Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие культуры психотехники аффективной саморегул€ции




ѕомимо развити€ культурных средств непосредственной организации активных отношений с миром на основе третьего уровн€ развиваетс€ и культура саморегул€ции: тонизировани€, стабилизации аффективных процессов, борьбы с астеническими переживани€ми.

 ультура тонизировани€ переживанием осиленной, уже не страшной опасности, как мы уже говорили, сопровождает нас с раннего детства, с первых игр с приближением лица близкого, с подбрасывани€ на руках и колен€х, с предложени€ "—ейчас € теб€ съем", с первых "ј вот € теб€ сейчас догоню", с любимых нелепиц и страшных сказок, которые рассказываютс€ на ночь, усилива€ ощущени€ атмосферы уюта, защищенности, любви, окружающей маленького ребенка.

 ажда€, культура вын€нчивани€ ребенка в большом разнообразии предлагает ему все эти восхитительные переживани€.  огда он подрастает и попадает в детскую компанию, эта стимул€ци€ усиливаетс€.  ультура детских игр, детский фольклор вызывают у него эти переживани€ в еще более острой форме. ќчень рано в нашу жизнь вноситс€ дух соревновани€, азарт игры, спортивные развлечени€.

Ёта стимул€ци€ не прекращаетс€ с детством. ћы испытываем особое чувство, когда, устроившись уютно в кресле, прислушиваемс€ к вою ветра и шуму дожд€ за окном, но часто мы стараемс€ раскачать эти качели сильнее, и если не продолжаем заниматьс€ спортом, туризмом или играть в азартные игры, то хот€ бы болеем за других игроков и любим читать о путешестви€х, приключени€х, тайнах. » в общем мы все, даже самые домашние люди, понимаем, что т€нет других заниматьс€ альпинизмом или спелеологией.

¬ большинстве своем современное, искусство сюжетно, а значит оно массированно несет нам переживание событи€, приключени€, нагнетани€ напр€жени€ и разв€зки. ’арактерно особое внимание жанрам остросюжетного, приключенческого, детективного рассказа или фильма, стимул€ци€ пр€мым символическим переживанием ужаса.

ѕараллельно с развитием средств стимул€ции переживанием осиленной опасности, героического приключени€ формируетс€ и культура борьбы с астеническим переживанием бессили€ перед обсто€тельствами, грозными силами, собственным страхом. ћы уже говорили о том, что третий уровень дает возможность десенсибилизации страха в его символическом переживании. ќдним из мощнейших средств овладени€ страшным €вл€етс€ его осме€ние. “ак, ћ. ћ.Ѕахтин (1965), в тыс€челетней смеховой культуре выдел€ет уже в древнейших образах народного творчества специальные формы борьбы со страхом, с предчувствием и пам€тью о неизбежной гибели. –итуальный смех, сакральна€ ритуальна€ брань - осме€ние грозных высших сил €вл€ютс€ необходимыми двойниками древних героических мифов.

–ассматрива€ особенности народной смеховой культуры средневековь€ и ренессанса, ћ. ћ. Ѕахтин подчеркивает и в этом случае ее св€зь с критическими моментами быти€ и выдел€ет ее функцию борьбы со страхом. —оздаютс€ специальные культурные формы умалени€ страшного: оно представл€етс€ как "смешное страшилище". —трах уничтожаетс€ в зародыше смехом и оборачиваетс€ ликующем весельем карнавала.

ƒл€ нас очень важно, что ћ. ћ. Ѕахтин отмечает глубокую активность смехового образа и сравнивает его организацию с колесом свободных аффективных символов или с их качел€ми. ќн также считает, что эти образы отражают не статику, а динамику €влени€, его становление, когда аффективно очевидны оба его дво€щихс€ амбивалентных полюса: побоище и мир, кровь и вино, смерть и возрождение. јкцент переживани€ падает на положительный полюс - утверждение жизни, которое запускает переживание, контролирует его, дает ощущение ликующей победы.

ѕри этом механизм третьего использует аффективный материал других уровней. “оржествующее усиление положительного полюса, дающее преобразующую силу аффективному механизму колеса или качелей, достигаетс€ за счет гротескного обогащени€ его символами второго уровн€ - образами материально-телесного р€да: плодородии, роста, избытка хорошего качества. —нижение уровн€ переживани€ тоже происходит за счет переведени€ его в материально-телесный низ, в образы еды, пить€, пищеварени€, испражнений, половой жизни, зачати€ и рождени€, что одновременно умал€ет страшное и возрождает из него. —мерть, похороны оборачиваютс€ пожиранием, испражнением и одновременно зачатием и рождением из материнского лона. ѕроцессы агонии и родов аффективно св€зываютс€, совмещаютс€, и смерть побеждаетс€, вход€ в целое жизни как ее часть, как необходимый момент возрождени€, могила оказываетс€ матерью - сырой землей, залогом нового рождени€ и наслаждени€.

—трах преодолен мудрым смехом, целое уже не пугает, но это достигаетс€, как мы уже говорили, за счет снижени€ аффективного уровн€ сознани€, ведь целое здесь - это телесна€ жизнь рода. Ѕесстрашно смеющеес€ сознание утверждаетс€ здесь за счет отказа от индивидуального переживани€, прививки аффективного механизма третьего уровн€ к стволу энергии символов второго уровн€.

Ёто один из возможных культурных архетипов освобождени€ от страха, спасени€ в кризисные минуты жизни, но —уществует, как мы будем обсуждать далее, и возможность организации освобождающих от страха качелей на основе прививки переживани€ третьего уровн€ к образам высшего, четвертого, уровн€, когда мы поднимаемс€ к другой столь же древней форме борьбы со страхом - трагическому катарсису свободного героического выбора зиждительной гибели. Ёти разнонаправленные культурные архетипы преодолени€ страха, трагического и смешного тоже активно взаимодействуют, развивают и дополн€ют друг друга, и творчество Ўекспира, —ервантеса, √огол€, ѕлатонова, Ѕулгакова свидетельствует об этом.

* * *

“аким образом, пыта€сь кратко охарактеризовать вклад третьего уровн€ в организацию наших взаимоотношений с миром, мы должны будем сказать, что благодар€ развитию его механизмов мы получаем возможность развернуть активный и гибкий диалог с обсто€тельствами. ќн вносит в нашу жизнь новизну и азарт, позвол€ет принимать решение, сосредоточиватьс€ на преодолении трудностей и стремлении к достижению, служит основой интеллектуального развити€ и, прежде всего, понимани€ причинно-следственных св€зей, закладывает основу развити€ уровн€ прит€заний субъекта. ћеханизмы этого уровн€ способствуют формированию средств саморегул€ции, лежат в основе развити€ фантазии, позвол€ют осме€ть страшное, делают искусство сюжетным.

¬месте с тем необходимо подчеркнуть, что и этот уровень при всех своих возможност€х не €вл€етс€ универсальным в организации нашего поведени€ и сознани€. ќн направлен на разрешение своего класса адаптивных задач и не может подменить другие уровни. “ак, в частности, он способен дать нам переживание активного субъекта действи€, концентрировать на разрешении отдельных задач, но без поддержки других уровней мы тер€ем ощущение целостной ситуации, индивидуальной св€зи с миром.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2094 - | 1901 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.