Жизнь в культуре, таким образом, надо рассматривать как жизнь в потоке активной, избирательно направленной стимуляции всей аффективной системы. Этот поток бережно несет нас через ее этапы, помогает пережить переломные моменты, увидеть смысловую перспективу, дает возможность сохранять стабильность, надежду, веру в лучшее, чувствовать гармонию мира и, несмотря ни на что, иногда действительно быть счастливыми.
Однако особенностью этого потока является необходимость его постоянного воспроизведения: каждое поколение, живя в нем, одновременно должно творить его заново. Человеческая культура зависит от традиционной мудрости сообщества, которая тяжело приобретается, дорого стоит и может быть легко утеряна (М. Мид, 1988). Д. С. Лихачев (19876) говорил о необходимости сохранения экологии культуры, о том, что потеря "духовной оседлости", несоблюдение экологии культуры может убить человека, М. Мид замечает: когда люди теряют ощущение того, что могут положиться на традиционную мудрость, они сходят с ума.
М. Мид как исследователь традиционных культур считает, что культурный уклад устойчив в том случае, если он воспроизводится автоматически и бессознательно. М. Мамардашвили в лекции, прочитанной в 1986 г., переосмысливая трагический опыт XX столетия, подчеркивает обратное: "Собственно значение человеческой культуры естественно было бы понимать следующим образом: человек перестает быть животным и становится человеком по мере того, как начинает подчиняться культурным нормам. Так вот нет же, этого недостаточно, ни нормами нельзя этого достичь, ни следованием традициям. Если вы думаете, что можно естественным образом продолжать традицию, как если бы она была просто самой жизнью, и мы могли бы продолжать ее, как продолжать жить, то это заблуждение..." (1991);|
Говоря об опыте XX века, Мамардашвили напоминает о том, как легко рвется ткань автоматически воспроизводимого уклада культуры". Существование уклада и внешнее следование ему еще не решают проблемы рождения человечности. Путь к ней для него связан с индивидуальным, личным усилием, напряженным присвоением человеческой ценности, с усилием самостоятельного переживания уже существующих общих истин, благодаря которому в динамической вечности снова и снова рождается человечность и человечество: "Ткань, которая ткется над бездной, иная, и ткачи иные, и узлы свои они завязывают иначе..." "Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но если он не родился снова в твоей душе, то ты все равно пропал, погиб... Казалось бы, потому что Христос родился в Вифлееме, можно то-то и то-то, завоевано то-то и то-то... Нет, не завоевано. Ты все равно пропал. Нет, не гарантировано твое спасение, если снова не родился Христос в твоей душе... Иметь честь существовать - это значит привнести свои переживания в уникальные переживания всего того, что, казалось бы, давно уже общеизвестно и изжевано, привнести их в мир не как лишнее в нем, а как то, в чем мир нуждается, чтобы вращаться дальше".