Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬клад третьего уровн€ в саморегул€цию




ћы уже обсуждали, что, организу€ активный диалог субъекта с неопределенной, агрессивной средой, этот уровень должен поддерживать, стимулировать наше неустойчивое доминирование над средой. »менно субъективное переживание потенциального преимущества нашего "я" над окружающим, экстраполирующее будущий успех, позвол€ет субъекту тратить себ€ значительно больше, чем разрешали предыдущие уровни, но, соответственно, он должен и находить посто€нные мощные источники впечатлений, поддерживающих переживание доминировани€. ¬ данном случае может быть по-иному рассмотрена потребность человека в преп€тствии. ≈сли в организации активной адаптации к миру преп€тствие необходимо субъекту дл€ получени€ новой информации о мире и о себе, то здесь он нуждаетс€ прежде всего в самой энергии барьера, преодоление которого усиливает потенциал "я" тем больше, чем труднее была борьба.

ќбща€ активность "я" зависит от результата разрешени€ каждой конкретной задачи. ѕоэтому вкладом этого уровн€ в регул€цию аффективного тонуса €вл€етс€ уже не его генерализованный подъем, а направленна€ концентраци€ на разрешении каждой вновь возникающей задачи преодолени€ барьера. —тимул€ци€ энергией преодолеваемого преп€тстви€ может надолго удержать сосредоточение на задаче, отодвинуть уже развивающеес€ пресыщение. “ак,  . Ћевин (по кн. «ейгарник Ѕ. ¬., 1981) приводит данные опытов  арстен, свидетельствующие, что пресыщение отступает при придании поставленной задаче нового смысла, подчеркивающего момент испытани€ собственных сил (как долго € смогу это делать, насколько € вынослив).

—тимул€ци€ потенциала "я", возможности идти на риск, концентрироватьс€ на преп€тствии (непри€тном впечатлении с точки зрени€ менее активных уровней) обеспечиваетс€ механизмами третьего уровн€, которые, организу€ экспансию среды, сами же разрабатывает необходимые дл€ этого приемы саморегул€ции.  ак мы уже обсуждали выше, положительный потенциал "я", экстраполирующий будущий успех, и отрицательный зар€д барьера составл€ют единую динамическую систему, преобразующую минус в плюс. ѕоложительный потенциал "я" питаетс€ энергией сопротивлени€ осиленной среды, и вклад третьего уровн€ в процессы саморегул€ции - это посто€нна€ перекачка отрицательной энергии среды в положительное ощущение своей силы.

≈сли аутостимул€ци€ первого и второго уровней использует безусловно положительные впечатлени€, то на третьем уровне стимулируетс€ условно при€тное - нарушение равновеси€, которое можно восстановить, или непри€тности, с которыми можно совладать. “ака€ аутостимул€ци€ про€вл€етс€ в игровых отношени€х с жизнью. ». ’ейзинга (1992) при исследовании игрового элемента культуры приходит к выводу, что игра - это нечто большее, чем культурное €вление, и, возможно, €вл€етс€ одной из базальных основ психической жизни.

ћладенцы счастливы, когда их подбрасывают на руках, малыши люб€т, когда "замирает дух" на качел€х, им нрав€тс€ страшные сказки, игры в разбойников; позже их т€нет в высоту, в глубину, в темноту, перебежать дорогу перед машиной, даже идти по улице им веселее, балансиру€ между тротуаром и проезжей частью. ћаугли называл это все более захватывающее к подростковому возрасту удовольствие "дергать смерть за усы". ¬ зрелом возрасте потребность в таких впечатлени€х толкает нас на поиск приключений, на часто необъ€снимые с точки здравого смысла поступки.

—южетное строение переживани€, которое, как мы помним, означает св€зывание в конкретном сюжете (зав€зка, кульминаци€ и разв€зка) аффективного переживани€ положительной динамики энергии (узнавание барьера, прит€жение к нему и, наконец, встречный поток зар€жающей энергии преодоленного преп€тстви€), позвол€ет накопить арсенал новых мощных средств аутостимул€ции. —убъект может стимулировать себ€ не только непосредственно пережитым успехом, победой, риском, но и готовыми сюжетами символического переживани€ приключени€.

≈сли на втором уровне символическа€ аутостимул€ци€ может осуществл€тьс€ €ркими, сложными, но статичными образами чувственно аффективных комплексов, то на третьем - по€вл€етс€ возможность создани€ динамической констел€ции аффективных образов, развивающихс€, вступающих в конфликты и символически их разрешающих. “аким образом, на данном уровне возникают предпосылки усложнени€ внутренней душевной жизни, делаетс€ шаг к ослаблению ее зависимости от непосредственных внешних условий.

¬ работе с аутичными детьми мы обнаружили св€зь между развитием механизма экспансии и по€влением у ребенка сюжетной игры, фантазии. “ам, где не удаетс€ ввести в опыт ребенка этот тип переживани€, даже при возможности игровой символизации и создани€ статичного игрового образа развитие сюжетной игры не происходит, не по€вл€етс€ и способность фантазировать.

 . Ћевин, опира€сь на результаты экспериментального изучени€ динамики уровн€ прит€заний ‘. ’оппе и ёкнат (в кн. «ейгарник Ѕ. ¬., 1981), говорит об общей тенденции субъекта поддерживать уровень "я" как можно выше. ¬ то же врем€ ƒ. ћак- лелланд и ƒж. јткинсон (по »зард  ., 1980) отмечают, что потребность к достижению индивидуально константна, а значит ограниченна дл€ каждого субъекта. ≈сли на первом уровне существуют различи€ в способности впитать в себ€ ритмы среды, то на третьем - в возможности вступить в напр€женную игру с миром. ћы получаем удовольствие от подъема уровн€ "я" до известного субъективного предела, определ€емого нашей способностью выдерживать аффективное напр€жение этого столпа нашего "я".

≈сли мы приближаемс€, к индивидуальному пределу или превышаем его, то даже успех начинает приносить нам тревогу, и мы пытаемс€ умилостивить судьбу жертвами, как тот мифический счастливец-царь, который бросал в море свой драгоценный перстень. Ќебольша€ потер€, контролируема€ жертва в этом случае успокаивает нас, субъективно снижа€ напр€женность нашего потенциала, непри€тие судьбой жертвы вызывает в этом случае ужас.

ƒо сих пор мы говорили о работе механизмов третьего уровн€ в поддержании активности "я" во взаимодействии с динамичной средой. ќстановимс€ теперь на том, как третий уровень может помочь процессам саморегул€ции в услови€х неустранимого, непреодолимого минуса. ћы помним, что в этом случае первый уровень может увести от переживани€, второй ослабл€ет действие т€желого впечатлени€, заглуша€ его, св€зыва€ и капсулиру€. Ќа третьем уровне непри€тное может подчеркивать выносливость субъекта в отношени€х со средой. ¬ этом случае сбивающий с ног ветер или скудна€ еда поддерживают переживание героического сопротивлени€,' силы, независимости.

—ложнее обстоит дело с астеническими переживани€ми поражени€. “ретий уровень направлен на реальную борьбу с непри€тност€ми, и ему т€желее всего признать поражение, выйти из ситуации борьбы. ќднако и в этих случа€х нам представл€етс€ выход из невыносимого переживани€ за счет частичного сн€ти€ напр€жени€ с помощью иллюзорного преодолени€ преп€тстви€. »менно этот уровень сознани€ предоставл€ет нам возможность фантастического, независимого от реальности развити€ образов, сюжетов.

Ќеразрешима€ в реальности проблема в иллюзорном плане становитс€ более податливой, и мы грезим об успехе, переживаем победу хот€ бы в мечтах, относ€ ее в неопределенное будущее.  аждый знаком с приемами иллюзорного умалени€, осме€ни€ непобедимого врага, введени€ его в уничижительные сюжеты фантазии. «десь мы можем разделатьс€ с кем и с чем угодно. »менно на этом уровне сознани€ как мощные средства саморегул€ции аффективных процессов рождаютс€ фантази€ и смех.

ќтношени€ третьего уровн€ с другими в саморегул€ции менее структурированы, чем при организации реальной адаптации к среде. »спользование в аутостимул€ции материала других уровней позвол€ет третьему достичь большей результативности в стабилизации аффективных процессов. “ак, осмеива€ неудачу, преп€тствие, врага, мы не только умал€ем их силу, но и активно приписываем им качества гр€зного, мерзкого, т. е. обращаемс€ к средствам второго уровн€. ƒл€ подъема активности третий уровень использует впечатлени€ первого: переживание резкого нарушени€ равновеси€ трансформируетс€ в игры с качел€ми, горками и т. п.

 ак смешные и веселые событи€ специально организуютс€ моменты нарушени€ стереотипов, автоматизмов (поскользнулс€ и упал), ввод€тс€ откровенно непри€тные впечатлени€ второго уровн€: мы помним, какую чудесную шутку готовили герои ƒж.  . ƒжерома, прилажива€ к кровати сп€щего при€тел€ вместо коврика ванночку с холодной водой; какие замечательные гастрономические эксперименты проводил знаменитый герой романа ћ. ј. Ѕулгакова кот Ѕегемот, поперчива€ кусок ананаса или намазыва€ горчицей устрицу. ћы знаем, какую радость можем получить от шуток, св€занных с намеренной моторной неловкостью, игрой, нарушающей правильность речи, алогичностью, парадоксальностью суждений. “акие удовольстви€ недоступны второму уровню, который, как мы знаем, относитс€ к удовольстви€м и жизненным стереотипам серьезно.

¬ то же врем€ и другие уровни используют третий дл€ усилени€ действи€ своих форм аутостимул€ции. Ёлементы асимметрии подчеркивают общее впечатление поко€ в организации пространства и цветовых сочетаний; синкопы, диссонансы оттен€ют общую гармонию звуков; поддразнивани€ третьего уровн€ по закону контраста усиливают здоровый аппетит к жизни второго. “аким образом, мы видим, что в саморегул€ции третий уровень работает в содружестве с низшими.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2546 - | 2140 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.