Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Sup1; Ёйзенштейн —. ћ. ќдолжайтесь! // —обр. соч. ћ.: »скусство, 1964. “. 2. —. 77-78




 

«десь дл€ нас очень важны две вещи (впрочем, об этом справедливо упоминал уже  . —. —таниславский). ¬идени€ Ч зрительные образы Ч €вл€ютс€ составл€ющими мысли, видени€ Ч не только картинки, но и звуки, сюда же следует отнести, наверно, и запахи и т. д. “о есть видени€ Ч это пам€ть, обеспечиваема€ прошлым воспри€тием, котора€ возбуждаетс€ мышлением на актуальную сегодн€ тему.

¬озбужденное мышление активно, монтажно и Ђэкстазної. яркий пример такого мышлени€, правда, не в жизни, а в искусстве Ч творчество ‘. ‘еллини. ¬се его фильмы Ч это его личное зримо, художественно выраженное мышление на выбранную тему. Ёто поток его мышлени€, в котором перемешаны прошлое, насто€щее и будущее, в котором видени€, звуки и интеллектуальные высказывани€ слиты воедино.

—пор о том, что в жизненной ситуации возникает раньше Ч видение :или мысль, похож на спор о курице и €йце. Ќо все-таки в этой непрерыв≠ности достаточно выделить некий законченный фрагмент, чтобы пон€ть: 'ћысль, а вместе с ней внутренн€€ речь, рождаетс€ от воспри€ти€, и уже ќна возбуждает ассоциативный, чувственный, интеллектуальный и прочий опыт.

: ƒальнейшие соображени€ могут показатьс€ наивными, потому что, уверена, об этом думали все, но, чтобы сделать недоговоренное очевидным, их необходимо проговорить вслух.

„ем зан€то воображение действующего в роли актера?  ак св€заны воображение и мышление?  онечно, их нельз€ отделить друг от друга, это единый поток сознани€, в котором перемешаны мысли (в свернутом Ч отрывочном виде) и картинки-видени€. Ќо в то же врем€ мышление поддаетс€ тренировке, самоуправлению: можно тренировать непрерывность, остановку Ч безмыслие, перехват мыслей у партнера, мышление в определенном ритме или изменение ритма мышлени€ в зависимости от внешнего задаваемого ритма, можно длительное врем€ концентрироватьс€ на мышлении на заданную тему. (¬се эти упражнени€ мы делаем.)

¬оображение в этом случае остаетс€ ведомым, оно управл€етс€ мыслью, но не только ею. „ем еще?  ак тренировать собственно само воображение, если это возможно? ћысль есть результат Ч осознание неосознанного прежде воспри€ти€, это может быть как воспри€тие внешнего, реального или воображаемого раздражител€, так и воспри€тие ассоциации, продиктованной пам€тью (говорю о ком-нибудь, а в голове вдруг возникает воспоминание о собственном похожем или противопо≠ложном поступке). ћысль может быть логична или алогична. ќтнюдь не кажда€ мысль сопровождаетс€ картинками-видени€ми. ¬сем известно наше театральное утверждение Ч роль нужно учить не словами, а видени€ми. Ќо все-таки признаемс€, что это преувеличение.  артин≠ки возникают скорее от алогичных мыслей, св€занных с воспри€тием и осознанием ассоциативного, аффективного.

¬идени€ не поддаютс€ упор€дочиванию и запоминанию, потому что в этом случае будут уже не видени€, будоражащие наши чувства, тело, ум, заставл€ющие сворачивать с пр€молинейной (обдуманной) логики поведени€ и мышлени€, а список выученных предвиденных, картинок, где мы все знаем наперед. Ёто скорее насилие над воображением, псевдовоображение, закрывающее каналы подлинного мышлени€, воображени€, воспри€ти€.

¬ упом€нутом исследовании особенностей актерского воображени€ € всегда спрашивала у студентов, как они вспоминали. Ѕыло несколько вариантов ответов: 1) € вспомнил ситуацию, с чего все началось, как это было, 2) € вспомнил пик ситуации, как мен€ оскорбили, обидели, обрадовали, 3) € вспомнил эмоционально острое чувство стыда, вспомнил, как кровь прилила к лицу, а потом стал вспоминать, как это случилось.

 ому же принадлежали ответы? “ретий ответ принадлежал студен≠там с острой физиологической реакцией на воображаемую (вспоминаемую) ситуацию. ¬торой ответ Ч студентам, которые вспоминали в свернутом виде (врем€ воспоминани€ короткое), здесь были и Ђактерскиеї и Ђнеактерскиеї реакции (Ђактерска€ї реакци€ Ч повышение активации организма). », наконец, первый ответ принадлежал студентам, у которых произошло снижение активации, их организм как бы Ђуспокоилс€ї от воспоминани€ стресса (ведь они не двигались, продолжали сидеть в кресле, а само воображение не возбудило ни сердце, ни легкие и т. д.), эмоцию они вспомнили умозрительно, ситуативно Ч набором последо≠вательных картинок Ч кинолентой видений от начала до конца. ’от€ задание всем давалось одинаковое Ч прожить эту ситуацию в вообра≠жении еще раз.

—ледовательно, дл€ одних (актеров) впереди эмоциональна€ пам€ть, включающа€ тело, дл€ других Ч последовательность событий, не за≠трагивающа€ эмоциональную сферу.

Ќо вернемс€ к тренировке воображени€. »так, тренировать его об≠думыванием последовательности и запоминанием Ђкартинокї нельз€, не возбуждаетс€ Ђкартинкамиї воспри€тие Ч реактивность, эмоции, чув≠ства, тело, наконец. –ассмотрим возможности тренировки воображени€ через мышление, опосредованно.  ак это делать?

“рениру€ внимание, мы делаем это через тренировку его свойств: объема, концентрации, переключени€, устойчивости и т, д.

 аковы же свойства мышлени€ в жизни, Ђмысли Ч в жизниї, как называет это соратник и последователь ≈. √ротовского Ё. Ѕарба? ѕер≠вое, конечно, это непрерывность мышлени€, не непрерывность логики, а непрерывность и посто€нство заполнени€ Ђвнутреннего экранаї кар≠тинками, отрывками мыслей, ассоциаци€ми, представлени€ми о воз≠можном будущем.

“ренировать непрерывность мы пробовали двум€ способами:

1. Ќаучитьс€ прерывать ее, то есть осознать, что такое Ђперерывї
в мышлении.

2. ¬озбуждать и провоцировать непрерывное мышление на заданную
тему, не сковыва€ его логикой, правильностью-неправильностью по от≠
ношению к теме.

Ѕолее подробно рассмотрим это на примерах упражнений. ¬о всех приведенных упражнени€х мы будем проговаривать мышление вслух. Ёто не проговаривание внутренней речи, оно включает в себ€ нечто зна≠чительно большее по объему. ј само проговаривание требует значитель≠но большего времени, чем мышление, поэтому можно произносить только отрывки мыслей, ассоциаций, видений в свернутом виде, главна€ за≠дача здесь Ч безостановочность.

–егул€тором €вл€етс€ внешний ритм: нам уже известно об открыти≠€х психофизиологии, касающихс€ воздействи€ внешних ритмов на че≠ловека, которые станов€тс€ Ђводителемї биологических ритмов.

ѕопробуем этим воспользоватьс€.

ѕервое упражнение, которое мы пробовали делать еще на первом курсе, проводилось следующим образом: студентам было дано задание рассказать о своем воображаемом, не насто€щем, а нафантазированном месте рождени€, идеальном, пусть сказочном. (“ема может быть любой, например, одна из студенток предложила тему Ђ акие люди будут жить через 100-200 летї.) ќни шли по кругу, хлопками ведущий задавал темп движени€ и темп мышлени€-речи. Ќачиналась работа с разогрева всего аппарата, участвующего в процессе, студенты еще никому не адресова≠ли свои рассказы, не было задачи быть услышанными, надо было только проговаривать вслух, почти бормоча, и непрерывно. ћен€лс€ темп, за≠даваемый движением: то замедл€лс€, то ускор€лс€. —пуст€ 5-7 минут непрерывного говорени€ и представлени€, соответственно, подробнос≠тей воображаемого места рождени€, когда воображение, и фантази€, и тело настроились на задание, следовало усложнение: внешний темп за≠давал темп движени€, речь же и мышление должны действовать в про-тивофазе Ч чем быстрее движение, тем медленнее речь, и наоборот.

—ледующее усложнение Ч не прерыва€ рассказа, выбрать себе парт≠нера и рассказать ему, стара€сь быть услышанным и пон€тым, несмотр€ на то, что партнер имеет то же задание. Ёто требует другой энергии.

«атем мы экспериментировали с количеством энергии: продолжить рассказ полу, потолку, небу, стадиону слушателей. Ќо главной задачей оставалась непрерывность на прот€жение всего упражнени€, дл€щего≠с€ 30-40 минут.

Ќа 3-м курсе мы попробовали несколько вариаций этого упражнени€, которые, на наш взгл€д, имеют непосредственное отношение как к тре≠нировке воображени€ вообще, так и к работе над ролью, поскольку при≠учают мышление не буксовать, не прерыватьс€ в обдумывании задан≠ной темы.

ѕерва€ вариаци€ заключалась в усложнении нав€занного ритма, это уже были не четверти или восьмушки, а стихотворные ритмы Ч гово≠рить и думать на заданную тему предлагалось верлибром или стихами (сколько получатс€ рифмы). ѕо-прежнему, главна€ задача Ч непрерывность, а вот темы мы вз€ли более сложные, требующие не только Ђполе≠та свободной фантазииї, но и включени€ ассоциативного мышлени€, пам€ти. ¬начале это были довольно отвлеченные темы: гроза, осень, ћоцарт, музыка... ќни не требовали обдумывани€, и така€ неприв€зан≠ность открывала поток сознани€ (проговариваемый), куда Ђвлезалиї ассоциации, картинки, всплески бывших эмоций по поводу заданной темы, пам€ть, интеллектуальные знани€ или Ђобрывкиї чувствований.

 ак было отмечено студентами, в первые п€ть минут идет настройка €зыка и мышлени€ на ритм и тему, затем минут дес€ть-п€тнадцать про≠ходит Ђв кайфеї от того, что получаютс€ Ђстихиї, а затем открываютс€ какие-то Ђшлюзыї, когда поток воображени€ и невесть откуда вз€вших≠с€ знаний о теме заливает сознание и, говор€ строфу, уже торопишьс€ произнести следующую, котора€ проситс€ наружу. —тудентами же было замечено, что Ђвиноюї тому ритм, он т€нет за собой и разогревает вооб≠ражение.

ѕример записи из дневника тренинга студентки –.:

«адан ритм и тема. я подхватываю ритм и непрерывно думаю вслух на эту тему. “рудно удержатьс€ и не уйти в сторону. »ногда зацикливаешьс€ на одном слове, а надо двигать мысль и говорить в ритме. “емы Ч Ђќсеньї, Ђ¬ лесуї, Ђќсень жизниї. Ќе нужно времени на подготовку. “ема возникает сразу и мыс≠ли тоже. ÷епкость мысли, максимальна€ сосредоточенность. ћысли возника≠ют какие-то легкие, неожиданные. ќчень мешает, если кто-то из смотр€щих реагирует на мое поведение или слова. «рителей не должно быть, или они долж≠ны быть невидимыми и неслышимыми. »наче приходитс€ начинать все снача≠ла. ”правление мыслью!

—ледующа€ вариаци€ этого упражнени€, веро€тно, может вызвать разное отношение к нему. ћне кажетс€, что ј. —. Ўведерский в своей работе Ђ¬нутренн€€ речь в работе над рольюї 1 имеет в виду нечто по≠добное. ќн пишет: Ђ¬ жизни, встреча€сь с острой конфликтной ситуа≠цией, нравственными противоречи€ми, мы беспрерывно "проигрываем" возникшие обсто€тельства. ћы обсуждаем эти обсто€тельства сами с собой, "видим" себ€ в ситуации поступка, предугадываем, моделируем поведение других людей... ћасштаб этих наших размышлений может простиратьс€ от мелких суетных забот до размышлений о судьбах чело≠вечества и смысле жизни. ¬ этом процессе часть очевидных дл€ нас об≠сто€тельств и отношений принимает во внутренней речи свернутую

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

637 - | 557 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.