Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—мол€нинов ¬. ¬. Ћокомоторна€ теори€ относительности. ѕрепринт. »ѕ» јЌ ———–. 1984. —. 20




 

 

должны были говорить (бормоча) на заданную тему. “огда репетировалс€ второй акт Ђƒ€ди ¬аниї, поэтому вз€ли тему Ђ√ро≠заї. ќднако „ехов не упоминалс€ в задании, нужно было вызвать в во≠ображении все, что св€зано с этим словом у каждого, и проговорить. „ем дольше тело оставалось в неудобном положении (акробатическа€ Ђсвечкаї, например), тем быстрее и громче студенты начинали говорить, тем больше ассоциаций, картинок, стихов о грозе и т. д. возникло в их пам€ти. Ќеудобство создало напр€жени€, следовательно, несмотр€ на статичность тела, сделало его ритмы и ритмы мышлени€ более активны≠ми и динамичными.

¬от как описывает одно из таких упражнений в своем дневнике тре≠нинга студент Ѕ.:

«адан ритм движени€ в кругу, хлопками можно помогать себе удерживать этот ритм. ƒаетс€ тема, например, Ђ“упикї. ћысли, ассоциации, видени€, вос≠поминани€ и т. д. также подчин€ютс€ ритму. Ќе сбива€сь, тело, мысли и вооб≠ражение в одном ритме. ѕо команде мен€ешь движение: идти задом, гусиным шагом и т. д., сохран€€ внутренний и внешний ритм. ¬ажна непрерывность, сво≠бода, пустота, подчиненность первому импульсу. “ело не должно мешать мыш≠лению. ќно начинает существовать как бы отдельно, и краем слуха € слышу новые команды дл€ него, но это не прерывает моего воображени€ на тему. „ем быстрее темп, тем свободнее ты должен быть в своих ассоциаци€х. ≈сли ассо≠циации уход€т далеко в сторону, можно повтор€ть в ритме несколько раз те≠му Ч Ђтупик, тупик, тупик...ї.

“упик Ч это стена в пустыне, к которой человек шел тыс€чи километров. ћожно разрушить эту стену. ¬с€ жизнь ради этих мгновений, когда рассыпаетс€ стена. “упик это всегда граница.  огда выныриваешь из воды океана и лежишь на спине. “воей легкости хватило только на то, чтобы вынырнуть, а выше не поднимешьс€. “упик? «а твоей спиной миллиарды тонн воды. ћорские гады пожирают друг друга. ∆идкость океана это кровь и слезы. ј перед тобой голубое чистое небо. » понимаешь постепенно, что Ѕог везде, и плоть возникла от грехопадени€, но и там Ѕог. » поэтому любовь распростран€етс€ на все, вплоть до последней камбалы на дне. » это положение на грани не такое уж плачевное...

ƒомашнее задание: Ђдумать мысльї на заданную себе тему в течение часаї.

ј вот еще одна запись. —тудентка  . (очень одаренна€, на наш взгл€д) пишет:

 

¬ упражнении воображение возникает в ритме, но в этюде или сцене на пло≠щадку выхожу Ч и нет воображени€. ј начинаешь насильно вызывать нужные картины Ч тормозишь, и тебе кричат: Ђ√де текст?ї ¬ообще, не понимаю, что значит воображение на площадке. Ќа речи, когда читаем с ¬алерием Ќиколае≠вичем, все понимаю. »ногда он говорит: Ђ¬от, правильно. Ёто и есть воображе≠ниеї. ј € ловлю себ€ на том, что €-то, когда читала, никаких картин не видела. ќткуда же это воображение тогда вз€лось? —транно все это. я вижу картину за словом и понимаю, что надо эту картину выпукло словом выразить, чтобы всем зрител€м стало пон€тно, что € имею в виду!  огда же € конкретно просто что-то вижу, никто из зрителей этого не видит!!! ƒолжен быть посыл энергии. ¬от, например, в упражнении на воспри€тие друг друга. я была в паре с јлешей. я сто€ла спиной к јлеше и слушала его импульсы ко мне, а он должен был нахо≠дитьс€ в каком-то остром событии и, соответственно этому событию, совершал какое-то физическое действие Ч резко шагнул, подн€л руку. я в воображении видела его, чувствовала его посыл энергии ко мне и в точности повтор€ла те же физические действи€. Ќельз€ абстрактно передавать действи€, нужно что-то конкретное транслировать партнеру. Ёнерги€!!!

—тудентка сама совершила открытие, которое дл€ иных еще нужда≠етс€ в доказательствах: нельз€ управл€ть видени€ми-картинками, они либо возникают, либо нет, можно управл€ть только мыслью Ч активно (энерги€) думать в обсто€тельствах, и тогда картинки об€зательно возникнут, даже если актер не успеет зафиксировать их сознанием (пример студентки из урока по сценической речи). » это на≠верн€ка произойдет, если студенты учатс€ (в тренинге, в частности) управлению мышлением на площадке. Ёто и есть способ активизации воображени€.

 онечно, все эти способы имеют пр€мое отношение к работе над ро≠лью. Ќо прежде всего это способы длительной тренировки организма, предшествующей работе над ролью, то есть способы работы над собой. ќрганизм, воображение нужно научить откликатьс€ на мышление.

Ёто утверждение может вызвать сопротивление. »бо мышление нам привычнее относить к сознанию, а воображение, по общему представле≠нию, включает в себ€ и бессознательное. Ѕолее того, оппонентам сразу припомнитс€ Ђайсбергї, в котором сознание Ч только надводна€, не≠больша€ часть, а бессознательное Ч подводна€ часть айсберга, неосознаваема€ часть существа человека, его индивидуальности. Ёто, конеч≠но, верно. Ќо в том-то и дело, что именно эта небольша€ часть Ч созна≠ние и €вл€етс€ регул€тором всей де€тельности организма человека и самого человека, то есть всей его не только физической, но и психоинтеллектуальной де€тельности. —ознание Ч это средство, сознание Ч это ключ. —ознанием управл€ет не воспри€тие или св€занные с ним эмо≠ции, а мышление и воображение. ¬оспри€тие органов чувств, ощуще≠ни€, представлени€ Ч это только антенны дл€ св€зи с миром, но антен≠ны не управл€ют, а осуществл€ют взаимодействи€ под управлением мышлени€. Ѕолее того, мышление и воображение часто управл€ют вос≠при€тием: Ђне вижуї, Ђне слышуї того, что может повредить моим пред≠ставлени€м (психологическа€ защита). ћышление и воображение ре≠гулируют и эмоции. —ознание не зависит от де€тельности, оно ею управ≠л€ет, управл€ет разумом, организующим, в свою очередь, де€тельность. Ќо мышление Ч инструмент сознани€, а не разума. Ђ’оз€инї своего мышлени€, то есть человек, научившийс€ регулировать мышление, име≠ет внутреннюю позицию, котора€ способна формировать внешние об≠сто€тельства.

¬нешние обсто€тельства это реальность, имеюща€ то или иное мате≠риальное выражение. Ќо великое открытие Ёйнштейна (≈ = тс2) гово≠рит нам, что матери€ и энерги€ взаимозамен€емы. —ледовательно, внеш≠ние обсто€тельства Ч это в какой-то степени только внешн€€ энерги€, некие внешние вибрации, обладающие ритмом. Ќаша личность Ч это наши привычки, опыт, установки, сформированные жизнью. ¬се это вы≠ражаетс€ привычной дл€ нашего воспри€ти€ длиной волны. ЂЌав€зан≠ныйї ритм учит организм воспринимать и транслировать ритмы и энер≠гии разной длины, расшир€ет воспри€тие, сознание, управл€ет энер≠гией. –итм управл€ем. ¬нутренний ритм человека в равной степени определен внешними вибраци€ми и внутренними. ‘еномен усвоени€ ритма, о котором € упоминала, лежит в основе саморегул€ции при помо≠щи ритма, а, следовательно, регул€ции воспри€ти€, эмоциональной сфе≠ры. ¬се это возможно благодар€ усвоению сознательно избранного рит≠ма мышлени€.

—ознание, как известно, определено речью, а речь Ч отчасти Ч дыханием, значит регул€тор мышлени€, эмоций, воспри€ти€ и т. д. Ч ритм речи, дыхани€. ѕрежде чем пойти дальше в рассуждени€х о воздействии ритма, отметим, что мы все врем€ говорили о —ознании, а не о –азуме. Ёто разные пон€ти€. –азум не допускает в сознание надразумные вещи.

ј именно это Ч осознание того, что раньше было неосознаваемым Ч и €вл€етс€ целью ритмостимул€ции сознани€.

ћы не упоминали пока о ритмостимул€ции пластической, о воспри€≠тии телом Ђнав€занногої ритма. ќ его воздействии очень хорошо извест≠но каждому из собственного танцевального опыта, пусть даже бытово≠го, не св€занного с искусством. –итм тела, будь это движение под музы≠ку или под собственное Ђраз-два-триї мен€ет дыхание, сбивает бытовой ритм мышлени€, ритм воспри€ти€.

”пражнение на пластическую ритмостимул€цию воображени€ мо≠жет быть применено в работе над ролью, оно описано в разных вариан≠тах в Ђ“ренинге внутренней свободыї 1 и в первой главе книги. »меютс€ в виду все танцевальные вариации: Ђ“анцую монологї, Ђ“анцую мысльї, Ђ“анцую внутреннюю речьї, Ђ“анцую событиеї. ¬ св€зи с предыдущим упражнением, можно попробовать Ђтанцевать атмосферуї.

«ачастую выразить словами, точно сформулировать столь тонкое пон€тие, как Ђатмосфераї, не получаетс€. “огда можно попросить стан≠цевать свое ощущение о сцене. “от же Ђдокладї —еребр€кова из третье≠го акта Ђƒ€ди ¬аниї и весь последующий скандал можно протанцевать всем его участникам.

Ђѕреступление и наказаниеї, мы осуществили это предпо≠ложение. ѕравда, оно не касалось определенной сцены: задание потре≠бовалось дл€ изучени€ обсто€тельств, толкнувших –аскольникова к его идее. ѕетербург, —енна€ площадь, люди города, обитатели —енной Ч вот что стало темой наших Ђбалетов на —еннойї.  ак уже упоминалось, принципиальным шагом в нашей мастерской был переход к проведению





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 496 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1216 - | 1162 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.