Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпоха царей ямато




 урганный период

 

Ќачальный период €понской культуры (IIIЧVI вв.) носит название курганного (кофун дзидай) Ч по типу погребений.  офун представл€ет собой квадратно (спереди)-круглый (сзади) курган, обнесенный рвом, наполненным водой. — птичьего полета он напоминает замочную скважину. ¬ насто€щее врем€ обнаружено более 10 тыс. курганов. —амый крупный и наиболее древний из них (датируетс€ 300Ч310) Ч кофун ’асихака вблизи св€щенной горы ћива на равнине ямато (о.  юсю). ≈го размеры (278 м) дают археологам основание утверждать, что под этим курганом захоронен один из первых царей ямато.

Ќа рубеже IIIЧIV вв. среди жителей равнины ямато оформилось представление о том, что царь (окими) €вл€етс€ обителью божественного духа (митама) горы ћива. ¬ VII в. из  ита€ был заимствован термин тэнно (кит. т€нь хуан) Ч небесный правитель. —тав обителью митама, царь сделалс€ равным другим божествам. —читалось, что озира€ подвластный край с вершины горы ћива, царь не только демонстрировал свое равенство с богами, но и надел€лс€ способностью более эффективно управл€ть страной.

“ак сложилось одно из специфических €влений €понской культуры Ч культ тэнно-божественного императора, вместившего в свое тело божественный дух и единолично обладавшего правом на кунитама Ч божество Ч покровител€ страны. ”коренению этого представлени€ способствовали обр€ды воцарени€. ќбр€д состо€л в том, что царь должен удалитьс€ в специально выстроенное помещение и провести там некоторое врем€, возлежа на циновке под оде€лом. —читаетс€ что тогда-то божественный дух всел€етс€ в него.

√лавными составл€ющими национальной религии €понцев €вл€ютс€ культ предков (синто) и обожествление духов (коми). Ќазываетс€ эта религи€ синтоизм. Ќа государственном уровне синто воплотилс€ в культе јматэрасу, считавшейс€ прародительницей царского клана. ѕантеон раннего синтоизма включал божеств Ч предков родов, которые занимали ведущее место в социальной структуре €понского общества в период оформлени€ мифа как категории государственной идеологии. ћолени€, обр€д очищени€ и празднества составили основу религиозного ритуала. –асцвет государственного синтоизма в японии приходитс€ на вторую половину VII в. ¬ыдающуюс€ роль в утверждении синтоизма сыграл император “эмму, который создал государственный совет по делам религии, ведавший религиозными праздниками и контролировавший храмы по всей стране. Ёпоха реформ вызвала по€вление первого столичного города Ч ‘удзивара кЄ бывшего царской резиденцией с 694 по 710 гг.

Ёпоха Ќара

¬ 710 г. в местности Ќара была построена перва€ посто€нна€ столица Ч город ’эйдзЄ кЄ (—толица ÷итадели мира). Ќачинаетс€ новый период культурного развити€ японии Ч эпоха Ќара (710Ч794).

ѕервые столичные города, ‘удзивара и ’эйдзЄ (Ќара), строили по рекомендаци€м жрецов-геомантов в долинах, окруженных горами и омываемых реками. ќт главных городских ворот к императорскому дворцу вела магистраль —удзаку-одзи, по обеим сторонам которой т€нулись невысокие крепостные стены со рвами. ƒворец микадо1 помещалс€ в северной части города. ¬ плане такой комплекс зданий образовывал замкнутый пр€моугольник. ¬нутри него разбивалс€ пейзажный декоративный парк, воспроизводивший в миниатюре картины живой природы.

— VIII в. €понцы пользовались лунным календарем. Ќовый год начиналс€ в конце €нвар€ и считалс€ первым весенним праздником. ћес€цы именовались по пор€дку (перва€ луна), но каждому из них придавалось специальное дополнительное название, например, Ђмес€ц сокрывшихс€ боговї. Ћетоисчисление велось по годам царствовани€ императоров. »м также придавалось особое название, девиз, например, Ђ“айкаї (Ђвеликие реформыї).

Ћитература

÷ентральным €влением культурной жизни эпохи Ќара было создание поэтической антологии ЂћаньЄсюї (Ђ—обрание мириад листьевї) и письменное оформление версии €понской мифологии Ђ одзикиї (Ђ«аписки о де€ни€х древностиї, 712) и истории ЂЌихон секиї (Ђјнналы японииї, 720). ¬се эти произведени€ были написаны с помощью китайских иероглифов, а Ђјнналы японииї Ч и на китайском €зыке, бывшем в то врем€ €зыком межгосударственного общени€ народов ƒальнего ¬остока.

¬ыдающимс€ €понским поэтическим произведением стало собрание 4,5 тыс€ч стихотворений, созданных известными и неизвестными авторами и посв€щенных любви, воспеванию св€щенных мест: ћивы, јсуки, Ќары. “радиционное €понское п€тистишие Ч танка своими корн€ми восходит к народной песне. ¬от характерна€ танка из поэтической антологии VIII в.:

 

ќттого ль, что грех рукой коснутьс€

 риптомерии, что чт€т

∆рецы из ћива,

√де богам вино поднос€т люди, Ч

ћне с тобою встретитьс€ так трудно?

¬еликими мастерами поэзии были:  акиномото ’итомаро (конец VII Ч начало VIII вв.), мастер од и элегий, собиратель народных песен; ямабэ јка-хито (1-€ пол. VIII в.), родоначальник пейзажной лирики; яманоэ ќкура (659Ч 733), зачинатель гражданской лирики; ќтомо “абито (665Ч731) Ч поэт-сатирик, его сын ќтомо якамоти (718Ч785) Ч центральна€ фигура нарской эпохи по своей роли в поэзии. ќн прославилс€ тем, что слагал замечательные любовные песни, определившие в последующем основные черты классической любовной поэзии:

 

„ем так мне жить, страда€ и люб€,

„ем мне терпеть тоску и эту муку,

ѕусть стал бы €шмой €,

„тоб мила€ мо€

—о мной осталась бы, украсив €шмой руку!

 

÷икл мифов, записанный в собрании исторических преданий в прозе Ч в Ђ одзикиї, превратилс€ в св€щенную книгу национальной религии синто. јвтором его прин€то считать придворного историографа 0-но ясумаро (? Ч 723). —одержание Ђјнналы японииї, пам€тника, созданного под руководством принца “онэри (676Ч725), почти то же, что и Ђ одзикиї, но более ориентировано на китайские ценности. ќднако копирование китайских образцов не было механическим.

ƒревние €понские мифы условно подраздел€ютс€ на миротворческие, мироустроительные и относ€щиес€ к устроению страны.

Ѕуддизм в японии

¬ цел€х преодолени€ идейно-политической раздробленности, осв€щавшейс€ родовыми и региональными культами синто, €понские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена общегосударственна€ идеологи€. Ѕуддизм способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой прив€занности и потому более соответствовавшей системе государственных отношений.

ѕроникновение буддизма в японию началось в середине VI в. с прибытием в страну посольства из корейского государства. —начала буддизм был поддержан вли€тельным кланом —ога, утвердилс€ в јсука, а оттуда начал свое победоносное шествие по стране. ¬ эпоху Ќара буддизм становитс€ государственной религией японии, правда, поддержку на этом этапе находит лишь в верхушке общества, не затрагива€ среду простонародь€.  лассик €понской литературы јкутагава –юноскэ (1892Ч1927) в новелле Ђ”смешка боговї так характеризует эту особенность €понцев:

 

... »здалека в нашу страну... пришли  онфуций, ћэн-цзы, „жуан-цзы... ћудрецы  ита€, кроме учени€ дао, принесли щелка... €шму... и Ч нечто более благородное и чудесное, чем €шма, Ч иероглифы... » ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы... Ќе то наш €зык мог бы стать китайским... Ќо мы одержали победу не только над иероглифами. Ќаше дыхание, как морской ветер, см€гчило даже учение  онфуци€ и учение Ћао-цзы... Ѕудду постигла така€ же судьба... Ќаша сила не в том, чтобы разрушать. ќна в том, чтобы переделывать...1

јрхитектура. »зобразительное искусство

ѕриход буддизма вызвал качественный скачок в развитии архитектуры и изобразительного искусства японии. ƒо этого времени жилище простолюдинов и дома знати отличались в основном размерами, а не обликом. —кульптура была представлена глин€ными статуэтками Ч ханива, которые устанавливали на местах захоронени€ знати. ¬ ритуальных цел€х производили бронзовые зеркала и бронзовые колокола. —амо же синтоистское св€тилище представл€ло собой культовый комплекс дерев€нных свайных построек, включавший внутреннее св€тилище, место хранени€ реликвий божества, которому посв€щен храм, внешнее св€тилище, где совершались ритуальные церемонии и обр€ды.

ѕервые буддийские храмы, создававшиес€ на €понской земле, хот€ и носили следы вли€ни€ своих корейских и китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений дл€ молений. ќни традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной сакральности, по представлени€м €понцев, а их интерьер преимущественно предназначалс€ дл€ сохранени€ храмовых св€тынь. Ќепременным атрибутом буддийских храмовых комплексов €вл€ютс€ размещенные в северной части главный алтарный зал со скульптурными изображени€ми и п€ти€русна€ пагода Ч место хранени€ мощей Ѕудды. ¬ японии индийские ступы приобрели облик пагод (€понск. Ђтої), много€русных мемориальных башен-реликварий с нечетным (благожелательное) числом этажей, каждый из которых символизировал один из традиционных первоэлементов мироздани€: дерево, огонь, воду, землю и железо.

ѕервый буддийский храм был сооружен в 596 г. во владени€х —ога, в јсука-дэра. —ейчас от его былого величи€ сохранилась лишь трехметрова€ стату€ сид€щего Ѕудды, первый образец буддийской скульптуры на €понской земле. ¬ народе ее до сих пор именуют Ѕольшой Ѕудда из јсука. ¬ VI в. храмовым строительством зан€лось государство. ¬ первой четверти VII в. насчитывалось 46 культовых буддийских построек в стране.

Ќаиболее известна€ постройка этого времени, сохранивша€с€ до наших дней, Ч ’рам процветани€ закона. ¬есь комплекс состоит из 53 зданий, расположенных на площади 90 тыс. кв. м. —реди них выдел€етс€ размерами, высокой цокольной платформой и праздничностью внешнего оформлени€ Ђ«олотой залї с двухъ€русной крышей. Ќа месте резиденции в пределах храмового комплекса возвышаетс€ другое выдающеес€ строение Ђ«ал мечтанийї, восьмиугольное в плане. Ётот комплекс знаменит также своими скульптурами (265 статуй), произведени€ми живописи и декоративно-прикладного искусства (свыше 1500).

ќбъектом изображени€ ранней буддийской скульптуры в японии были сам Ѕудда и представители буддийского пантеона. Ќо изображение Ѕудды €вл€лось не столько произведением искусства, сколько предметом веры и иллюстрацией основных положений вероучени€. —кульптор должен был знать 32 основных и 80 вторичных черт изображений, а также многочисленные положени€ рук (мудра), позвол€вшие отличать будд и бодхисаттв друг от друга.

Ќаиболее грандиозным культовым сооружением, воздвигнутым в столице Ќара в 743Ч752 гг., стал буддийский монастырский комплекс “одайдзи Ч Ђ¬еликий ’рам ¬остокаї, занимавший более 90 га и вместивший огромный храм (74,5 м в высоту и 90 м в длину) Ђ«ал ¬еликого Ѕуддыї с 16-метровой статуей Ѕудды ¬айрочаны (—и€ющего).   монастырю вела прорубленна€ в лесной чаще алле€, завершавша€с€ центральными Ђёжными воротамиї. ѕо их кра€м были поставлены две стометровые дерев€нные пагоды. ’рам символизировал мощь государства и помимо религиозных нужд использовалс€ дл€ проведени€ светских церемоний общегосударственного значени€.

¬ японии никогда прежде не отливали столь больших статуй. »зготовление одной только формы дл€ нее зан€ло целый год. –абота шла непрерывно днем и ночью в течение двух лет. “ак был создан 16-метровый гигант, диаметр лица которого составл€л 5 м, а в ноздр€х мог поместитьс€ взрослый человек. —удьба его оказалась трагичной. 8 декабр€ 1180 г. Ќару сжег лидер военно-феодальной группировки “айра —игэхира с целью проучить м€тежных монахов, сторонников дома ћинамото1.

ћонастырский комплекс “одайдзи долго лежал в развалинах, пока не по€вилс€ подвижник, монах  окэй (1648Ч1705), дл€ которого восстановление храма было смыслом всей жизни. ¬ 1684 г. он приступил к сбору средств. ¬осстановление храма было делом всего народа, уже в 1692 г.  окэй руководил торжественной церемонией осв€щени€ статуи Ѕольшого Ѕудды, которую за год до этого восстановил литейщик яэмон  унисигэ.

»так, €понска€ культура эпохи оформлени€ централизованного государства преимущественно опиралась на местные традиции и носила €рко подчеркнутый этатистский характер. «аимствовани€ из китайской и корейской культуры оставались еще поверхностными. ¬ это врем€ на основе синтоистского мифа была создана общегосударственна€ идеологи€. ѕришедший в страну буддизм вынужден был приспосабливатьс€ к национальным традици€м. ƒавлению буддийского духовенства, обосновавшегос€ в храмах и монастыр€х столичной Ќары, власть активно противопоставл€ла синтоизм. — этой целью в 784 г. столица была перенесена в Ќагаока, а в 794 г. Ч ’эйан кЄ ( иото), что значит Ђћир и спокойствиеї.   началу следующего периода своего развити€ €понска€ культура, обогащенна€ иноземными заимствовани€ми, уже обладала достаточной внутренней энергией дл€ самосто€тельного развити€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1421 - | 1438 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.