Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—редневековь€. Ёпоха  лассического —редневековь€ (VIIЧXIII вв.) начинаетс€ правлением династии “ан, продолжавшимс€ почти 300 лет (618Ч907)




ќбща€ характеристика эпохи

 

Ёпоха  лассического —редневековь€ (VIIЧXIII вв.) начинаетс€ правлением династии “ан, продолжавшимс€ почти 300 лет (618Ч907). ¬ результате объединени€ враждовавших между собою кн€жеств было создано мощное государство со столицей в „анъвани, городе с миллионным населением. ѕосле падени€ “анской династии и нескольких дес€тилетий междуцарстви€ (907Ч 960) к власти пришла династи€ —ун (960Ч1275). —унский  итай со столицей  айфэн, ослабленный недавними междоусобицами, вынужден был непрерывно отбиватьс€ от наседавших на него кочевников. ¬ 1126 г. кочевники нанесли сокрушительное поражение сунским войскам, захватив в плен императора, а вместе с ним и весь —еверный  итай. —унам еще удалось полтора столети€ (1127Ч1279) продержатьс€ на юге страны (столица ’анчжоу), пока весь  итай не стал добычей новых завоевателей Ч монголов.

–елигиозно-философска€ традици€

Ќова€ страница »стории чань-буддизма в  итае начинаетс€ с де€тельности шестого патриарха ’уэйнэна (638Ч 713). ќн считаетс€ основателем южной школы чань, котора€ придерживалась принципа Ђвнезапного просветлени€ї, исход€ из того, что постепенное приближение к нему невозможно. ’уэйнэну приписываетс€ авторство знаменитой Ђјлтарной сутры шестого патриархаї, €вл€ющейс€ ключевой среди св€щенных текстов чань-буддизма.

’уэйнэн учил, что вместо попыток очистить сознание нужно лишь дать ему свободу, ибо сознание не есть то, чем можно овладеть. ќсвободить сознание Ч значит отпустить поток мыслей и впечатлений, дать им возможность приходить и уходить, не вмешиватьс€ в их ход, не подавл€ть их и не удерживать. ѕосле смерти ’уэйнэна школа распалась на два направлени€ Ч —еверное и ёжное. ѕоследнее сумело консолидироватьс€ вокруг учени€ ’уэйнэна и стало ведущим в чаньской традиции. — середины VIII в. в монастыр€х этой школы начинает примен€тьс€ практика Ђвопросов-ответовї (вэньда, €пон. мондо).  ак правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ. ќтвет мог выражатьс€ и жестом (удар, подн€тый палец) и криком. ¬опросы и ответы €вились основным материалов дл€ историй из жизни чаньских патриархов. ћногие из таких сборников передавались из поколени€ в поколение. ƒва наиболее знаменитых сборника были составлены в XIЧXIII вв.: Ђ«астава без воротї и Ђ«аписки у бирюзовой скалыї.

ƒо середины IX в. буддизм пользовалс€ покровительством императорского двора. ¬ 845 г. император ”-цзун с целью подрыва экономического могущества и самосто€тельности буддийских монастырей и сокращени€ их численности стал инициатором суровых гонений на буддизм. ¬скоре начинаетс€ медленный, но неуклонный упадок буддизма в  итае, происходит его сли€ние с народной религией.

Ќародна€ религи€ рождаетс€ в XI в. из сплава культа предков, жертвоприношени€ духам, веры в призраков и демонов, гаданий, медиумизма, дополненных буддийскими пон€ти€ми кармы и перевоплощени€, а также даоским учением об иерархии богов. ” этой религии изначально и по сегодн€шний день нет профессиональных св€щеннослужителей. –асходы на содержание храмов несли местные жители. ѕочти все боги Ч обожествленные духи умерших людей. ¬о главе иерархии богов Ч Ќефритовый государь (ёй ƒи). ¬ оппозиции к богам наход€тс€ демоны, неуспокоенные души людей, умерших насильственной смертью. »х изгнание составл€ет основной ритуал религии. ќт имени какого-либо могущественного божества медиум делает надпись на талисмане, котора€ представл€ет собой приказ злым силам немедленно покинуть тело. ѕосле прочтени€ вслух она сжигаетс€. —читаетс€, что дым доносит послание к небу.

ќбеспокоенные ростом попул€рности буддизма, некоторые чиновники и мыслители зан€лись созданием новой конфуцианской философии. ќни заимствовали идеи из даосизма и буддизма, соедин€€ их в новую систему с преобладанием конфуцианских ценностей. Ќаиболее известным неоконфуцианцем был „жу —и (»«ќЧ1200). ќн утверждал, что об€занность каждого человека Ч наполн€ть жизнь смыслом и пор€дком, укрепл€ть их и способствовать упор€дочению семьи, общества и государства. Ётим сочетанием личного самосовершенствовани€ с общественной ответственностью неоконфуцианство понравилось правительству. —табильность общества ставилась в пр€мую зависимость от верности каждого человека своей социальной роли. ѕозже, уже в XIV в., правительство распор€дилось, чтобы толковани€ „жу —и конфуцианской классики были положены в основу программы государственных экзаменов. — тех пор их должен был изучать каждый образованный человек.

Ћитература

Ёпоха “ан считаетс€ Ђзолотым векомї китайской поэзии. Ёто врем€ было расцветом п€тисловных и семисловных стихов с двухстрочной рифмой. ¬ыдающимис€ поэтами были ¬ан ¬эй, Ћи Ѕо, ƒу ‘у и Ѕо ÷зюй-и. –асцвету поэзии способствовало по€вление в VII в. первого крупного словар€ литературного €зыка, включавшего 12158 иероглифов.

ѕервый в р€ду великих классиков танской эпохи ¬ан ¬эй (699Ч759) Ч не только замечательный поэт, но и талантливый живописец. ќн сумел сделать свои стихи объемными, приблизив их к картине, а картины Ч к стиху. ¬ его творчестве большое место занимает природа. Ћи Ѕо (701Ч762) принадлежал к числу тех немногих гениев, чье творчество выразило самый сокровенный дух китайского народа. —охранилось более 900 его стихотворений. ∆изнь поэта не вписывалась в рамки стандартов его положени€. ќн ушел из дому, странствовал, развива€ идеал свободы. ќднако в величии Ћи Ѕо не было ни тени высокомери€.

— поэзией ƒу ‘у (712Ч770) св€зана тема сострадани€ к человеку, обличени€ несправедливости, стыда благополучного перед страждущим, мотив самопожертвовани€. ¬ одном их стихотворений последних лет ƒу ‘у мечтает об огромном доме, в котором нашли бы спасение от непогоды все бедн€ки ѕоднебесной.

¬о второй половине VIII в. раскрываетс€ дарование последнего из великих танских поэтов Ѕо ÷зюй-и (772Ч846). ≈сли его знаменитые предшественники определили свой разлад с обществом самой своей жизнью, то Ѕо ÷зюй-и вступил на путь государственной карьеры и при каждом независимом слове рисковал ею. —реди обличительных стихов поэта центральное место занимают ЂЌовые народные песниї и Ђ÷иньские напевыї.

¬ танскую эпоху по€вл€етс€ новый прозаический жанр Ч новеллы Ч чуань-ци (букв. передавать удивительное). “анскими признано 79 рассказов. ќни невелики по размеру, занимательны по сюжету, назидательны по характеру и динамичны по действию. ’арактерна€ черта Ч т€готение к Ђисторической точностиї повествовани€, котора€ обеспечиваетс€ частыми отсылками на личное знакомство авторов с друзь€ми героев. “ема любви составл€ет более трети дошедших до нас новелл, ибо, по представлени€м рассказчиков, любовь безраздельно правит миром и находит свои жертвы повсюду. ћногочисленную группу составл€ют рассказы о снах. Ћюбопытно, что в новеллах не даетс€ ни одного €ркого отрицательного геро€. «авоеванием жанра стал диалог, сближавший новеллу с драмой.

—унска€ эпоха в истории китайской словесности (XЧXIII вв.) была последней, достойно завершившей период ее расцвета. ќбогащение выразительных средств поэзии было св€зано с развитием нового стихотворного жанра Ч романса Ч цы. –одившись в тесной св€зи с музыкой, этот жанр приобрел самосто€тельность. ≈го отличало многообразие, св€занное с многочисленностью мелодических образцов. ƒруга€ особенность романса состо€ла в использовании в стихотворении строк разной длины. ¬ целом романс был более свободной поэтической формой, чем предшествующие жанры поэзии. ќднако на первых порах его отличала узость тематики Ч преимущественно любовного содержани€.

ќбновление литературы периода —ун составл€ло одну из граней борьбы за реформы. ≈е возглавил выдающийс€ китайский реформатор, ученый, писатель и поэт (мастер цы) ¬ан јньши (1021Ч1086). — общественными искани€ми св€зано творчество лирика Ћю ёна (987Ч1052), создавшего новую, более крупную форму романса. ƒругой поэт —у ƒунпо (1037Ч1101) способствовал отделению романса от музыки и превращению цы в самосто€тельный жанр. ¬еличайшим мастером цы была поэтесса Ћи ÷ш-чжао (1084Ч1151).

— момента завоевани€ империи —ун чжурчжэн€ми в 1127 г. и вплоть до монгольского нашестви€ во второй половине XIII в. китайска€ поэзи€ была посв€щена теме родины и борьбы за ее освобождение. Ѕыл сформирован идеал активной творческой личности с обостренным чувством собственного достоинства и свободолюби€.

«авоеванием  лассического —редневековь€ стала Ђпроза древнего стил€ї, наивысшего расцвета достигша€ в эпоху —ун. ≈е отличала свободна€ манера изложени€, усиление личного начала, сочетание лиричности со злободневностью. »нициатором обновлени€ прозы был представитель политической элиты ќу€н —ю (1007Ч1072), автор ЂЌовой истории “анї и Ђ»стории п€ти династийї. Ќикому прежде в китайской историографии не удавалось написать историю целой эпохи со своей личной точки зрени€. ќу€н —ю первым вз€лс€ за пересмотр толкований конфуцианского канона. ¬ыдающимс€ современником ќу€н —ю был —ыма √уан (1019Ч1086), автор Ђ«ерцала всеобщего, в управлении помогающегої. Ёто была летопись истории  ита€ с древнейших времен и до ’ в. Ч первый образец большой формы исторической прозы св€занного повествовани€.

¬ сунское врем€ рождаетс€ новый жанр Ч народна€ повесть, пришедша€ на смену танской новелле. —ложилс€ этот жанр в процессе коллективного творчества рассказчиков, выступавших на улицах городов. ¬ отличие от новеллы повесть создавалась на основе разговорного €зыка и была более демократична. ќсновными персонажами стали прежде презиравшиес€ сослови€ Ч земледельцы и торговцы. –ешающими при оценке человека оставались в это врем€ богатство и чины, но важными уже станов€тс€ личные качества геро€. Ќовым был и €зык повести, ставший основой €зыка современной китайской художественной литературы и сохранивший в себе фольклорные элементы, воспроизводивший особенности живой разговорной речи. ”словный литературный €зык вкрапливалс€ лишь в речи чиновников и в документы. “аким образом, народна€ повесть сунского времени совершила решительный поворот к массовому читателю и слушателю.

ћузыка

Ёпохи “ан и —ун отмечены необычайным взлетом всех видов искусств, находившихс€ под покровительством прав€щих династий. ¬ VIII в. было открыто п€ть специальных учебных заведений, в том числе ѕридворна€ школа и консерватори€ Ђ√рушевый садї. —пециальные канцел€рии ведали музыкой и оркестрами. — ’ в. в Ќанкине действовала императорска€ јкадеми€ живописи. ¬ XII в. при кай-фэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

¬ китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. ќна была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Ѕлагодар€ своей многозначности звук, особенно ценившийс€ китайцами, обретал способность подчин€ть себе все остальные виды искусства. ѕодобный образно-эмоциональный строй китайской духовности во многом задан характером национального €зыка, в котором слово, произносимое с разными интонаци€ми, может иметь разные значени€.

ѕопул€рна была поговорка Ђ—лова могут обманывать, люди могут притвор€тьс€, только музыка не способна лгатьї. ћузыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. ≈е издревле почитали за одну из самых сильных разновидностей магии.

¬ танскую эпоху придворна€ музыка была представлена двум€ жанрами:

музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполн€вшейс€ в помещении. ¬ домах образованных людей стала распростран€тьс€ традици€ камерного музицировани€ на струнных (арфе, кунхоу, цине) и духовых (флейте ди) инструментах. ѕерелагавшиес€ на музыку стихи исполн€лись певицами под аккомпанемент лютни. ¬ IXЧ’ вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламаци€ под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

¬ эпоху —ун попул€рными станов€тс€ зрелищные искусства: разыгрывавшиес€ в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.

јрхитектура

ѕантеистическое1 мировоспри€тие китайцев в зодчестве про€вл€ло себ€ древней практикой фэн-шуй (Ђветер-водаї), представл€вшей собой систему ориентации и пла-

нировки городов, парков, зданий в соответствии с благопри€тным расположением светил, рек, гор, направлением воздушных потоков. ѕо этим правилам главным фасадом здани€ была продольна€ стена, ориентированна€ на юг. “аиской архитектуре был присущ дух монументального величи€ и праздничности. √орода представл€ли собой пр€моугольные в плане мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, с пр€мыми улицами и разделенные на участки дл€ защиты от пожаров и набегов кварталы. –азмеры каждой городской постройки были строго регламентированы. “оржественный облик городу придавали почти лишенные украшений кирпичные и каменные пагоды, триумфальные ворота из камн€ или дерева, пролеты которых образовывались резными столбами и перекрывались изогнутыми крышами. »х возводили при входе в храм, погребальный ансамбль, парк либо в честь правителей и героев. Ќаиболее распространенным типом дворцового и храмового сооружени€ в —редневековом  итае были постройки стоечно-балочной системы Ч д€нь. ќдноэтажный однозальный четырехугольный в плане павильон под широкой загнутой вверх одно- или двухъ€русной крышей возводилс€ на высокой каменной платформе, раздел€лс€ колоннами на три нефа, параллельных фасаду, и обносилс€ с наружной стороны обходной галереей, образованной р€дом крытых лаком колонн. ¬ажнейшим декоративным элементом фасада зданий была система расписных и покрытых лаком многоцветных дерев€нных кронштейнов, поддерживавших перекрытие.

¬ —унский период в дворцовом и храмовом зодчестве распространение получили многоэтажные здани€ с обходными галере€ми на каждом этаже. ѕагоды были более выт€нуты и имели легкость форм. ¬ период, когда могущество государства оказалось подорванным, архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматьс€ как часть природы. —ложилс€ принцип пейзажных композиций. ¬ южных городах стали создаватьс€ маленькие приусадебные сады, воспроизводившие в миниатюре все многообразие окружающей природы. Ќепременным атрибутом садово-паркового зодчества была дерев€нна€ сквозна€ галере€ на невысоком каменном цоколе. ≈е венчала выкладывавша€с€ глазурованной черепицей крыша, опиравша€с€ на столбы с лаковым покрытием. ѕо тому же принципу строились садовые беседки.

—кульптура

— приходом в  итай буддизма получает развитие скульптура. ≈е изготавливали из дерева, камн€, лЄссовой глины, чугуна, бронзы.  итайских мастеров отличала высока€ техника лить€. »м удавалась тонка€ моделировка лица и одежды. ѕопул€рными были изображени€ Ѕудды и других божеств. —ама€ ранн€€ буддийска€ скульптура представлена рельефами и изва€ни€ми пещерных монастырей. —амой известной €вл€етс€ высеченна€ в VII в. в скалах Ћунмэн€ 17-метрова€ стату€ Ѕудды ¬айрочаны (владыки  осмоса). —кульптурна€ композици€ ЂЅодхисатва и јнандаї пещерного буддийского храма ÷€ньфодун близ ƒуньхуана (VIII в.) выполнена из лЄссовой глины и раскрашена.

Ѕольших успехов достигли танские и сунские мастера в погребальной пластике. ¬ погребени€ знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражени€, согбенный раб, ученый, погруженный в раздумь€, или грациозна€ танцовщица. — угасанием буддийских монастырей скульптура все более уступала место живописи, расцвет которой приходитс€ на сунское врем€.

∆ивопись.  аллиграфи€

 итайска€ живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако дл€ европейского сознани€ она сложна. √лавное дл€ китайского художника Ч не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. Ќа китайскую картину не смотр€т, а вгл€дываютс€, каждый раз открыва€ и постига€ новые смыслы. ѕоэтому их не прин€то вывешивать, отсюда и форма картины Ч горизонтальный или вертикальный свиток. ѕроизведени€ китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. — помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или вод€ными красками. ѕри этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. ѕо доминирующему тону картины можно определить не только историческую эпоху, но и характер описываемого событи€. Ћини€, п€тно и фон Ч основные средства выразительности, каждое из которых благодар€ индивидуальной манере делает картину неповторимой и нуждающейс€ в рассекречивании. “ак, минимумом средств достигалась удивительна€ многозначность1.

¬ союзе с живописью, а также и как самосто€тельный вид искусства выступала каллиграфи€ Ч шуфа. ¬ —редневековье выделились четыре основных стил€ шуфа: деловое письмо неровными волнистыми лини€ми; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, т€готевших к безотрывности.

¬ эпоху “ан произошел перелом в эстетических теори€х живописи. ”тверждалась духовна€ концепци€ живописи, по€вились теоретические трактаты о живописи. ќдним из наиболее значительных художников и теоретиков живописи первой половины ’ в. был ÷зын ’ао. ќн жил один в горной хижине и писал картины дл€ собственного удовольстви€. ¬ оставленном им коротком трактате, представл€ющем беседу таинственного старца с юным художником, целью живописи провозглашаетс€ не красота, а истина, подлинное значение которой заключаетс€ в том, как она улавливает сущность вещей, а не их внешние формы.

¬о второй половине XI в. (1074) по€вилась наиболее важна€ работа √о ∆о-сю€ по истории искусства эпохи —ун Ч Ђ«аписки о живописи: что видел и слышала. ќн был автором аристократической концепции живописи. ∆ивопись рассматривалась им не как ремесло, а как высшее про€вление внутреннего порыва человека. ÷енность произведени€ поэтому €вл€лась пр€мым следствием культуры и духовной высоты ее создател€.

¬ VIIЧVIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского ра€, изображени€ми которого покрывались стены пещерных монастырей. ѕридворна€ светска€ живопись преимущественное внимание удел€ла сценам пиршеств, игр, прогулок знатных красавиц, поэтических собраний. ¬ народной среде попул€рным становилс€ лубок Ч новогодние картинки, изображающие персонажей народной и даоской мифологии.

»конографи€ высшего божества народной религии Ч Ќефритового императора сложилась около ’ в. ¬ народных лубках он изображалс€ на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.

¬ IXЧ’ вв., когда преимущественное развитие получила монохромна€ живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажна€ живопись и цветы-птицы. Ёволюци€ жанра живописи людей отмечена переходом от легендарно-исторических сюжетов к реальным сценам дворцового быта. — XII в. в живопись ввод€тс€ мотивы детских игр, пейзажные и архитектурные фоны.

¬ыдающимс€ достижением китайской культуры эпохи “ан и —ун была пейзажна€ живопись, котора€ вобрала все лучшие достижени€ изобразительного искусства предшествующих эпох.

ѕейзаж, изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиес€ св€щенные элементы природы, композиционно строилс€ в соответствии с противоборствующими во ¬селенной темными и светлыми силами. –азмывы

черной туши создавали впечатление единства всей природы. ¬оздушные прорывы, полоса тумана или водна€ гладь между расположенными друг над другом пейзажными планами и объедин€юща€ композицию точка зрени€ сверху давали иллюзию грандиозных далей. ќбилие свободного пространства

вызывало ассоциацию с бесконечностью ¬селенной. ѕрославленным мастером пейзажа в эскизной манере был великий поэт ¬ан ¬эй.

Ќар€ду с пейзажным жанром ведущим стал жанр Ч цветы-птицы. –азмещенные на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даоско-буддийские представлени€ о дуальности сил ¬селенной. Ўирокое распространение получили благожелательные композиции, в которых человеческие качества сопоставл€лись с особенност€ми изображавшихс€ предметов. ќсобое место занимало изображение так называемых Ђчетырех благородныхї растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. “ак, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. ¬ одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

 

Ќебольшие цветы, и нет изобили€ их Ч это из€щество. “онкий ствол, а не толстый Ч вот утонченность. ¬ возрасте не особенно юном Ч вот элегантность. ÷веты полуоткрыты, а не полное цветение Ч в этом изысканность.

ƒекоративно-прикладное искусство

—реди направлений декоративно-прикладного искусства, таких, как вышивки, ткани, лаки, эмаль, инкрустированна€ мебель, ведущее место зан€ли фарфор и керамика. —екрет изготовлени€ фарфора был открыт в  итае в первые века нашей эры, намного раньше, чем в других странах, поскольку китайским мастером удалось найти подход€щую глину и получить высокую (1280∞) температуру дл€ ее спекани€.  омпонентами фарфора, нар€ду с пластичной глиной, €вл€ютс€ каолин, полевой шпат и кварц. —екреты производства фарфора в  итае строго охран€лись. «наменитым центром фарфорового производства, где находились императорские мастерские и создавались издели€ из белоснежного фарфора, был —инчжоу. ¬ “анское врем€ славились трехцветные зелено-желто-коричневые сосуды округлой формы. ¬ —унскую эпоху распространение получили голубовато-зеленые вазы и чаши, прозванные в ≈вропе селадоном. »х декор часто дополн€лс€ легкими трещинками по глазури, называвшимис€ кракле. Ѕелые сосуды, как правило, декорировались рельефными тонкими цветочными узорами, желтоватые вазы украшались черным каллиграфическим орнаментом. ¬ последующее врем€ фарфор расписывалс€ кобальтом и покрывалс€ сверху прозрачной глазурью. “акже по€вилась п€тицветна€ роспись эмалевыми красками поверх глазури. –исунок постепенно усложн€лс€, но всегда подчеркивал форму издели€.

Ќар€ду с фарфором в —редневековом  итае, равно как и за его пределами, славились многоцветные тканевые картины, выполн€вшиес€ по рисункам прославленных живописцев, Ч кэсы. »х создавали на небольших ручных станках из шелка-сырца (нити основы) и шелка (нити утка). ƒл€ изготовлени€ одной такой картины необходимо было несколько мес€цев напр€женного труда. ¬ технике кэсы ткались и ткани дл€ одежды придворных.

»звестным видом прикладного искусства была вышивка по шелку, Ч Ђживопись иглойї. ≈ю украшались панно, ширмы, одежда.

Ќаука и техника

¬еликие открыти€ —редневекового  ита€ были немыслимы без развити€ научных знаний. ”сили€ми математиков были созданы основы китайской алгебрдар€ изобретени€м буддийского монаха » —ына (683Ч727) стало возможно измерить скорость движени€ небесных тел. –азвитию медицины способствовало создание в “анскую эпоху медицинского управлени€, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. –асцвет географии св€зан с по€влением записей о горных и речных системах  ита€ и «ападного кра€. Ѕыла создана Ђ арта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морейї.

¬ыдающимис€ открыти€ми были книгопечатание, порох и компас. ¬ IX в. с резных досок была напечатана перва€ книга. ¬ середине XI в. по€вилс€ подвижной глин€ный наборный иероглифический шрифт, а примерно в XII в. Ч и многокрасочна€ печать. Ёти достижени€ привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. ќпыты китайских алхимиков завершились в ’ в. изобретением пороха. ¬ XII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.

ќбщекультурное значение имело также изобретение бумажных денег Ч ассигнаций. ќни по€вились в стране в конце VIII в. и назывались тогда Ђлетающими деньгамиї, так как ветер легко уносил их из рук.

¬ ’ в. возникло пон€тие вакцинации, когда стала практиковатьс€ прививка против оспы.

 итаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. »х сделал » —ин, а усовершенствовал в 976 г. „жан —исюнь. »х изобретени€ стали ступен€ми на пути создани€ Ђ осмической машиныї Ч величайших китайских часов эпохи —редневековь€, построенных —у —уном в 1092 г. ќни представл€ли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. ѕринцип часов —у —уна лег в основу первых механических часов ≈вропы.

„удом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост прот€женностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне ¬еликим каменным мостом. ќн был построен в 610 г. Ћи „унем через реку ÷з€о в предгорь€х Ўаньси на окраине ¬еликой китайской равнины. —амый же известный средневековый пологий арочный мост  ита€ получил им€ ћарко ѕоло потому, что был им подробно описан во врем€ путешестви€ по стране и назван Ђсамым замечательным в миреї. Ётот мост был возведен через реку ёндин в 1189 г. к западу от ѕекина. ƒействующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составл€ет 19 м, а обща€ прот€женность Ч 213 м.

≈ще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства €вл€етс€ восьмиугольна€ колонна Ч так называема€ ЂЌебесна€ осьї. Ќа ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна.  олонна (32 м в высоту и 3,6 м в диаметре) покоилась, на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. Ќа ее вершине был расположен Ђоблачный сводї с четырьм€ бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.

—амое крупное цельнолитое сооружение из чугуна сохранилось и поныне. Ёто шестиметровое изва€ние Ђ¬еликий Ћев ÷занчжоуї. ƒостижением китайской металлургии стала сооруженна€ в 1061 г. чугунна€ 13-метрова€ пагода ёцюань в ƒань€не. ¬ 70-е годы XIII в. была построена 13-метрова€ каменна€ башн€, которую китайские астрономы считали центром мира. ќна предназначалась дл€ измерени€ тени в период зимнего и летнего солнцесто€ни€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1489 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1579 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.