Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Sup1;ƒемидов Ќ. ¬. »скусство жить на сцене. ћ., 1965




 

ему ритмами-обсто€тельства≠ми, которые не об€зательно задаютс€ словами, Ђот умаї, они могут быть заданы музыкой, цветом (об этом речь ниже) и т. д. ƒалее способность к саморегул€ции развиваетс€ в упражнени€х на внимание, на мышечную свободу, которые €вл€ютс€ краеугольным камнем обучени€, с нашей точки зрени€, затем Ч в упражнени€х на развитие воображени€, о ко≠торых мы сейчас и рассуждаем.

–итм мышлени€ Ч Ђводительї ритмов воображени€ и соответству≠ющих вегетативных реакций. Ёто не просто предположение. » теперь можно подробнее остановитьс€ на уже упоминавшемс€ исследовании вегетативных изменений и изменений мозговой де€тельности в процес≠се проживани€ в воображении предлагаемых обсто€тельств из третьего акта Ђƒ€ди ¬аниї. ћы получили статистически достоверные данные.

¬ эксперименте участвовали студенты-актеры 4-го курса и студен≠ты-экономисты (контрольна€ группа). ¬сем мужчинам было предложе≠но прожить в воображении заданную ситуацию от имени ¬ойницкого, всем женщинам Ч от имени ≈лены или —они (по их выбору). » с теми, и с другими была проведена предварительна€ работа по разбору и ана≠лизу обсто€тельств роли, по событийному разбору собственно сцены скандала. «атем делались измерени€ фоновой активности организма (по методу Ћ/аса^а€г Ч измерение электрокожного сопротивлени€ в био≠логически активных точках по двенадцати каналам дл€ установлени€ активации всех жизненно важных органов и установлени€ индекса фун≠кциональной активности всего организма), делалась запись фоновых Ё √ и ЁЁ√, измер€лось кров€ное давление. ѕосле этого испытуемые проживали в воображении Ђпредлагаемые обсто€тельстваї. ¬ процессе эксперимента посто€нно фиксировались изменени€ на Ё √ и ЁЁ√, за≠тем вновь делались измерени€ индекса функционального состо€ни€ по≠сле проживани€ в воображении Ђпредлагаемых обсто€тельствї и изме≠р€лось кров€ное давление. Ѕыли вз€ты группы из двенадцати актеров и двенадцати неактеров.

Ёксперимент показал: у контрольной группы в процессе выполнени€ задани€ индекс функционального состо€ни€ в основном снижаетс€ (94%), изменени€ частоты сердечных сокращений („——) практически не происходит, у актеров индекс функционального состо€ни€ повыша≠етс€ у всех (100%), то есть весь организм в целом активируетс€, арте≠риальное давление после переживани€ повышаетс€ у всех испытуемых-актеров, в отличие от контрольной группы. –ассмотрение изменений „—— требует особенно пристального внимани€: пон€тно, что у всех ак≠теров (100%) количественные изменени€ весьма существенны, у неко≠торых амплитуда колебаний пульса попадает в пределы от 55 до 120 уда≠ров в минуту за врем€ эксперимента (10 минут). Ќо самое интересное, что все картинки записи „—— имеют выраженные три эпизода Ђскан≠далаї в соответствии с разбором, например у ¬ойницкого: первый эпи≠зод Ч ¬ойницкий застал ≈лену, целующуюс€ с јстровым („—— делает первый скачок), второй эпизод Ч Ђобсуждениеї предложени€ —еребр€≠кова о продаже усадьбы („—— делает второй скачок), третий эпизод Ч выстрел („—— делает третий скачок). ” разных персонажей максималь≠ные изменени€ в разных эпизодах: у Ђ¬ойницкихї Ч первый эпизод, у Ђ—оньї Ч первый эпизод (дл€ нее первый эпизод св€зан с известием от ≈лены о результатах ее переговоров с јстровым), у Ђ≈ленї Ч> третий эпизод(выстрел).

ƒанные, полученные по результатам электроэнцефалограммы (ЁЁ√), на наш взгл€д, уникальны. ƒело в том, что в этом эксперименте было и второе задание, св€занное с проживанием в воображении ситуации, ко≠тора€ не предложена автором, а фантазируетс€, сочин€етс€ испытуе≠мым в обсто€тельствах автора Ђздесь и теперьї. »сследу€ эмоции в пред≠лагаемых обсто€тельствах (а именно этот механизм и хотелось изучить) мы должны были обратитьс€ к эмоци€м разных знаков Ч положитель≠ной и отрицательной. Ѕрать еще одну пьесу и выбирать оттуда отрывок с положительными эмоци€ми мы не решились. —лишком сложно было бы в один день, более того, в один час (продолжительность всего экспери≠мента дл€ каждого испытуемого) погрузитьс€ всерьез в разные обсто€≠тельства, в разные жизни. ѕоэтому мы предложили испытуемым оста≠ватьс€ теми же ¬ойницкими, ≈ленами, —он€ми, но предположить, что было бы, Ђесли быї... Ќапример, что было бы с ≈леной, если бы ¬ойниц-кий не вошел со своим букетом, а задержалс€ где-то и не прервал поце≠луй с јстровым, или что было бы с —оней, Ђесли быї ≈лена сказала ей: Ђќн (јстров) теб€ любитї, или что было бы с ¬ойницким, Ђесли быї —еребр€ков сообщил о своем отъезде в ћоскву и дл€ этого собрал всех в час дн€, как у „ехова. ќказалось, что ситуаци€, котора€ сочин€етс€ Ђздесь и теперьї, у актеров дает реакцию активации Ч возбуждени€ зон коры головного мозга, в процентном отношении гораздо ббльшую, чем ситуаци€, предложенна€ автором. ƒаже у не-актеров есть (вдесет€ро, а то и более низка€, чем у актеров), но все-таки активаци€ (возбужде≠ние). ¬ то врем€ как Ђпредлагаемые обсто€тельстваї активируют даже у актеров меньшее количество зон коры, у не-актеров в этом задании про≠исходит почти тотальное торможение Ч снижение электрической активности зон коры.

—в€зано ли это со знаком эмоции или все-таки с тем, что ситуаци€ сочин€етс€, а не предлагаетс€, пока не известно. Ќо факт остаетс€ фак≠том Ч проживание в воображении ситуации, котора€ сочин€етс€ Ђздесь и теперьї активизирует не только вегетатику, но и мозг в значительно большей степени.

 онечно, можно продолжить исследовани€ и Ђнабратьї большую ста≠тистику, но такие одинаковые изменени€ у всех до одного из двенадцати испытуемых актеров и двенадцати испытуемых не-актеров (контрольна€ группа) уже сейчас доказывают многое. ѕервое и самое главное: они подтверждают, что тренированное воображение актеров включает весь организм, во всех аспектах его де€тельности. ѕроисходит это без проиг-

рывани€ сцены, а значит, физическа€ жизнь в сцене (физические дей≠стви€) не столь существенна дл€ данного результата. Ђ–ычагомї вклю≠чени€ организма €вл€етс€ воображение. ¬оображение же есть мыш≠ление и видени€.  ак мы уже упоминали, видени€ми-картинками управ≠л€ет именно мышление в Ђпредлагаемых обсто€тельствахї. «начит, тренировка мышлени€, особого, может быть, мышлени€ в роли нужда≠етс€ в пристальном внимании сценической педагогики и дальнейших исследовани€х психофизиологии.

 стати, в св€зи со всеми предыдущими размышлени€ми о вли€нии Ђнав€занногої ритма речи на мышление и, соответственно, на жизнь в роли, хочетс€ вспомнить философские открыти€ одного из интересней≠ших философов XX столети€ ћартина ’айдеггера. язык ’айдеггера Ч это €зык заклинаний, вслушивание в слово, унос€щее сознание в дора-циональные способы мышлени€ без расчленени€ пон€тий на Ђзнаюї и Ђне знаюї. ѕо его представлению, Ђхоз€иномї истины и не-истины €в≠л€етс€ €зык. ќн заставл€ет мышление видеть мир как мир синонимов и антонимов, противопоставл€ет зло добру, небо земле и т. д.

Ќо ’айдеггеру важно, не что говорить €зыком, а как говорить.  ак пишет историк искусства, культуролог ј.  . якимович: Ђ¬ажен метод мышлени€ и говорени€, важно "как". ќн (’айдеггер. Ч Ћ. √.) добивал≠с€ (поскольку нельз€ высказать молчание) какой-то странной, не€сной речи, многомысленного пророчески-простодушно-ученого, хитроумно-нелепого говорени€ и плетени€ словес... Ёротически соедин€€сь с воз≠любленным —ловом, он вместе с ним погружалс€ в ≈диное и не хотел присутстви€ страшного соперника –азума. ќн знал привычку нашего сознани€, вышколенного в тыс€челетней школе просвещени€. —ознание вышколено так, что оно каждому слову моментально подбирает проти≠воположность.... “аким образом и просвещен наш разум. ќн не имеет силы взгл€нуть в глаза нерасчлененному Ѕытию.... ћы заперты. ќтпе≠реть клетку, вырватьс€ из всемирного расщеплени€...ї 1

Ёти мысли мне кажутс€ важными не с философской или любой дру≠гой точки зрени€, а именно с практической. ќни €вл€ют собой теорети≠ческое обоснование наших практических проб в тренировке мышлени€ и воображени€ через мышление. »менно это мне и представл€етс€, ко≠гда € предлагаю студентам отказатьс€ от всех своих Ђзнаю Ч не знаюї, Ђправильно Ч не правильної и не бо€тьс€ Ђбредаї, как некоторые моментально оценивают свои пробы на непрерывность мышлени€ и речи в нав€занном ритме. ЂЅредї Ч определение того самого вышколенного просвещенного сознани€, удерживающего в Ђклеткеї.

»так, представл€етс€, что управление ритмом мышлени€ можно тре≠нировать через Ђнав€занныеї ритмы речи. Ёти упражнени€ мы уже упо≠м€нули, а более подробно рассмотрим механизмы св€зи речи и мышле≠ни€ в третьей главе.

ќбратимс€ к другим способам провокации воображени€ при помо≠щи ритма. ¬торой способ управлени€ ритмом существовани€ Ч дыха≠ние. »сследовани€ биоэлектрической активности мозга подтвердили ее св€зь с частотой дыхани€ и сердечным ритмом. ћеханизм Ђритмостимул€цииї активности мозга через





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

447 - | 374 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.