Нормы шариата |
В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат1, является важнейшей составной частью системы ислама.
Шариат формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.
К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки — сон, еда, вступление в брак, пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная глина из Нишапура1. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.
Положение мужчины и женщины |
На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.
Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.
Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы — одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.
Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.
Важнейшей составной частью ее была джиннология — учение о джиннах2. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из
Мифология Арабского Востока. Менталитет |
чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха.
Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.
Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других. Самых свирепых демон-шайтанов называли маридами, их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были ифриты, — то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни гули, всегда готовые сожрать одинокого путника.
Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.
Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой — это была «ладонь Фатымы» — по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатымы», так же как и другие амулеты — плоские серебряные лягушки-близнецы, серебряные броши, раковины каури, — предохраняли человека от сглаза.
Сглаза очень боялись и им объясняли многие явления в жизни — от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.
Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», — сказано в Коране.
Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.
Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя в Новое время, а затем и Новейшее время.
Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.
Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.
Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.
Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.