Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аджпутский период




ќбща€ характеристика периода

 

¬ эпоху —редневековь€ »нди€ вступила в VII в. раздробленной на р€д мелких государств, которые образовались после недолгого господства кочевников-эф-талитов, уничтоживших империю √уптов. Ёпоха √уптов стала восприниматьс€ как золотой век индийской культуры. ќднако обособлени€ районов и упадка культуры в феодальных центрах не произошло из-за развити€ портовой торговли. ¬ результате сли€ни€ пришлых народов с местным населением возникла компактна€ этническа€ общность раджпутов, возводивших свои родословные к кшатрийским —олнечной, Ћунной и ќгненной династи€м. ѕод эгидой раджпутских кланов оформилась система устойчивых политических центров Ч —еверна€ »нди€, Ѕенгали€, ƒекан и крайний юг (VIIЧXII вв.).

–елигиозные воззрени€

–аздробленность страны и кастовое неравенство ее жителей поддерживала религи€ Ч индуизм, вобравша€ в себ€ многие древнеиндийские культы. ¬ период раздробленности индуизм окончательно вз€л верх над буддизмом. ¬ ’ЧXII вв. последние очаги буддизма, вытесн€вшегос€ в страны ёго-¬осточной јзии, угасали в  ашмире, Ѕихаре и Ѕенгалии, а к XIII в. буддизм в »ндии и вовсе перестал существовать. Ќа юге страны прочно утвердились джайны, которые пользовались поддержкой многих царствующих династий.

»деологическим центром религии вплоть до XIII в. оставалс€ г. ћадураи, оказывавший огромное вли€ние на культуру. ¬ VIII в. в »ндию переселились, спаса€сь от преследований мусульманских завоевателей, парсы (то есть персы), последователи пророка «аратустры, потомки иранских зороастрийцев. ќбъ€вленные мусульманскими правител€ми —редневекового »рана неверными, парсы вплоть до XII в. мигрировали на западное побережье полуострова »ндостан, где и осели, сделав порт —урат своим центром.

ќпредел€ющую роль в утверждении индуизма в »ндии сыграли шиваизм (поклонение Ўиве, одному из трех лиц индуистской “роицы, нар€ду с Ѕрахмой и ¬ишну) и де€тельность философа Ўанкарачарьи (788Ч820), способствовавшего основанию шиваитских монастырей по всей »ндии. ¬ XI в. философ –стануджа (? Ч 1137) дал теоретическое обоснование течению бхакти, поставив в центр идею любви к Ѕогу и показав возможность пр€мого, без обр€дов и жрецов, эмоционального контакта с Ќим. Ёто послужило импульсом дл€ развити€ вишнуизма (поклонение ¬ишну, в том числе одной из наиболее попул€рных его персонификаций Ч  ришне). –оль первого лица индуистской “роицы (Ѕрахмы) была оттеснена на второй план. ќн все больше стал ассоциироватьс€ с ¬ишну и изображалс€ сид€щим на лотосе, который вырастал из пупа поко€щегос€ ¬ишну.

Ўива и его жена ѕарвати

ѕри отсутствии канона, церкви и догматики общим дл€ индуистских сект было учение о долге, поступках, непричинении вреда живым существам и обр€д поднесени€ цветов и плодов богам. “ечение бхакти было широко распространено географически и этнически и наименее организованно в социальном плане. — ним св€заны Ђвзрывї храмового строительства и установление регул€рного храмового богослужени€, а также расцвет гимнотворчества.

ќсобенностью религиозной жизни »ндии эпохи –аннего —редневековь€ стало широкое распространение тантризма (от Ђтантраї Ч система, традици€, текст), берущего свои истоки в древнейшем культе ¬еликой Ѕогини-ћатери (ƒэви). Ётот животворный мифологический образ, вошедший в официальный индуистский пантеон в облике супруги Ўивы (под разными именами), был широко попул€рен в »ндии, но особенно почиталс€ в Ѕенгалии и на дравидском юге. “антризм отождествл€ет мироздание с телом человека, обоготвор€ет женщину, допускает дл€ особо зрелых духом ритуальное сн€тие обычных социальных и религиозных запретов во им€ высших целей. “антризм имел множество верных почитателей, особенно из среды женщин.

ѕраздники, обр€ды, обычаи

ѕраздники »ндии, большинство которых имеет религиозную основу, дают нагл€дное представление о красочном многообразии индийской культуры. ¬ стране с древности и по сей день действует лунный календарь, поэтому новолуние и полнолуние обрели здесь св€щенный смысл. ќсенью, обычно в конце окт€бр€, в самую лунную ночь года индийцы отмечают праздник полной луны. —уществуют праздники в честь св€щенного дерева, в честь змей. ќсобый праздник Ч целый мес€ц с €нвар€ по февраль отмечают у сли€ни€ √анги и ямуны. –аз в 12 лет здесь проходит праздник, во врем€ которого в день зарождени€ новой луны к устью приходит более 5 млн. человек, чтобы произвести св€щенное омовение.

ћногие праздники посв€щаютс€ какому-либо божеству, в честь которого произнос€тс€ торжественные речи, поютс€ гимны, читаютс€ св€щенные тексты. “ак, богиню ƒурги (Ќедос€гаемую) прославл€ют в окт€бре, богиню знаний и искусств, мудрости и красноречи€ —арасвати Ч ранней весной.

ќдин из трех центральных индуистских праздников Ч ’оли Ч самый красочный праздник. ќн отмечаетс€ в день полнолуни€ мес€ца пхальгун (мартЧ апрель). Ёто праздник весны и расцветающей природы, посв€щенный  ришне. ќсобенно весело праздник проходит на его легендарной родине во ¬риндаване. Ќа перекрестках разжигают костры, символизирующие очищение от злых сил, а утром люди, и старые, и молодые, выход€т на улицы и начинают поливать друг друга подкрашенной водой, женщины выход€т из своего уединени€, ломаютс€ кастовые барьеры. ѕосле купани€ в св€щенной реке люди обнимают друг друга и угощают сладост€ми. —огласно легенде, ’оли знаменует победу  ришны над дь€волицей по имени ’олика. Ёто был любимый праздник  ришны, геро€-пастуха, плен€вшего своей красотой деревенских девушек.

ƒругой попул€рный персонаж индуистских празднеств Ч герой, легендарный царевич –ама, седьмое воплощение великого ¬ишну, сошедший на землю ради уничтожени€ зла, персонифицированного в образе цар€ демонов –аваны. ¬ марте-апреле празднуетс€ день рождени€ –амы. Ќаиболее ревностные почитатели –амы покрывают все тело татуировкой имен –амы, его возлюбленной —иты, его друга, обезь€ньего полководца ’анумана. √ерою –аме посв€щены также два из трех самых больших индуистских праздников. ќдин из них (отмечаемый в окт€бре) посв€щаетс€ победе –амы над –аваной, добра над злом, другой праздник света (три недели спуст€), в этот день люди воздают благодарность оруди€м своего труда, очищают их, украшают цветами, воздают им почести.

≈ще один попул€рный праздник Ч Ўиваратри, его называют еще ¬еликой ночью бога Ўивы. ѕраздничный обр€д его предписывает пост, повторение имени бога, пение гимнов в его честь, почитание его св€щенного изображени€ Ч осыпание листь€ми дерева бэль-бильва и экстатические пл€ски.

¬ эпоху индийского —редневековь€ стремительно набрал попул€рность образ слоноголового бога √анеши. Ёто бог Ч устранитель преп€тствий, благой покровитель любых начинаний, он стал воплощением мудрости и образованности, патроном искусств и литературы. Ётому богу посв€щалось много праздников. √игантские гипсовые изображени€ четырехрукого √анеши, восседающего на лотосе, украшали цветами, драгоценност€ми, подносили ему сладости и фрукты, а после всех церемоний бросали в воду.

‘илософи€ и наука

¬ –аджпутской »ндии философи€ впервые превращаетс€ в самосто€тельную отрасль знани€. ¬ рамках индуизма завершаетс€ оформление шести классических философских учений Ч даршан1. ќсобенностью индийской философии €вл€етс€ ее интеллектуальна€ терпимость. –азличные учени€ не опровергают, а дополн€ют друг друга, утвержда€, что истина одна, но она многогранна. ‘илософское знание Ч не самоцель, а средство внутренней трансформации, ведущей к освобождению. ѕоследнее же не может исходить от какой-либо внешней силы (например, судьбы), но достигаетс€ собственными делами и мысл€ми на прот€жении всей жизни. “очкой соприкосновени€ философов всех направлений была уверенность в том, что дл€ достижени€ высшей мудрости недостаточно проникнуть разумом в сущность вещей, нужны еще нравственна€ чистота и восприимчивость поэта.

¬ индийской философской мысли выдел€ютс€ шесть основных ортодоксальных школ. ѕерва€ (санкхь€) признает две исходные реальности: дух, сознание и материальную первопричину существовани€ любых объектов. Ќезависимые, сами по себе, при соприкосновении друг с другом они дают начало миру объектов путем нарушени€ исконного равновеси€ трех составл€ющих сил: €сности, активности и инертности. ¬тора€ школа (йога) принимает учение первой школы и примен€ет его на практике с целью наибольшей самореализации человека. …ога главным образом стремитс€ разрушить искажени€, порождаемые умом, и в первую очередь (смещение), неразличение интеллекта и духа.

“реть€ школа (нь€€) рассматривает логические проблемы познани€, четверта€ (вайшешика) Ч различные категории материи, утвержда€, что все физические объекты состо€т из несотворенных и вечных атомов четырех видов. ѕ€та€ школа (миманса) изучает причинные св€зи, шеста€ Ч венец классической индийской философии (веданта) Ч объедин€ет в себе множество религиозно-философских направлений. ≈е наиболее вли€тельна€ разновидность Ч адвайта, зан€вша€ господствующее положение в индийской философии. ѕредставители этой школы утверждали реальность одного Ѕрахмана, мирового духа, а все сущее объ€вл€лось результатом ≈го де€тельности.

Ќеортодоксальные школы сто€ли на материалистических позици€х, отрицали реальность каких бы то ни было духовных субстанций. »споведу€ объективный детерминизм, они утверждали, что все происходит в силу рока, обсто€тельств и природы существ.

¬ »ндии издавна считаетс€, что каждый элемент мироздани€ имеет свой смысл и потому заслуживает тщательного изучени€. ѕоэтому такие фундаментальные науки, как астрономи€ и медицина, развивались непрерывно и интенсивно с самой глубокой древности. ¬ыдающимис€ математиками –аджпутского периода €вл€ютс€ Ѕрахмагупта (VII в.), ћахавира (IX в.) и Ѕхаскара (XII в.). ќни пон€ли значение положительных и отрицательных величин, решили множество сложнейших уравнений, впервые стали извлекать квадратный и кубический корни, а также вскрыли смысл таких пон€тий, как ноль и бесконечность. Ѕхаскара математически доказал, что бесконечность, как бы ее ни делили, все равно останетс€ бесконечностью. —читаетс€ также, что именно в »ндии позаимствовали свою дес€тичную систему с использованием нол€ арабы, от которых она затем попала к европейцам.

¬ –аджпутскую эпоху была создана оригинальна€ по своим методам лечебна€ школа Ч аюрведа (наука о долголетии), отводивша€ главное место профилактике болезни, гигиене и диете. »ндийские медики особо подчеркивали значение свежего воздуха и водных процедур. ¬ажную терапевтическую роль играла также йога, дававша€ ценную информацию о значении дыхани€ и физиологических последстви€х эмоциональных состо€ний. ’орошо разработанной областью индийской медицины оставалась хирурги€. ¬ера в св€щенность всего живого способствовала расцвету ветеринарии и по€влению трактатов о лечении животных.

Ћитература

¬ –аджпутский период в большинстве районов »ндии развиваетс€ литература на местных €зыках. ѕеревод Ђћахабхаратыї и Ђ–ама€ныї с санскрита на эти €зыки

становилс€ этапом в развитии их зрелости и выразительности. “ак по€вл€ютс€ бенгальска€, тамильска€, маратхска€, гуджаратска€ и телугу литература. Ќа местных €зыках создавалась и оригинальна€ литература. Ќа юге »ндии наиболее развитой была литература на тамильском €зыке. ¬ —еверной »ндии по€вилс€ новый жанр героической поэмы на €зыке хинди. “акова поэма „анда Ѕардаи (1126Ч1196) ЂЅаллада о ѕритхвираджеї, где в жанре панегирика1 описана борьба ѕритхвираджа „аухана с монгольскими завоевател€ми.

Ќа санскритском €зыке в —редние века развивалась в основном поэзи€, котора€ становилась все более изысканной. ярким образцом этого направлени€ €вл€етс€ поэма Ђ–амачаритаї, написанна€ —андхь€каром Ќандином (1077Ч 1119), который жил при дворе бенгальского правител€ –амапалы.  аждый стих произведени€ имеет двойной смысл: один относитс€ к эпическому –аме, другой Ч к царю –амапале, тем самым как бы приравнива€ их друг другу. Ѕольшую попул€рность приобретала также поэма Ђѕеснь пастухуї бенгальца ƒжа€девы (втора€ пол. XII в.), повествующа€ о любви  ришны и –адхи, котора€ символизирует стремление человеческой души к богу. Ѕлагодар€ тесной св€зи с фольклором, образному строю эта поэма перешагнула рамки традиционной санскритской поэтики и оказала вли€ние на развитие поэзии почти всех новоиндийских €зыков.

«начительное место в средневековой индийской литературе занимает так называема€ обрамленна€ повесть. Ёто жанр небольших рассказов, св€занных единым сюжетом и геро€ми. ќни, как правило, нос€т единое название и представл€ют собой сборники притчей, историй, басен, загадок с вкраплением стихов. ћногие из них фольклорного происхождени€. Ќаиболее известны Ђ’итопадешаї (Ђƒоброе наставлениеї, IXЧ’ вв.), Ђ атхасаритсагараї (Ђќкеан из потока сказанийї) поэта —омадевы, созданные между 1063Ч1081 гг., Ђ—инхасанадватринщикаї (Ђ“ридцать два рассказа царского тронаї, или Ђƒе€ни€ ¬икрамыї, XI в.)

»скусство

ѕотребность индуизма в прославлении божеств вызвала к жизни строительство грандиозных храмовых комплексов. ƒо IX в. строили в основном либо пещерные храмы, либо храмы, высеченные из скалы-монолита. ¬ыдающимс€ образцом пещерного зодчества стал шиваитский комплекс храмов острова Ёлефанта близ Ѕомбе€, сооружение которого началось в VII в. и продолжалось вплоть до XIII в. ƒвух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом на глубину 40 метров в толще скалы, были сплошь украшены горельефными, почти отрывающимис€ от стен скульптурными изображени€ми божеств и героев в смелых ракурсах и динамичных позах.

“ип скального монолитного храма представлен ансамблем ћахабалипурама (VII в.) близ г. ћадраса и храмом  айласанатха (725Ч755) в Ёллоре, неподалеку от јджанты. ’рамовый комплекс ћахабалипурама был высечен целиком из огромных валунов, которым зодчие придали формы ступенчатых пирамидальных колесниц божества Ч ратха, воспроизводивших то образ сельской хижины, то шатра, то сводчатой постройки. ƒополн€л ансамбль дев€тиметровый многофигурный скальный рельеф. Ќа нем представлен миф о нисхождении реки √анга на землю к люд€м, после того как гневный Ўива отпустил плененные им струи. –ельеф расщеплен надвое естественной впадиной, так что в период дождей по ней стекают потоки воды, оживотвор€€ всю грандиозную панораму фигур людей, животных, духов, божеств.

—кальный храм  айласанатха Ч единственный в своем роде. ќн посв€щен владыке гор  айласы Ч Ўиве. ¬ырубание храма началось сверху. “рехчастный храм-монумент, увенчанный ребристым куполом, включал залы, галереи, портики, пилоны, рельефные композиции и статуи. ¬осьмиметровый цоколь здани€ опо€сали горельефные фигуры св€щенных львов и слонов трехметровой высоты. √лавна€ горельефна€ композици€ цокол€ представл€ет Ўиву и ѕарвати, возлежащих на вершине горы  айласы, которую снизу пытаетс€ сокрушить демон –авана.

— IX в. храмовые комплексы стали возводить из тесаных камней и придавать им самые разнообразные и причудливые формы. Ќа севере их, как правило, делали удлиненно-овальными, располага€ на верхушке зонт в виде ло тоса.

Ќа юге храмы строили в виде пр€моугольных пирамид. ѕостройки северных и южных районов отличались также и материалом (на севере Ч известн€к, на юге Ч песчаник, мрамор, гранит). ¬месте с тем сохран€лось общее дл€ индийских зодчих понимание храма как пам€тника и уподобление его св€щенной горе. —уществовали также единые каноны культовых наземных построек, создававшихс€ из крупных блоков тесаного камн€. ядро индуистского храма составл€ло кубическое св€тилище с главной св€тыней и башней, за св€тилищем следовали притвор и помещение дл€ мол€щихс€. ќсобенностью архитектурных построек IXЧXII вв. было изобилие скульптурных украшений, так что сами храмы стали служить как бы постаментом дл€ них.

‘рагмент барельефа храма  хаджурахо

Ќаиболее совершенные архитектурные сооружени€ северного типа Ч храмы  хаджурахо (ок. 954Ч1050) в ÷ентральной »ндии, где барельефы преимущественно эротического содержани€ иллюстрируют трактат об искусстве любви Ђ амасутраї; храмы  онарака (1234Ч 1264), один из которых изва€н в форме ступенчатой пирамиды; храмы Ѕхубанешвара в штате ќрисса, покрытые от основани€ до крыши тонким и сложным скульптурным орнаментом, так что каждый камень представл€ет собой совершенное ювелирное изделие.

¬ершиной средневекового зодчества ёжной »ндии €вл€етс€ ЂЅольшой храмї Ч Ѕрихадешвара в “анджуре (X в.), посв€щенный Ўиве. »дею могущества Ўивы зодчие воплотили в 63-метровой башне из 13 €русов четкой конусообразной формы и в обилии покрывающих €русы скульптур.

¬ыдвижение скульптуры на первое место в изобразительном искусстве св€зано с прекращением росписей стен буддийских монастырей фресками, а также с использованием скульптуры в религиозном ритуале, что предопределило консервацию изобразительного канона. ќднако в тамильских районах, где широко развивалось искусство бронзового мелкого лить€, сохранилась жизненность жеста скульптурных изображений.  лассической здесь стала статуэтка Ђ“анцующий Ўиваї, впоследствии неоднократно воспроизводивша€с€ с небольшими вариаци€ми на всем юге »ндии.


Ёпоха





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1642 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

424 - | 409 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.