Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ункциональные системы процессов саморегул€ции




ћы уже отмечали, что системы организации типа S2 более свободны в своем построении, особенно когда они св€заны с регул€цией аффективного тонуса. јутостимул€ци€ положительными впечатлени€ми в норме всегда обеспечиваетс€ комплексом разноуровневых механизмов, в котором трудно выделить один посто€нно доминирующий. Ќапример, когда мы сидим у камина, нас, конечно, привлекают блики, мерцание углей, но камин - это еще и живительное тепло, и одновременно образ укрощенного огн€, и, наконец, символ домашнего очага, собирающего близких людей.

ƒл€ каждого из нас аффективные акценты в комплексе впечатлений посто€нно смещаютс€, уровни то берут на себ€ смысловую нагрузку, то уход€т в тень. » это тоже имеет приспособительное значение: пресыщение, свободно перебира€ оттенки тонизирующего впечатлени€, дольше оставл€ет в действующем состо€нии весь комплекс, более того, оно дает ему живую глубину.

√лубина, динамизм тонизирующего впечатлени€ обеспечиваетс€ еще и тем, что аффективные механизмы одних уровней активно вмешиваютс€ в организацию аффективного материала других: второй и четвертый фиксируют и нормируют удовольствие всех уровней, первый и третий в поисках новизны размывают, разрушают стереотипы, экспериментируют с удовольстви€ми.

¬торой уровень - фиксирует переживание гармонии, сенсорного удовольстви€, веселого риска, теплоты дружеского контакта; четвертый разрабатывает эти тонизирующие моменты с помощью аффективного опыта сообщества и произвольно вводит их в ритуал, уклад. ѕервый находит гармонию не только в воспри€тии пространства, но и телесных ощущений, в сост€зании, в отношени€х с людьми. “ретий, наоборот, извлекает удовольствие из нарушени€ гармонии - асимметрии, синкопа, потери и возвращени€ равновеси€, из игры с сенсорным качеством - пр€ных, острых, почти болезненных ощущений, из экспериментов с человеческими отношени€ми - розыгрышами, поддразниванием, эпатажем, шокирующими выходками.

≈сли тонизирующие переживани€ характеризуютс€, хот€ и.сложным, но наиболее свободным взаимодействием разноуровневых механизмов, то функциональные системы, обеспечивающие избирательную борьбу с деструктивными переживани€ми, представл€етс€ нам более четко организованными и занимают промежуточное место между системами типа S1 и S2.

ѕримером такой функциональной системы может служить активное вытеснение травмирующего переживани€ из сознани€ субъекта. 3. ‘рейд, как известно, ввел это пон€тие дл€.объ€снени€ удержани€ в бессознательном неприемлемых дл€ "я" желаний, мы позволим себе использовать его в более широком смысле - как механизм защиты от впечатлений разрушающей, травмирующей силы.

¬ этом межуровневом механизме роль аффективных фильтров играют переживани€ второго и четвертого уровней. ќни выдел€ют и избирательно усиливают дискомфорт от определенного рода впечатлений: второй - индивидуально непри€тных, четвертый - неприемлемых дл€ окружающих. ¬ крайних случа€х дискомфорт может включить действие пресыщени€ практически сразу: так формируетс€ устойчива€ силова€ структура, и фиксируютс€ направлени€ защиты от отвратительных и дестабилизирующих переживаний. ѕо мнению Ћ. —. ¬ыготского (19836), именно аффективные тенденции не позвол€ют нам длительно сосредоточитьс€ на мысли о смерти. “аким образом, создаетс€ система аффективных фильтров, определ€ющих, на что нельз€ смотреть, о чем лучше не вспоминать, что надо не расслышать.

Ёти фильтры, конечно, искажают объективную информацию, но, как уже говорилось, до известных пределов это искажение не вступает в конфликт с требовани€ми реальной адаптации. Ѕолее того, мы часто воспринимаем его как замечательное свидетельство торжества жизненных сил, позвол€ющее нам, вопреки обсто€тельствам, радоватьс€ жизни и быть счастливыми, верить в будущее, а, значит, в конечном счете, иметь и возможность овладеть им. » здесь хочетс€ вспомнить о знаменитых финалах фильмов ‘редерико ‘еллини - улыбку ƒжульетты ћазины в последних кадрах "ƒороги" и "Ќочей  абирии", процессию персонажей, завершающую "¬осемь с половиной".

ћеханизмом защиты от деструктивных переживаний €вл€етс€, как известно, и осме€ние страшного, т€гостного. ќдной из форм такой защиты €вл€етс€ карнавальное мироощущение, описанное и проанализированное ћ. ћ. Ѕахтиным (1965). ”нижение страшных, несущих; гибель стихий, отождествление их с образами телесного низа рождает представление о смешных страшилищах. ¬ то же врем€, телесный низ - это и образ плодороди€, возрождени€. »менно гиперболизаци€ его плодородного избытка создает возможность смехового разрешени€ страха. Ѕахтин сравнивает карнавальное переживание с колесом, качел€ми, позвол€ющими объединить верх и низ, страшное и смешное, могилу и лоно, смерть и рождение.

¬ этой форме можно рассмотреть взаимодействие, союз переживаний второго и третьего уровней сознани€. «адача, котора€ ставитс€ на €зыке первого и третьего уровней - ужас, унижение, переживание угрозы уничтожени€ индивидуальной жизни, - переводитс€ на €зык второго с помощью определени€ страшного как гадкого, гр€зного и разрешаетс€ в победном ликующем переживании третьего, достигнутом, однако, средствами второго, - переживанием торжества возрождени€ в теле рода. [Ч(1 и 3) = Ч(2) Ч> +(2) = +(3 и 1)]. —убъект преодолевает деструктивный ужас уничтожени€, переживание бессили€ именно потому, что, ощуща€ себ€ частью рода, получает возможность, одновременно пережить и смерть, и возрождение. ќднако это приобщение к родовой жизненной силе достигаетс€ нами за счет снижени€ уровн€ индивидуального осознани€ себ€ в мире.

ƒругой союз разноуровневых механизмов вступает в борьбу с деструктивными переживани€ми в ситуации, когда субъект не может и не хочет отказыватьс€ от индивидуального переживани€ несчасть€. ѕредставл€етс€, что он лежит в основе традиционных форм переживани€ т€желых личных событий. Ќапример, в случае потери близкого человека, когда совместна€ работа всех уровней направлена на св€зывание, десенсибилизацию переживаний деструктивной силы.

«адачей этого межуровневого механизма €вл€етс€ создание условий - дозировани€, заглушени€, св€зывани€, - при которых может сохран€тьс€ основное переживание. — одной стороны, оно накладываетс€ на сложно разработанную сеть тонизировани€, за создание которой отвечают переживани€ первого, второго и четвертого уровней: гармонически организованное пространство, цветы, музыка, обильна€ еда и питье, непосредственное участие окружающих, общие воспоминани€. — другой стороны, с помощью ритмизации ритуала (2 и 4), его сюжетной организации (3) дозируетс€ само т€желое переживание. ¬се это позвол€ет отодвинуть момент пресыщени€, развернуть переживание во времени и начать работу по переведению его в символический план и десенсибилизации.

¬ то же врем€, в отдельные моменты ритуала, его сюжет (3) несколько раз направленно поднимает переживание гор€ к максимуму интенсивности, этому служат средства отрицательной аутостимул€ции - всплески голошени€, общего плача, причитани€, воспроизвод€щего образы невозвратимой потери, возможно самоповреждение (2, 4). ƒовед€ переживание гор€ до максимума, ритуал дает миг отдыха в пресыщении (1) и снова возвращает в аффективный стереотип переживани€. √оре как бы выбрасываетс€ из сознани€ и снова ловитс€ в сеть аффективных стереотипов и укачиваетс€ в ней, с каждым возвращением все более тер€€ свою непосредственную остроту. “акое взаимодействие переживаний разных уровней позвол€ет соединить, казалось бы, несовместимое - прин€ть объективность случившейс€ катастрофы и сохранить индивидуальность личного переживани€.

», наконец, возможен такой тип взаимодействи€ уровней, когда борьба с деструктивным переживанием приводит к развитию самой структуры индивидуального сознани€. “акой тип душевной работы традиционно св€зываетс€ с переживанием катарсиса, или зиждительной трагедии. ¬ этом случае при поддержке всех уровней основную работу берет на себ€ четвертый, определ€ющий переживание несчасть€, неизбежности гибели как необходимой жертвы высотам ценност€м, достойного завершени€ жизни, перехода в высший мир. ќбъединение механизмов первого уровн€ - пресыщени€ страдани€ (потери почвы под ногами, временной потери структуры сознани€) и четвертого - стремлени€ найти ценность, в атрибутах которой могло бы быть узнано непосильное страдание, создают предпосылку прорыва к новым смысловым ценност€м, а значит и к более сложной и устойчивой структуре сознани€.

Ётот механизм по своей структуре, видимо, аналогичен механизму творчества вообще, развити€ новых ступеней понимани€ мира и взаимодействи€ с ним. Ќравственное совершенствование, художественное творчество и открыти€ в научно-технической и практической област€х могут быть рассмотрены как возникновение новых смысловых структур сознани€, усложн€ющих, активизирующих взаимоотношени€ со средой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1875 - | 1790 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.