€ за≠жимы и комплексы, высказывались, третьи начинали играть что-то пе≠ред видеокамерой. ќ каждом можно было пон€ть за одну-две минуты очень много. я предложила это задание студентам: пусть ваши люди-наблюдени€ войдут в такой маленький видеопавильон дл€ одного чело≠века и выскажутс€ о чем-то в эфире. ќказалось, что такое Ђвыступле≠ниеї в тренинге зачастую говорило о человеке больше, чем последу≠ющий приготовленный заранее этюд. ќднако такие экзерсисы Ч только разминка воображени€.

ƒалее всем задавалс€ общий ритм мышлени€-движени€, и нужно было непрерывно рассказывать себе о себе-наблюдении: им€, возраст, семь€, дети, образование, где родилс€, что люблю, что ненавижу, чем занимаюсь в жизни, с кем дружу, чем увлекаюсь, как отношусь к тому или иному событию в стране и в мире (упражнение делалось в период, когда началась война в ёгославии) и т. д. Ќе требовалось стройности рассказа или оформленности мыслей, как и в рассказе о воображаемом месте рождени€, нужна была только непрерывность потока осознани€ себ€: картинки-видени€, ассоциации, даты, люди и т. д.

 онечно, очень многое из сказанного случайно, и не поможет работе над ролью, но, спуст€ 10 минут после начала рассказа, когда поверхно≠стные биографические слова кончаютс€, а нужно продолжать говорить, вновь открываетс€ поток воображени€, Ђвспоминаютс€ї случаи из жиз≠ни, даже одежда, которую носили много лет назад. ћожно подталкивать их воображение: Ђ¬спомните смешные случаи, расскажите про то, чего вы бо€лись в жизни или боитесь сейчас, кто ваши родители и т. д.ї (ко≠нечно, речь идет об обсто€тельствах наблюдени€).

¬оображение относительно человека, которого увидел на улице, должно быть расширено, но не умом, а телом, ритмом его (того челове≠ка) мышлени€ и речи. ћожно сказать, что таким образом каждый создает бахтинский текст геро€, который соединит его сознание и бытие с собственными.

¬от цитата из дневника тренинга студента 3.:

Ќе знаю, как это объ€снить, но дл€ мен€ главный тренинг дл€ наблюдений, это побыть Ђимї, как можно дольше, предоставл€€ Ђемуї, а не себе полную сво≠боду. “олько так получаетс€ что-то открыть, додумать, но это не € додумываю, а наблюдение рассказывает про себ€... »ногда человек возникает (это тоже тре≠нинг) лишь от какого-то взгл€да, интонации, жеста... Ётому жесту, взгл€ду тоже нужно дать свободу, позволить им повертетьс€ где-то в мысл€х, они станов€тс€ подробнее, подробнее, к жесту добавл€етс€ еще какое-то телодвижение, само≠чувствие, мысли, и так, постепенно, может возникнуть человек, но совершенно бессознательно. ќтветить на вопрос, где € этого человека видел, невозможно.

ƒруга€ студентка написала следующее:

ћне нужно хоть п€ть минут побыть в наблюдении до начала этюда, чтобы тело и мышление настроились. ≈сли не получаетс€, можно сделать карикатуру на наблюдение, преувеличить зерно, тогда легче возникают мысли. ≈сли хочешь попробовать старушку, то помогает, когда увидишь себ€ на внутреннем экране в процессе старени€, медленно стареют глаза, нос, рот. ѕостареть в воображе≠нии до 90 лет. –ассказать вслух об этой бабушке ее голосом.

¬ св€зи с заданием ЂЌаблюдени€ї в наших тренингах на непрерыв≠ное мышление, мне кажетс€, очень многое Ђнатренировалосьї у студен≠тов дл€ работы над рол€ми в других спектакл€х. ѕотому что, если € могу сочинить, Ђо чем думает человек, про которого знаю совсем малої, то Ђсочин€тьї-воображать про человека, о котором написана цела€ пьеса, становитс€ легче.

» все-таки, это не решает полностью проблемы управлени€ мышле≠нием.  аким образом, за счет каких механизмов можно управл€ть мыш≠лением, а вслед за ним и воображением?  ак показывают современные исследовани€, таким механизмом €вл€етс€ внимание.

Ќесомненно, очень важную роль в тренинге воображени€ играет внимание. ≈го тренировкой мы занимаемс€ с первого курса (переклю≠чение, объем, концентраци€, распределение, устойчивость). Ќам пред≠ставл€етс€, что в активизации воображени€ механизм внимани€ играет ведущую роль, потому что он €вл€етс€ регул€тором всех поведенческих актов. ѕри помощи внимани€ особого рода и силы человек может управ≠л€ть своим воспри€тием, реакци€ми, эмоци€ми, физическим самочув≠ствием, поведением, наконец.

„то это за особый род и сила? ¬ одном из сводов правил по трениров≠ке пам€ти, составленном в 400 г. н. э., записано: Ђѕервое, что нужно знать: если вы направите внимание на событи€, проход€щие через ваш разум, то вы лучше их восприметеї. 1

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

538 - | 428 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.