Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультурное развитие системы аффективной организации поведени€ и сознани€




¬ыше мы говорили о культурном развитии отдельных уровней системы базальной аффективной организации, но, в сущности, это было недостаточно корректно, поскольку формируетс€, конечно, не каждый уровень в отдельности, а система в целом.

–ассматрива€ общие законы развити€ мозга и психических систем,, Ћ. —. ¬ыготский, вслед за многими другими исследовател€ми отмечает, что обогащенна€ новыми напластовани€ми инстанци€ не удерживает полностью своих первоначальных функций и отдает их существенную часть "верхним" центрам: он определ€ет эту закономерность как "переход функции наверх" (1983а, с. 140).

ћы можем проследить, как это происходит, на примере развити€ аффективной системы. »сходно низший, первый, уровень отвечает за нашу сохранность, он помогает мам избежать воздействи€ разрушающей силы. ¬ то же врем€ наша защита от опасности не исчерпываетс€ возможностью уклонитьс€, дозировать ее. ‘ункци€ защиты последовательно передаетс€ наверх всем надстраивающимс€ инстанци€м: второй уровень определ€ет угрозу, которую св€зывает в аффективный стереотип опасности, позвол€ющий не допустить ее возникновени€, третий - помогает активно справитьс€ с ней и, наконец, четвертый способен использовать дл€ защиты весь опыт сообщества.

¬торой уровень исходно отвечает за индивидуальное опредмечивание наших потребностей, выработку успешных стереотипов их удовлетворени€, но тоже не удерживает эту функцию полностью, а передает ее часть наверх. “ак, третий уровень не только помогает второму преодолевать сбои в стереотипах достижени€ цели, но и позвол€ет экспериментировать с самой аффективной целью, делает менее жестким запечатленный стандарт удовлетворени€ потребности. „етвертый уровень дает возможность использовать в развитии навыков индивидуальной жизни общий аффективный опыт.

“очно так же и третий уровень, осуществл€ющий экспансию, обследование среды, начинает модулироватьс€ вли€ни€ми четвертого - индивидуальна€ экспанси€ не только попадает под эмоциональный контроль, но и организуетс€ в совместную экспансию сообщества.

“аким образом, мы видим, что четвертый уровень, помимо его собственной пр€мой задачи эмоционального контрол€, берет на себ€ часть функций всех других уровней. Ёто позвол€ет ввести аффективный опыт сообщества в решение всех базальных адаптационных задач, и дл€ всех уровней открываетс€ путь культурного развити€ - преодолени€ ситуативной св€занности, ограниченности непосредственной индивидуальной оценкой.

ѕосредником, передающим вли€ние сообщества, исходно служит процесс непосредственного сопереживани€ в ситуации совместной де€тельности. ¬месте с тем развитие символических функций и, прежде всего, речи, позвол€ет сообществу создать стабильную систему аффективных символов, пронизывающую все пласты культуры. «наки переживаний произвольно модулируют структуру аффективной информации и соответственно организуют избирательность субъекта во взаимодействии со средой.

 ак известно, первой функцией речи как раз и €вл€етс€ указание-привлечение внимани€ ребенка к исходно нейтральному дл€ него объекту (¬ыготский Ћ. —., 1983а). –азвитие знаковых систем управлени€ поведением рассматриваетс€ Ћ. —. ¬ыготским как собственно генезис человеческой культуры. –ожда€сь, ребенок попадает в смысловую структуру культурной среды и не имеет стадии собственно натурального аффективного развити€. “ак может быть конкретизировано утверждение Ћ. —. ¬ыготского о том, что врастание ребенка в культуру €вл€етс€ развитием в собственном смысле слова.

— этой точки зрени€ может быть по-новому пон€то предположение Ћотмана о том, что структура символов данной культуры €вл€етс€ системой, изоморфной генетической пам€ти ее индивида (Ћотман ё. ћ., 19926). ћы уже обсуждали выше, что все уровни аффективной организации поведени€ и сознани€ развиваютс€ во взаимодействии с точно адресованными им уровн€ми средств культурной организации переживани€ в ходе направленной стимул€ции их аффективным опытом сообщества.

“аким образом, культура €вл€етс€ не просто необходимым условием, а внешним психическим органом индивидуального развити€ специфически человеческих форм поведени€ и сознани€. ё. ћ. Ћотман считает, что пон€тие "культура" имеет исходный, первичный, характер, и мы находимс€ в ее толще, внутри нее, и только так можем продолжать свое существование (19926, с. 9.); само существование смыслопорождающей монады - сознани€ требует ее погруженности в монаду более высокого уровн€ (1993).

ќна может быть рассмотрена как изоморфна€ сознанию живав система. — этой точки зрени€ более пон€тны мысли ќ. Ўпенглера о том, что душа осуществл€етс€ в формах своей культуры, и кажда€ конкретна€ культура €вл€етс€ индивидуальным телом определенного типа души - античной, египетской, вавилонской или китайской. ѕодобно растени€м и животным, она принадлежит живой природе, органическим формам жизни, и пон€ть ее можно только исход€ из целого, поскольку живое неделимо и необратимо. «акономерность развити€ организма культуры Ўпенглер понимает как необратимую органическую логику - судьбу (Ўпенглер ќ., 1993, с. 56). ¬ сущности, то же самое, видимо, имеет в виду и Ћотман, называ€ культуру жиг вой, иначе говор€, открытой системой с несимметричным прошлым к будущим (Ћотман ё. ћ., 1992а).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

2108 - | 1883 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.