Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие в культуре средств произвольной саморегул€ции переживани€ второго уровн€




¬торой уровень дает огромные возможности развити€ в культуре стимулов - средств саморегул€ции аффективных процессов.  ак мы уже упоминали, на его основе развиваютс€ культурные приемы, овладев которыми, субъект, может подн€ть свою активность, поддержать ее на необходимом уровне, сопротивл€€сь действию пресыщени€. ћы знаем, что этот уровень позвол€ет запасти энергию на будущее..

 ультурные традиции накладывают запреты на примитивные способы аутостимул€ции, например, на сосание пальца, и разрабатывают искусство при€тной жизни - это традиции благоустроенного и изобильного быта, кулинари€, ткани, при€тные на глаз и на ощупь, духи и ароматические курени€, омовени€, культура сексуальной жизни, физических упражнений и ухода за телом, введение в обиход специальных стимул€торов, например, курени€ или алкогол€.

—емейный, национальный уклад по-разному определ€ет развитие техник сенсорной аутостимул€ции, он может формировать гурманство, сибаритство, или, наоборот, сосредоточивать субъекта на самых простых ощущени€х, воспитывать умение получать удовольствие от обычной жизни. ќднако он всегда направленно приводит человека к специальному переживанию при€тного сенсорного контакта, дозирует, разнообразит, не дает пресытитьс€, накладыва€ его на ритмы индивидуальной и природной жизни.

Ќе случайно с –ождеством традиционно св€заны именно пр€ники и мандарины, с ћасленицей - блины, а на ѕасху пекут кулич. ѕерва€ редиска и первый арбуз, именинный пирог - все это, конечно, не просто еда, а праздник еды, стимулирующий в нас чувство радости жизни. ѕоэтому так грустно бывает тер€ть этот праздник при разрушении временного аффективного стереотипа. јрбуз круглый год становитс€ просто едой, "питанием", что, как вы€снилось, не прибавл€ет нам положительных впечатлений.

”клад сосредоточивает нас и на переживании здоровь€, легкости движени€, искусности навыка, мастерства; оснащенности средствами жизни: накоплени€, разнообрази€ запасов, богатства, надежности, процветани€. ќн создает мироощущение хоз€ина, хоз€йки: "ћой дом - мо€ крепость", "ƒом - полна€ чаша". » это тоже входит в традиционный уклад как праздники ловкости и силы, демонстрации умелости и изобили€.

 ультура поддержани€ стабильности и активности психических процессов сопровождает нас с самого рождени€. ќна про€вл€етс€ в разрабатываемой в каждой традиции культуре материнства: это системы передаваемых из поколени€ в поколение способов поведени€, с помощью которых мать может успокоить и зан€ть ребенка, создать аффективную среду, организующую его на самосто€тельный поиск впечатлений.  олыбельные, укачивани€, пустышка, приговоры и ласки матери, традиционные игрушки, первые ритмические игры - все эти;

формы организации переживаний младенца передаютс€ матери ее матерью и бабушкой, и кажда€ из них создает основу дл€ индивидуальной импровизации.

ћы говорили о том, что второй уровень может как бы запасти радость и энергию жизни впрок, и сложившийс€ в детские или юные годы аффективный стереотип в дальнейшем придает нам силы в ситуации усталости, помогает выходу из критической ситуации. » эту возможность консервации энергии и использовани€ ее запасов нам тоже предоставл€ет культурный уклад жизни. ¬се праздники, переживаемые нами с раннего детства, регул€рно возвращаютс€ в череде дней и лет, сначала мы вкладываем и вкладываем в них радость, детализируем, развиваем переживание, а с какого-то момента они начинают уже больше отдавать и поддерживать нас.

ћожно отметить также и почти незаметную традицию создани€ ритмических р€дов впечатлений, составл€ющих пространственно-временной фон, тот орнамент, на который может оперетьс€ организаци€;

сложных психических процессов. “ак, ё. ћ. Ћотман (1973) говорит о стимул€ции и оформлении внутреннего монолога человека внешними ритмами, даже не имеющими с ним смысловых св€зей.  ультура мысли развиваетс€ под музыку, при созерцании архитектурных ритмов, с опорой на механический автоматизм чтени€ или бездумного черчени€ по бумаге.

ƒо сих пор мы говорили о психотехнике саморегул€ции развивающейс€ в контексте уклада обычной жизни и почти неотделимой от нее. —уществует, однако, и система специально выделенных приемов подн€ти€ активности, тоже специфическа€ дл€ каждой культурной; традиции. ѕрежде всего здесь надо упом€нуть о техниках непосредственного соматического взбадривани€: особых диетах, лекарственных! средствах, системах физических упражнений и ритмических движений, водных процедурах.

¬месте с тем с механизмами второго уровн€ св€зано и развита сложных форм искусства. Ќи один его вид нельз€ отделить от его сенсорной основы, а значит все они так или иначе организуют стимул€цию второго уровн€: и танец, и музыка, и живопись, и даже литература (отираютс€ на чувственные аффективные стереотипы и ассоциативно св€заны с важными моментами нашей инстинктивной жизни.

Ќа основе механизмов второго уровн€ развиваютс€ культурные средства св€зывани€ непри€тных, отрицательных переживаний. —оздаютс€ сложные аффективные стереотипы. “ак, переживание болезни св€зываетс€ ритмом и детал€ми разработанной системы лечени€, профилактики. »звестно, например, благотворное действие на больного не только регул€рного приема лекарств, но и регул€рного измерени€ температуры или артериального давлени€.

¬ данном случае дело даже не столько в эффективности системы, сколько в ее детальной разработанности и завершенности. ’орошие и плохие приметы, предсказани€, гадани€ выполн€ют на самом деле конструктивную функцию завершени€, стабилизации картины мира в услови€х, когда она реально не может быть пон€та и замкнута. “аким образом, человек преодолевает тревогу, стимулирует переживание стабильности и тем самым получает дополнительный шанс конструктивного решени€ своих реальных проблем.

», наконец, культурные традиции предлагают нам приемы организации механизмов второго уровн€ дл€ защиты от травматических переживаний.  ак и в случае радостных событий, существуют готовые аффективные стереотипы, ритуалы переживаний гор€, позвол€ющие перенести его. ѕрежде всего это традиционные обр€ды прощани€ с близкими - проводы на чужую сторону, похороны. ќни имеют точную ритмическую организацию, фиксированные формы выражени€ - плач, причитани€; пор€док сенсорной стимул€ции - когда надо двигатьс€, когда застывать, когда кричать и бить себ€, когда садитьс€ за стол и есть обильную и сытную еду. –итуал определ€ет моменты обращени€ к воспоминани€м и попытки осознани€ потери, намечает первую работу св€зывани€ травматического переживани€.

* * *

«аверша€ часть, касающуюс€ второго уровн€ системы базальной аффективной организации, мы хотим еще раз подчеркнуть уникальность его вклада в развитие наших отношений с миром: он формирует особый слой нашего сознани€ и играет специфическую роль в развитии культуры саморегул€ции и отношений с миром. —троитс€ отношени€ с чувственным, реальным миром и вырабатываютс€ конкретные навыки удовлетворени€ потребности и борьбы с опасностью механизмы этого уровн€ активно стимулирует нас, заглушают и св€зывают непри€тные переживани€. — его помощью мы живем в мире радостном и страшном, и чувствуем себ€ индивидуально св€занными с ним, устанавливаем в нем индивидуальный пор€док. Ётот уровень в своем культурном развитии становитс€ телом цивилизации и чувств венной основой искусства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2301 - | 2147 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.