Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬заимодействие культуры € индивидуального сознани€




ё. ћ. Ћотман, выдел€€ в качестве функций культуры порождение информации и антиэнтропийный механизм (1992а, б) Дзаключает, что при этом она должна иметь иерархически организованную структуру. ћы уже говорили о том, что эта структура воспроизводит многоуровневое строение индивидуального сознани€, включа€ сложившиес€ в данных конкретных услови€х устойчивые функциональные системы. »менно они представл€ют уникальное своеобразие культуры, кроме того, существуют и универсальные дл€ каждого сообщества уровни, которые предоставл€ют каждому из уровней индивидуального сознани€ "рекомендуемые" формы развити€, успешно опробованные и зафиксированные опытом сообщества.

ћы уже говорили о том, что, описыва€ наиболее общую модель культуры, ё. ћ. Ћотман (1992а, б) указывает на ее двухполюсную организацию с силовым напр€жением между ними. ќбращенный к человеку текст культуры состоит из двух подтекстов: в одном из них картина мира стабильна, она дискретна, рисуетс€ с помощью оппозиций, классификации и систематизации; в другом - мир предстает динамическим континуумом. ¬ этих двух подтекстах статичной и динамичной организации сознани€ мы можем выделить специальные обращени€ ко всем его четырем уровн€м.

 ультурна€ среда, адресу€сь к первому уровню, об€зательно предоставл€ет субъекту разработанные способы организации жилого пространства дома, двора, улицы, деревни или города, облегчающие необходимое движение, остановку, вход и выход, организующие "потоки", несущие субъекта в нужную сторону. «афиксированы принципы пространственного дизайна домашней утвари, инструментов, позвол€ющих телу, руке, глазу органично вписатьс€ в предмет, предлагаетс€ этикет - прилична€ дистанци€ контакта, что позвол€ет избежать невольной агрессии, конфуза, вообще неловкости и дискомфорта в общении.

¬ арсенале культурных средств саморегул€ции - традиции художественной организации интерьера и внешнего облика жиль€, пространства за окном: двора, улицы, палисадника, мода диктует форму клумбы, выбор цветов - георгины или ноготки. –азрабатываютс€ эстетические.требовани€ к планировке городов, садов и парков, развиваютс€ способы воздействи€ на индивидуальное сознание с помощью музыки.

”ровень культуры, направленный на организацию помощи второму уровню, предлагает эталоны предмета потребности и алгоритмы ее удовлетворени€, устанавливает, что считать хорошим качеством, что желанно, что полезно, что вкусно, и представл€ет арсенал знаний, технологий, навыков - инструментов, отвечающих за наше жизнеобеспечение.  онечно, это и запас средств активной защиты - как избежать холода в доме, как лечить болезни, боротьс€ с вредител€ми и т.д. Ёто тот слой культуры, который мы привыкли св€зывать с благами цивилизации, обогащающими жизнь достижени€ми науки, техники и медицины. ѕозитивные результаты творчества, поиска, активного диалога с обсто€тельствами фиксируютс€ как успешные аффективные стереотипы поведени€, ввод€тс€ в культурный уклад, и передаютс€ в таком виде развивающемус€ индивиду. ѕри этом даже самые сложные технологии редуцируютс€ в простую последовательность действий, которую мы должны воспроизвести, чтобы получить ожидаемый результат.

—о вторым уровнем в процессах саморегул€ции св€зана та часть уклада, котора€ направлена на разработку культуры чувственной полноты жизни, на дифференциацию жизненных радостей соответственно ритмам природы и биологическим циклам человека. ќна позвол€ет нам в молодости создать индивидуальные аффективные стереотипы переживани€ радости, запастись, положительно зар€дить ими уклад дальнейшей жизни, который сохран€ет ключевые ассоциации, помогающие нам в зрелом возрасте актуализировать прошлую радость.

“ретьему уровню соответствует слой культуры, разрабатывающий правила и формы регул€ции процессов экспансии. ѕрежде всего это ограничение и определение допустимых форм, тенденций экспансии, стимул€ци€ в избранных культурой направлени€х, наполнение определенным смыслом переживани€ героического. ¬ достижении избранных сообществом целей поощр€етс€ соперничество, исследовательска€ активность. ѕроцессы экспансии регулируютс€ общественной иерархией, возрастными, половыми, социальными рол€ми, при этом дл€ каждой категории культура предлагает свои запреты и свои разрешенные формы, свою перспективу задач, побуждающих к экспансии.

¬ осуществлении саморегул€ции с третьим уровнем наиболее тесно взаимодействует культура игры, ее необходимыми признаками €вл€ютс€ таинственность, опасность, шутливость. »гра фиксируетс€ в культурной традиции как об€зательный рефрен серьезной жизни, зрелища всегда требуютс€ нар€ду с самим хлебом. Ёлемент игры присутствует во всех произведени€х искусства - это игра с целостностью формы, сама сюжетность искусства. ƒаже в стремлении ввысь каменной пирамиды и величественного собора заложено ощущение торжества над т€жестью материала, переживание покорени€ пространства. ѕравила игры не только ограничивают степень реального риска, как отмечает ». ’ейзинга, не менее важно и то, что они обеспечивают сохранение противника дл€ ее продолжени€, возможность произвольно вернутьс€ к ней.

— четвертым уровнем взаимодействует социальный слой культуры: система правил, норм, ролей, моральных ценностей, которые в обобщенном виде отражают суть прин€тых в обществе правил поведени€. ќни задают ритуал произвольной организации индивидуального поведени€, ввод€т механизмы жертвы, долга, терпени€. Ќормы и ценности регулируют взаимодействие внутри сообщества, т. е. среди тех, кого сообщество признает своими (это может быть семь€, род, класс, наци€, мир всех людей, общность человека и природы), в отношении чужих они могут совершенно не действовать. ћы знаем множество примеров, когда трогательна€ преданность семье, классу, нации, партии не только не мешала, но даже способствовала освобождению от непосредственного сострадани€ по отношению к чужим. Ќа этом уровне может разрабатыватьс€ даже особа€ культура враждебности к чужому, необходима€ дл€ поддержани€ особого отношени€ к своим.

ƒл€ организации саморегул€ции четвертого уровн€ разрабатываютс€ формы поддержани€ эмоциональных прив€занностей, дружеских св€зей, культура при€тного общени€. —опереживание входит в основы воспри€ти€ искусства. ћощным средством стабилизации выступает совместное обращение к высшим ценност€м, лежащее в основе развити€ религиозной культуры. —оздание ритуала переживани€ причастности к высшим ценност€м, культуры, питающих это переживание религиозных символов, €вл€етс€, по  . √. ёнгу (1992), средством ассимил€ции и интеграции душевной энергии, концентрации смысла человеческой жизни. », наоборот, отказ от культуры религиозных символов, как он считает, создает угрозу дезорганизации и попадани€ человека под власть "психической преисподней" - способствует возникновению беспокойства, нечеткого понимани€, психологических сложностей, огромной массы неврозов - ненасытной жажды лекарств, влечению к алкоголю, табаку, пище.

“аким образом, мы видим, что в осуществлении функции адаптации культура предлагает всем уровн€м аффективные эталоны удовлетворени€ потребности, ограничени€, запреты, т. е. искомые нормы жизни и алгоритмы их достижени€ и защиты - то, что мы привыкли св€зывать с утилитарными формами культуры, развитием науки, ремесел, называть социальной организацией, государством, правом. ¬ осуществлении же саморегул€ции, организации направленных антиэнтропийных процессов культура предлагает разнообразные виды произвольной стимул€ции всех уровней, разработку форм самих переживаний - то, что мы привыкли более соотносить с развитием культуры духа, - искусств, религий, философского опыта.

¬оздействи€ культурной среды в норме обеспечивают целостность и устойчивость нашего сознани€ и, прежде всего, за счет полифонии взаимодействи€, позвол€ющей не допустить гиперстимул€ции отдельных структур нашей аффективной жизни. “ак, основным условием культуры ». ’ейзинга (1992) считает ее целостность - равновесие элементов в рамках совокупности. —казанное касаетс€ и невозможности в нормальной культуре смысловой перегрузки ее высших уровней. Ёмоциональный контроль, произвольность не могут существовать без активности низших отделов, так же как и серьезные стороны жизни не существуют без поддержки игровой стихии. ѕропорциональность стимул€ции осуществл€етс€ благодар€ разработанному укладу обыденной жизни и череды праздников.

–азвитие выраженной индивидуальности культуры, так же как развитие человеческой индивидуальности, дает сообществу особые преимущества, одаренность в решении определенных задач адаптации.

¬месте с тем, чтобы преимущества не обратились в свою противоположность, в культуре по€вл€ютс€ и специальные компенсаторные тенденции.

“ак, например, ћ. ћид описывает культуру племени горные арапеши, услови€ жизни которого чрезвычайно скудны и выживание требует максимальной взаимной поддержки. ќсновными ценност€ми этой культуры €вл€ютс€ эмоциональное сопереживание, отказ от себ€ ради других. Ёто создает особые нормы жизни, когда человеку "неприлично" работать на себ€ и пользоватьс€ плодами своей де€тельности, он должен об€зательно подарить их, но и сам он получит в пода" рок от других то, что ему нужно дл€ жизни.

“ака€ сосредоточенность на. взаимной заботе (механизмы четвертого уровн€) имеет, однако, свои отрицательные стороны. ¬ частности, не развиваютс€ культурные формы экспансии, способности сделать выбор, прин€ть на себ€ ответственность за решение (3). ћ. ћид сообщает, что в этом случае у племени горных арапешей возникает необходимость развити€ специальных культурных институтов воспитани€ человека власти, который должен брать на себ€ т€желую ношу ответственности и выбора. „еловека, предназначенного дл€ этой непопул€рной в племени роли, с детства специально вовлекают в отношени€х соперничества с другим членом племени, также предназначенным дл€ власти (институт буаиньонов). ƒл€ воспитани€ людей власти создаетс€ традици€ избирательной стимул€ции механизмов экспансии - посто€нна€ организаци€ игры-соревновани€, похвальбы, задирани€, поддразнивани€ друг друга.

ћ. ћид приводит и другие примеры развити€ в культуре отношений дополнени€ как компенсации ее акцентуации. “акие отношени€ про€вл€ютс€ в развитии систем непосредственной адаптации и саморегул€ции: на острове Ѕали стремление уменьшить напр€женность в реальных бытовых взаимоотношени€х контрастирует с драматизмом праздничных ритуалов на сценических подмостках; зато €тмулы, плем€ на Ќовой √винее, дополн€ют жесткость и конфликтность реального общени€ созданием статических идеалов красоты и гармонии в сценических ритуалах.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2010 - | 1980 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.