Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒневники тренинга студентов




 ак уже говорилось выше, запись упражнений тренинга была прин≠ципиальным требованием с первого учебного дн€. ѕлан записи каждого упражнени€ также был предложен нами: подробное описание упражнени€, ответ на вопрос: Ђ„то € тренирую этим упражнением?ї, анализ личных ощущений после выполнени€. ¬ анализе ощущений часто по€вл€лись интересные личные открыти€, неожиданные даже дл€ педагогов:

ƒалее приведем отрывки из студенческих дневников. «аметно, что записи почти каждого из них существенно отличаютс€ от предложенной нами формы Ч кому-то важны именно ощущени€ после выполнени€, нрав€тс€ они или нет, другие удел€ют основное внимание ответу на вопрос: Ђ„то € тренирую?ї, то есть рациональному осознанию целесообразности упражнени€. ѕолезно и важно и то, и другое. ѕросто у

одних сильнее развита пам€ть ощущений, и они так запоминают упражнение лучше, другие запоминают схему, а ощущени€ при повторном выполнении могут возникать и другие.

ќстановимс€ на упражнении Ђ«вучащее телої, которое мы начали делать чуть ли не в самом начале обучени€. ≈го описание дано раньше, но приведем его еще раз.

”частники лежат на полу в расслабленном состо€нии, дыхание Ђбрюшноеї, начинают озвучивать выдох, например, звуком Ђж-ж-жї. ¬нимание на дыхании. ѕосле нескольких дыхательных циклов нужно направить звук в голову: Ђзвучитї голова, включены все головные резо≠наторы. Ёнерги€ выдоха увеличиваетс€, звук наполн€ет плечи, руки и грудную клетку, далее солнечное сплетение и живот, все тело Ђизлучаетї звук. –уководитель может сказать, что нужно представить воздух выход€щим не через дыхательные пути, а через поры кожи, вместе с ним наружу вырываетс€ звук. ћожно варьировать ритмы дыхани€. ”величение ритма помогает быстрее достичь состо€ни€ Ђзвучащего телаї. Ёто упражнение вызывает резкое расслабление мышц, выплеск засто€вшейс€ энергии, тело становитс€ легким.

¬от как записали его студенты.

–.: Ђ«вучащее тело.

—огреть дыханием и звуком тело. ќщутить вибрацию. «вук и вибраци€ оста≠навливаютс€ там, где пр€четс€ зажим! ” мен€ согрелись ноги, до бедер сильнее. ќчень заболела спина! √де там проблема? ћожет, можно так, звуком, лечить головную боль! ”чащенное дыхание.  ак будто сейчас заплачешьї.

 .: Ђƒышу, наполн€€ звуком все тело. «вук источаетс€ из каждой клеточки кожи, тело нагреваетс€, как на солнце. ћыслей нет. ќщущаю невесомость тела, € не на земле, € лечу, а звук несет мен€, чтобы не упасть, нужно увеличить энергию звука, не переставать дышать. ѕерестала дышатьЧзвучать. “ело, как осенний лист, спланировало на ковер и, кажетс€, движение воздуха способно его перекатитьї.

X.: ЂЋежу на полу, полностью расслабившись, € чувствую, как медленно раздуваютс€ ноздри и через носоглотку проходит чистый, прохладный, светлый воздух. ќн вначале очень холодный, где-то в ноздр€х, в середине носоглотки, потом становитс€ все теплее и теплее. ѕри выдохе чувствуешь, что вначале выходит теплый воздух, потом все гор€чее и в конце совсем гор€чий. ќн мне кажетс€ насыщенным и очень темным. ¬о врем€ дыхани€ все органы, св€занные с ним, не спеша готов€тс€ к прин€тию воздуха и также, не спеша, избавл€ютс€ от него. ¬се работает, как отлично налаженна€ машина. ќщущение, что ты расползлась на полу, как медуза, осталось только дыхание и звук, которые еще поддерживают твою жизньї.

Ёти записи хороши, потому что ощущени€, которые должны возникнуть в результате выполнени€ упражнени€ Ч расслабленность, концентраци€ внимани€ на внутренних объектах, свобода ассоциаций Ч возникли, хот€ –. анализировала то, что не получаетс€, а другие не анализировали, а только фиксировали ощущени€. ќтметим, что в задании тренера не давались обсто€тельства, не говорилось, каким должен быть результат, тем не менее, у первой студентки возникло желание запла≠кать, а две другие Ђродилиї обсто€тельства в процессе выполнени€.  стати, при повторном выполнении упражнени€ у –. получилось Ђзазвучатьї всем телом, спина не болела. ѕозже она записала в дневнике: ЂЌужно уметь быть свободной. ‘изическа€ свобода помогает внутренней свободе. » наоборотї.

Ёто существенное личное открытие студентки, потому что именно така€ задача €вл€етс€ важнейшей на первом этапе тренинга, названном здесь Ђјктерска€ терапи€ї.

—равним описани€ еще одного упражнени€, принципиального дл€ данного цикла, также св€занного с расслаблением психомышечной Ђброниї через перенапр€жение: упражнение Ђя Ч растение. ѕрорасти из семечка через глинистую или любую твердую почвуї.

X.: Ђћне легче следить за общим напр€жением в теле, чем конкретно пробиватьс€ через что-то. ¬от сейчас написала и пон€ла, в упражнении все было наоборот! Ќе напр€галась по-насто€щему в начале. Ќо зато не пробилась по насто€щему! ѕросто мне мешают обсто€тельства: € Ч росток. —разу начинаетс€ Ч кто?  уда? ќткуда? —колько лет? √де мама?.. »з-за поиска обсто€тельств не отпустила себ€. √оловой понимаю, что в этих обсто€тельствах € бы давно уже кричала, звала на помощь...ї

”.: Ђƒобитьс€ физической свободы (мышцы, сбросить зажимы). Ћежу на полу. ƒыхание спокойное. я Ч цветок, который в какой-то момент начинает пробиватьс€ через асфальт. Ёто достигаетс€ за счет полного напр€жени€ всех мышц. Ќапр€жение до боли в суставах. —начала руки бурав€т асфальт и, нако≠нец, по€вл€ютс€ на свет. «а руками все тело медленно напр€женно пролезает через дыру в асфальте. ѕреодоление. » только на самом верху сбросить напр€жение. “ело становитс€ легким. ќно начинает дышать. Ќо дыхание не спокойное, а жадное...ї

ѕерва€ запись не подробна и вроде бы рациональна, втора€ Ч описывает весь последовательный процесс выполнени€ упражнени€. Ќ6! »з педагогических наблюдений за этими студентками позднее, на третьем курсе: если первой девочке сказать Ђ ричи!ї, она закричит сразу, другой нужно подробно объ€снить обсто€тельства, в которых она должна закричать и, тем не менее, крик может не получитьс€. ” первой же на вопрос: Ђѕочему ты закричала?ї ответ по€витс€ не сразу. ќн будет не очень определенным: Ђѕо моему, € испугалась...ї. ¬ упражнении она верно анализирует происшедшее: Ђне отпустила себ€ї. —тала придумывать обсто€тельства и забыла про главное Ч необходимость пробитьс€ к свету через темноту и к свободе через преодоление. ћне кажетс€, что верный анализ не получившегос€ упражнени€ помог ей в результате больше, чем дисциплинированна€ запись Ч второй девочке. ќчень важен самоанализ в обучении.

”же упоминалось, что во втором семестре студенты сами придумывали и проводили с группой свои программы тренингов. ѕриведем несколько примеров.

ѕрограмма 1

ѕрограмма предложена нашим выпускником предшествующего набора. ќн пришел на зан€тие и провел тренинг с первокурсниками. ƒл€ нас это очень важный момент: тренинг оказалс€ необходимым дл€ него в профессиональной жизни.

1.  исти рук за спиной соединены, ладони крепко прижаты и во врем€ упражнени€ не должны разжиматьс€. Ќаклонитьс€ вперед, пр€мые руки заломить из-за спины как можно дальше вперед. Ѕыть в этом положении

2 минуты.

2. “о же положение, но прогиб назад и руки отведены назад.

3. —идеть в глубоком Ђплиеї, тело пр€мое, руки согнуты в локт€х и
сжаты Ч 2 минуты.

4. ѕереместитьс€, не мен€€ положени€ корпуса, на одну ногу 1 минута, на другую Ч 1 минута.

5. –азделитьс€ на пары, встать вдоль стены. ƒотолкнуть без рук впереди сто€щего партнера до другой стены. ¬переди сто€щий сопротивл€етс€.

6. ¬ы в деревне. ¬ышли ранним утром на крыльцо или оказались виоле, на дороге и т. д. ≈ле-еле моросит дождь. ¬ы только что проснулись и еще не оделись. ƒождь сильнее, ливень, вам при€тно. ¬ы пр€четесь дед навес. —текающие струйки воды вы ловите ладон€ми, пытаетесь умытьс€. ¬осторг охватывает вас, и вы пулей вылетаете под ливень.

7. ¬ы в кругу. ѕартнер напротив вам чем-то очень смешон. ¬ы хохочете, заливаетесь смехом, наход€ все больше и больше смешного в нем

¬ы плачете, гл€д€ на партнера, он вызывает в вас острейшую грусть, тоску, жалость, боль и т. д. –ыдаете и хохочете, потому что смешнее человека не придумаешь.

8. ¬ы в лесу. «аблудились? ¬ечер, страшно, прислушиваетесь к каждому звуку. „ем дальше, тем страшнее. ¬едущий стучит в пол палкой... ¬ам становитс€ отча€нно смешно, вы хохочете над всем, над своей ситуацией, над происход€щим вокруг, над собой. ¬друг услышали нежную музыку. —казка. ¬ам хорошо. ћузыка становитс€ агрессивной. ¬ы хохочете, прыгаете, у вас зверска€ радость.

9. ¬ обеих выт€нутых вперед руках по воображаемой палке. ѕод какую-то балалаечную музыку нужно высоко прыгать, поднима€ колени к палке, вбивать ногами всю агрессию в пол. “емп высокий. ƒолго, до полного изнеможени€. ”пали на пол.

10. ¬ п€ти метрах от вас находитс€ предмет, который жизненно важно вз€ть и убежать с ним. я очень хочу вз€ть предмет, но все движени€, как в дурном сне, делаю замедленно, в рапиде. ћедленно преодолеваю в€зкость пространства и беру предмет, и убегаю.

 раткий комментарий: разминка построена абсолютно верно по логике Ђраскачивани€ ма€тниковї Ч мышечный разогрев (напр€жение-расслабление в упражнени€х 1-5), эмоциональный разогрев (упражне≠ни€ 6-9), ритмический разогрев (упражнени€ 8-10), при этом все: упражнени€ с 6-го по 10-е требуют включени€ воображени€ (обсто€≠тельств).

ѕрограмма 2

1. Ѕег по кругу. ѕо команде ведущего отжиматьс€ от пола. —нова бег. ѕо команде ведущего Ч приседани€. Ѕег. ѕо команде ведущего сто€ть в стойке на голове и читать стихи. —нова бег.

2. ѕродолжаем бежать.

Ѕег Ч про€вление воли к жизни:

Ч по земле, в жару;

Ч по песку;

Ч по воде;

Ч в смоле (смола до щиколотки, до колена, до паха);

Ч выбираемс€ из смолы, начинаетс€ дождь, продолжаем бежать по гор€чему песку;

Ч вбегаем на мостик, прыгаем в воду. ¬ышли из воды, вытираемс€ полотенцем.

3. ¬ы в коридоре. — двух сторон двери. ¬ам нужно срочно войти в одну из дверей справа, там жара +50 ∞—, пытайтесь побыть там какое-то врем€. ¬ыбежали в коридор и сразу в дверь слева, там мороз -50 "—, побудьте там. ¬ыбежать. —тойте в коридоре, тело помнит слева мороз, а справа жару. ¬ солнечном сплетении рождаетс€ звук, наполн€ет все тело, кричите. Ћопаетс€ пространство от напр€жени€, падайте.

4. ¬станьте в круг. ¬нутри круга огромна€ энерги€, готова€ разрушить круг, удерживайте круг без соединени€ рук. ѕоднимите энергию круга руками вверх, над собой. ќгненный шар энергии над вами. —ужайте круг, опрокиньте шар на себ€. ¬ы оглушены. ¬ы растете. ¬ы огромны. √оворите: Ђћы все можем, мы все сделаем, мы все можем, мы все сделаем...ї.

 раткий комментарий: полагаю, что в этом тренинге предложена более мощна€ Ђраскачкаї воображени€, но здесь есть опасность, что не все в группе тренированы столь сильно, сколько требует эта разминка. “акое резкое переключение от жары к холоду возможно только при достаточно высоком уровне подготовленности. ќтметим, что в этой группе разминка получилась, и последнее упражнение соединило участников, наполнило их коллективной энергией. „то тренирует последнее упражнение? ќно основано на самовнушении и может получитс€ толь≠ко в том случае, если получились предыдущие упражнени€ разминки. ѕоэтому ничего оно не тренирует, кроме соединени€, кроме установки на общее дело Ч зан€тие, спектакль и т. д. ¬прочем, это, согласитесь, очень важно.

ѕрограмма 3

Ќазвана Ч ЂЌа взаимодействиеї.

1. Ћечь на спину и сразу подпрыгнуть, упасть, расслабитьс€. —нова подпрыгнуть по хлопку ведущего. ѕроделать это 15 раз.

2. Ћежа на спине, пройтись по всем группам мышц Ч напр€жение до изнеможени€, затем расслабление.

3. –асслабились. —лушаем звуки вокруг нас. ѕо звуку выбрать себе
партнера, подойти к нему, догадыва€сь, теб€ ли он выбрал. ≈сли не теб€,
выбрать другого.

4.ƒруг напротив друга. ѕредельно внимательны, как бы раствори≠тесь друг в друге. ќдин делает резкое движение рукой, ногой, головой

(очень простое, в нем участвует минимум мышц). ƒругой синхронно улавливает, что хочет сделать партнер и делает вместе с ним. –итм движений Ч одно движение в п€ть секунд. ћожно тихо считать вдвоем вслух. ѕомен€лись.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

547 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.