Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еккер Ћ. ћ. ѕсихика и реальность: едина€ теори€ психических процессов ћ —мысл, 1998. —. 586




 ак в жизни, так и на сцене процесс де€≠тельности обеспечиваетс€ оперативным воображением, которое, в свою очередь, провоцируетс€ мышлением.

“аким образом, воображение €вл€етс€ регул€тором как поведени€ и де€тельности, так и воспри€ти€, и реактивности человека. ћир таков, каким мы себе его представл€ем. —ледовательно, продолжим говорить о способах провокации воображени€.

ќ физических (физическое неудобство, танцевально-пластическоевыражение мысли), ритмических (рече-мыслительных) и чувственных(Ђ руг плача, круг смехаї) провокаци€х воображени€ мы упом€нули, а ассоциативные провокации, на мой взгл€д, очень интересные, предложили студенты. »м было дано задание придумать себе упражнение на Ђразминку воображени€ї. ќни придумывали и записывали их на зан€тии, то есть обмен€тьс€ мнени€ми и иде€ми не имели возможности. Ќесговарива€сь, почти все предложили Ђразминатьї воображение цветом.

ј. ј.: Ђ¬сем представить, что находимс€ в комнате с красными стенами. ћен€ть цвет помещени€. ѕытатьс€ как-то существовать, в зависимости от того, где ты находишьс€. «адача Ч в голове все врем€ удерживать цветї.

Ћ.  .: Ђя часто ассоциирую эпизод пьесы или жизни со шлейфом определен≠ного цвета... и в теле искать этот цвет, чтобы € была окрашена в негої.

Ќ. “.: Ђ«адаетс€ цвет какой-то, по ассоциации попасть в какое-то место, на≠чать действовать. ѕо хлопку ведущего цвет мен€етс€ї и т. д.

ѕотребность в цветовой стимул€ции воображени€ не случайна. ѕо известной теории √. √ельмгольца, воспри€тие цвета есть воспри€тие из≠лучений с разной длиной волны, то есть воспри€тие ритмов. ј о меха≠низме ритмостимул€ции мы уже говорили, его вли€ние на работу вооб≠ражени€ доказано и теоретически, и практически в сценической педаго≠гике. ¬оздействие цвета, таким образом, это воздействие определенного Ђнав€занногої ритма.

—тудентам было предложено провести свой Ђцветовой тренингї с группой:

1. –азогрев Ч 10 прыжков из положени€ Ђлежаї с криком в небо по хлопку ведущего.

2. ”пасть, расслабитьс€, Ђвыкинутьї из головы все мысли.

3. ѕредставить перед собой €рко-желтый цвет.

4. ¬спомните, что вы видели сегодн€ такого цвета.  акие ассоциации, чувства, мысли возникают в голове в св€зи с желтым цветом? Ѕормочите вслух.

5. ќткройте глаза, окажитесь в абсолютно желтом пространстве, попытайтесь с ним взаимодействовать. ƒействуйте. (—пуст€ 3 минуты.) ѕойте.

ќтметим, что одна из девочек заплакала сразу, как открыла глаза, дальше Ч больше. ќстальные студенты реагировали по-разному: кто-то стал прыгать и улюлюкать, кто-то погрузилс€ в глубокую сосредоточен≠ность, иные не погрузились никуда, а через несколько секунд стали что-то наигрывать, гл€д€ на остальных Ч например, моторно себ€ Ђзаво≠дитьї.

—амое интересное обнаружилось, когда мы со студентами стали об≠суждать тренинг:

Ќ.: Ђћало нагрузки в разогреве.  огда упала, в воображении спазм, а не ви≠дени€, Ќо вдруг удалось себ€ отпустить, возникла полна€ свобода представле≠ний в св€зи с цветомї.

Ђ—пазмї Ч это прекрасно, это и есть Ђсознание на краю утесаї, по выражению Ё. Ѕарбы, хот€ субъективно это не очень при€тное ощу≠щение пустоты, которую хочетс€ немедленно заполнить. Ќо без пусто≠ты, без Ђспазмаї свобода представлений и не наступит. Ќаст€ этого не знала, поэтому назвала возникшее у нее ощущение Ђспазмомї. ѕред≠ставл€етс€, что с такого же Ђспазмаї Ч пустоты должны начинатьс€ уже упом€нутые демидовские этюды. ¬едь предложенный актеру текст нужно Ђзабытьї, как говорит Ќ. ¬. ƒемидов, то есть нет ничего Ч ни об≠сто€тельств, ни текста, только два человека на сценической площадке, котора€ может оказатьс€ чем угодно, например парком или стадионом, благодар€ их совместному воображению Ђздесь и теперьї.

—.: Ђ∆елтый цвет Ч это боль, это черв€чки в воде, которые впиваютс€ в кожу. ѕлакала от болиї.

ћ.: Ђ¬озникло много мимоз, ощутил запах, стало радостно. ¬озбуждение. ∆елтое пространство захотелось раскрасить, как у ¬ан √огаї.

“.: Ђ∆елтый цвет вызвал приступ тошнотыї.

Ћ.: Ђ’отелось кричатьї.

ѕ.: Ђ∆елтый цвет вызвал тупость и бездействиеї.

ѕоказательно, что чувства иногда полюсно противоположны. Ќо осо≠бенно важно, что все возникшие от цвета ассоциации эмоциональны и физически ощутимы Ч запах, боль, расслабленность. “о есть цвет воз≠никает в теле, во-первых, как ритм, во-вторых, в виде вегетативной ре≠акции. ”верена, что наши измерени€ зависимости активации организма от работы воображени€ показали бы существенные изменени€ после этого тренинга.

¬ернемс€ еще раз к физиологическому эксперименту, демонстриру≠ющему зависимость активации организма от воображаемой ситуации у актеров и не-актеров.  ак уже упоминалось, была обнаружена очень важна€ закономерность: изменение уровн€ функционального состо€ни€ в процессе выполнени€ задани€. ‘ункциональное состо€ние (‘—) опре≠дел€ют как активность нервных центров, при которой реализуетс€ та или ина€ конкретна€ де€тельность человека. —овременные исследова≠ни€ установили, что ‘— оцениваетс€ по совокупности средних значе≠ний возбудимости, реактивности и подвижности нервной системы. »зу≠чение нейронных механизмов ‘— дает основание рассматривать его как особый класс функциональных систем, св€занных с так называемой мо≠дулирующей системой мозга.

Ёто означает, что работа воображени€ (у актеров) не только мен€ет частоту сердечных сокращений, дыхание и т.д., но моделирует иную стратегию поведени€, воспри€тие, реакции, как если бы эти раздражи≠тели воздействовали реально. »ные ритмы в теле возникают от измене≠ний ритмов мозга. Ёто нуждаетс€ в проверке и еще раз указывает на необходимость продолжени€ психофизиологического исследовани€ осо≠бенностей актерского воображени€ и динамики его развити€ в процессе обучени€. ≈сли мы будем знать, что именно мен€етс€, нам легче будет придумать, как еще это можно развивать, потому что пон€тно: управле≠ние функциональным состо€нием и есть саморегул€ци€, самовоздействие, самоуправление психическими и физическими процессами. » за≠вис€т они, главным образом, от воображени€, а не от поведени€.

Ёто, на самом деле, нам известно оченьхорошо. “ренированному сту≠денту относительно легко Ђсхватитьї сильные воображаемые обсто€≠тельства, особенно физические(сильна€ жара, сильный мороз). Ћегко возбуждать острые чувства при помощи Ђострогої поведени€ (если € дерусь, то € разозлюсь или испугаюсь). Ќедаром возник наш закон Ђобо≠стрени€ предлагаемых обсто€тельствї, который часто провоцирует пре≠увеличение и театральность и уводит от жизни.

ѕриведу еще одну цитату из обсуждени€ описанного выше Ђцветово≠гої тренинга.

Ќ.: Ђ—лово "действуйте" все сразу сделало мертвым. ѕропали мысли, про≠пало ощущение радости, пропала желта€ среда. Ќачала быстро придумывать, что бы € могла тут делать, и все ушло. ≈сли до этого € лежала, и мне самой хотелось петь, то после команды "действуйте" на предложение "пойте" € не от≠кликнулась, мне расхотелосьї.

¬от какое упражнение дл€ провокации-возбуждени€ воображени€ предложила Ќ.:

—н€ть с себ€ все лишнее, все, что возможно. ќсвободить руки и ноги. Ѕе≠гать, ходить или размахивать руками, как угодно быстро, главное, не сидеть! ѕостепенно почувствовать в этом свободу, можно дурачитьс€. —таратьс€ дове≠сти себ€ до полного физического освобождени€. » Ч по хлопку остановитьс€, широко раскинув руки и запрокинув голову в небо. »здать очень-очень краси≠вый звук, послушать его и и-и-и-и начать говорить на не известном в мире €зыке (если не получитс€, начать еще раз со звука). Ќеизвестный €зык должен родить неизвестные мысли и действи€.

 ак вы€снилось после тренинга, Ђнеизвестныеї мысли были св€заны с доминирующим у каждого участника мотивом. ” мальчиков в основ≠ном возникли абстрактные, но очень эмоциональные мысли и поведе≠ние. ” девочек в большинстве мышление оказалось св€зано с личными переживани€ми. Ќо были и такие, кто начал говорить о ¬ойницком, о —оне... (о своих рол€х, над которыми работали в этот период). я спро≠сила: Ђј если бы вам всем предложили говорить от имени персонажа, это было бы труднее?ї Ч ЂЌет! „то вы! √ораздо легче. ќ своем загово≠рить вслух даже на неизвестном €зыке гораздо труднее, поэтому захоте≠лось думать и говорить абстрактно в св€зи с собой, а про —еребр€кова мне нечего скрывать от постороннихї.

¬ предложенном студенткой упражнении много интересного.

¬о-первых, пон€тно, что вступительна€ освобождающа€ часть об€≠зательно изменит функциональное состо€ние, то есть предложит пси≠хофизические обсто€тельства не словами, а ритмом тела, ритмами дви≠жени€. ¬о-вторых, в этом взбудораженном самочувствии легко загово≠рить на тарабарском €зыке, легче, чем на нормальном, потому что чувства не оформл€ютс€ в слова Ч пон€ти€, а изливаютс€ в неоформ≠ленном виде. ¬-третьих, действительно, на каком-то этапе от психофи≠зического самочувстви€ (а не от ума) род€тс€ мысли (оформленные не в

слова, а только в ритмические звуки неизвестного €зыка) и вслед за ними обсто€тельства.

ƒругое упражнение, которое предложила эта же студентка на следу≠ющем уроке, вот уж точно нуждаетс€ в психофизиологической экспери≠ментальной проверке. ѕотому что доказать его действенность иначе нельз€.

”пражнение: участники лежат на полу, мышцы расслаблены, они должны в воображении проснутьс€ сегодн€шним утром, вспомнить, что они делали, как это было, о чем думали, что чувствовали. ¬ воображе≠нии же проделать всю цепочку своих действий Ч зар€дка с изр€дной нагрузкой на мышцы, приготовление завтрака, сам завтрак и т. д. до ухо≠да из дома.

”пражнение продолжалось 30 минут студенты лежали на полу и ни≠чего не Ђделалиї. ѕосле упражнени€ у всех было одно и то же субъек≠тивное ощущение: что они разм€ты физически, сосредоточены и неко≠торые за€вили даже, что они сыты, так как Ђпозавтракалиї только что. ѕроверить это экспериментально, хот€ бы частично, достаточно просто. ќдин из способов Ч исследование индекса активации функционально≠го состо€ни€. (ћы это проделали, как уже упоминалось, с актерами и контрольной группой до и после воспоминани€ в воображении стрессо≠вой ситуации.) ƒумаю, что аналогичные изменени€ должны быть и в этом случае. ’от€, как понимают все педагоги, Ђсхалтуритьї в этом упражнении проще простого.

ѕриведем еще одно упражнение, предложенное группе студентом ѕ.:

¬нутренний метроном начинаетс€ с учащенного ритма и постепенно замед≠л€етс€ до полной остановки. »з точки остановки Ћюбовь распростран€етс€ на теб€, на аудиторию, институт, улицу, район, город, страну, материк, земной шар, солнечную систему, ¬селенную.

Ќа огромном экране вы видите замедленный фильм про своего геро€ (роль, наблюдение). Ќайдите одно слово, которое его определ€ет, и повтор€йте его, продолжа€ смотреть фильм. —мотрите, как он ведет себ€, когда он в гневе, ко≠гда он радуетс€, попытайтесь повтор€ть за ним. ћетроном ускор€етс€ до нор≠мального удобного вам сейчас ритма, продолжайте смотреть фильм и повтор€ть за ним.

ќтметим, что и этому студенту дл€ возбуждени€ воображени€ по≠требовались манипул€ции с ритмами и отсутствие заданности предлагаемых обсто€тельств. ќбсто€тельства должны рождатьс€ в теле, тогда они будут восприниматьс€ не умозрительно. Ёто все очень не случайно.

¬ заключение этой части Ђƒневника тренераї только упом€ну об эк≠сперименте, который совсем недавно проведен со студентами третьих курсов (актеры и контрольна€ группа), Ч об исследовании психофизио≠логических коррел€тов творческого процесса. ¹

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

633 - | 428 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.