Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћонгольской империи




ќбща€ характеристика эпохи

 

Ќачало ћогольской империи, просуществовавшей в »ндии почти 200 лет (XVIЧXVIII вв.) и охватившей большую часть полуострова »ндостан, положил правитель  абула тимурид Ѕабур (1483Ч1530), который разбил войска делийского султана »брахима в битве при ѕанипате в 1526 г. ¬ годы правлени€ јкбара (1556Ч1605) власть ћоголов окончательно утвердилась в »ндии, а столица была перенесена в г. јгру на реке ƒжамне. ѕри преемниках јкбара ћогольска€ держава достигла наивысшего расцвета. ¬ XVIII в., когда страну сотр€сали междоусобные войны, она стала легкой добычей английских колонизаторов.

–елиги€

¬ ћогольскую эпоху активизируютс€ религиозные споры, на основе которых рождаютс€ широкие народные движени€. “ак, в XV в. в √уджарате в среде мусульманских городских торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. ”ченый ћир —айид ћухаммад (1443Ч1505) объ€вил себ€ махди (мессией) и призывал вернутьс€ к демократическим принципам раннего ислама, проповеду€ восстановление имущественного равенства среди мусульман. ¬ отличие от бхакти махдисты обращались только к мусульманам.

  движению махдистов примкнул суфийский шейх ћубарак. ≈го сын јбу-л ‘азл (XVI в.), в ранней юности скитавшийс€ с отцом в изгнании, впоследствии стал великим писателем, другом и советником могольского правител€ јкбара. ѕод его вли€нием правитель познакомилс€ с веровани€ми индусов, джайнов, парсов, христиан и стал вводить их обычаи при дворе. ¬ 1575 г. јкбар повелел выстроить молитвенный дом дл€ религиозных дискуссий. ¬се эти меропри€ти€ вызвали в 1580 г. опасное дл€ правител€ восстание мусульманских шейхов, которое јкбар подавил с большим трудом. ¬ернувшись в столицу победителем, он ввел при дворе новую религию Ч Ђдин-и-илахиї (Ђбожественную веруї), в которой должны были слитьс€ воедино разумные элементы основных религий »ндии. —ам же јкбар при этом возвеличивалс€ как справедливый правитель в махдистском духе. ’от€ Ђбожественна€ вераї после смерти јкбара просуществовала только полвека, исповедуема€ небольшой сектой, заложенный им дух веротерпимости оказал сильное вли€ние на культуру индийского общества.

¬оцарение јурангзеба (1618Ч1707), фанатичного приверженца ортодоксального ислама суннитского толка, означало крутой поворот в религиозной политике государства Ч бесправие дл€ индусов и преследование мусульман-шиитов.

¬ 1665Ч1669 гг. јурангзеб приказал разрушить все индусские храмы и из их камней построить мечети. »м были также запрещены шиитские праздники, музыка, танцы, живопись, употребление вина, восстановлен джизыо1 с индусского населени€. ¬ ответ на эти преследовани€ народы восстали.

—икхи при ћоголах превратились в сильную и вли€тельную организацию на северо-западной границе империи, в ѕенджабе. ¬о второй половине XVI в. движению сикхов покровительствовал сам јкбар, разрешивший общине купить земли и обустроить на них религиозный центр. “ак, в 1577 г. была заложена будуща€ столица сикхов город јмритсар в ѕенджабе. √ород получил свое название от св€щенного пруда, в центре которого был возведен главный молитвенный дом Ч «олотой храм. –€дом с ним на западной стороне пруда с 1606 г. находилась друга€ св€тын€ Ч јкал “ахт (букв. “рон Ѕессмертного), построенна€ как символ светской власти и место решени€ мирских дел общины. «десь же хранилась ее документаци€. ѕо традиции в јкал “ахт помещалась на ночь св€щенна€ книга сикхов Ђјди √рантхї из «олотого храма, которую каждое утро торжественно переносили обратно.

ќбщина сикхов в конце XV Ч начале XVI вв. упрочилась в структурном отношении и значительно возросла в численности, распространившись в пределах всего ѕенджаба. ѕротивосто€ние общины и имперских властей становилось неизбежным. –езультатом его €вилось преобразование мирной религиозной общины в могущественную военную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который неизменно стал ассоциироватьс€ с ними с XVII в. ¬оенные преобразовани€ особенно активными были при ’аргобинде (1606Ч1645) и √обинде —ингхе (1675Ч1708). Ќе случайно правители сикхских кн€жеств нос€т им€ —ингх Ч лев.

»стори€ и литература

Ќовый этап в развитии исторических сочинений, посв€щенных »ндии, открыли всемирно известные записки основател€ империи ћоголов, узбекского писател€ и поэта «ахиреддина ћухаммеда Ѕабура (1483Ч1530) Ч ЂЅабур-намеї, в которых отражена истори€ народов —редней јзии, јфганистана и »ндии конца XV Ч начала XVI вв. ¬ последней, третьей, части книги описываютс€ политические событи€ в —еверной »ндии 1525Ч1530 гг., географические данные страны, содержатс€ сведени€ о народах »ндии. ¬ отличие от большинства восточных историков современной ему эпохи, которые компил€тивно повтор€ли сведени€ более ранних источников, Ѕабур в своем трактате остаетс€ оригинальным повествователем, описыва€ все исход€ из своих наблюдений.

ѕеру јбу-л ‘азла принадлежат книги Ђјкбар-намеї (Ђƒе€ни€ јкбараї) и Ђјин-и јкбариї (Ђ”становлени€ јкбараї), в которой особое внимание удел€лось изложению философских систем »ндии, нравам и обыча€м индусов, их мифологии. ¬ одной из глав этого труда (Ђќбзор дес€ти субї) јбу-л ‘азл подробно описывает каждую область страны (суба), привод€ сведени€ о св€щенных местах индусов и их пам€тниках. ѕри јурангзебе традиции летописани€ начали слабеть. ќт его времени до нас дошли Ђ»збранные отрывкиї ’афи-хана.

√осударственным €зыком »ндии в ћогольской империи оставалс€ фарси (таджикско-персидский), а в деканских государствах Ч североиндийскцй €зык урду. » хот€ эти €зыки во многом были чуждыми коренному населению страны, на них были созданы высокохудожественные произведени€. ѕо выражению религиозного де€тел€ ƒары Ўуроха, процесс Ђсли€ни€ двух океановї Ч индусской и мусульманской культур, приостановить было не под силу никому. ¬ придворной персо€зычной поэзии (на фарси) все чаще звучали мотивы веротерпимости, воспевалась всеобща€ любовь людей друг к другу, в нее все более проникали индийские герои и боги, вместо привычных роз и соловьев поэты воспевали лотос, а жител€ пустыни верблюда заменили индийские слоны и леопарды.

 рупнейшим персо€зычным поэтом времени јкбара был ‘айзи (втора€ половина XVI в.), автор знаменитой поэмы ЂЌоль и ƒаманї, сюжет которой заимствован из индийского эпоса. ¬ыдающимс€ персо€зычным литератором был также ћирза јбдулкадир Ѕедиль (1644Ч1720). ¬ юности дервиш, знахарь и аскет, он после долгих странствий отошел от крайних вероучений и, как никто, восславил мир земной, человека и его труд, знани€ и разум, справедливость и равенство. ќсобо знаменитой стала его последн€€ поэма Ђ»рфанї (Ђќткровениеї):

 

—колько может чудес создать этот чародей (человек), какую смуту он способен посе€ть!

 

ѕир Ѕабура. ћиниатюра рукописи ЂЅабур-намеї

¬едущими центрами южной, деканской школы литературы на урду были Ѕиджапур и √олконда. ¬ыдающийс€ поэт биджапурского двора ћухаммад Ќусрати (? Ч 1684) Ч автор трех выдающихс€ классических поэм: Ђ÷ветник любвиї, Ђјли-намеї, Ђ»стори€ царствовани€ »скандераї. —ултан √олконды ћухаммад  ули  утуб-шах (годы правлени€ 1580Ч1611), государственный де€тель, полководец, ученый, писатель, основатель города ’айдерабад на ƒекане, прославил свое им€ еще и как автор самого крупного в литературе урду средних веков стихотворного сборника Ђ улли€тї, насчитывающего 50 тыс. строк. ќсобой известностью пользуютс€ его лирические газели1. ќни позвол€ют считать  утуб-шаха родоначальником любовной лирики на урду.

ѕридворный поэт  утуб-шаха ћулла ¬аджахи (? Ч 1660) в 1608 г. по заказу правител€ создал одно из самых ранних маснави на урду Ч Ђ утуб и ћуш-mapus>. —деланна€ по традиционным канонам маснави имеет типичный дл€ этого жанра сказочный характер, однако в ее основе лежали подлинные событи€ Ч любовь юного наследника престола  утуб-шаха к бенгальской принцессе ћуштари и их счастливое соединение. јллегорическую повесть Ђ—аб расї (Ђ“рогающий все сердцаї), написанную ¬аджахи в 1634 г., считают первым значительным прозаическим произведением на урду. ¬ ней действуют аллегорические герои —трасть, –азум,  расота, —ердце, ¬згл€д, излагаютс€ философские концепции суфийского толка.

¬ эпоху ћоголов продолжалось развитие литератур на новоиндийских €зыках (хинди, бенгали, педжаби, маратхи, телугу и др.).  рупнейшим поэтом эпохи, писавшим на различных наречи€х хинди, был “улси ƒас (1532Ч1624). ‘илологи признают достоверно принадлежащими поэту 12 из 20 приписываемых ему поэтических произведений. —амой знаменитой €вл€ютс€ поэма Ђ–амачарита-манасаї (Ђ—в€щенное озеро де€ний –амыї), именуема€ Ђ–ама€нойї “улси ƒаса. Ўироко известна€ в народе, она распевалась на индусских праздниках.

¬ культуре »ндии XVII в. на хинди возникло новое €вление Ч поэзи€ рити Ч орнаментальна€ поэзи€ усложненного стил€, ориентировавша€с€ на санскритскую поэтику. —ам термин, буквально означавший Ђстильї, в средневековой индийской литературе стал употребл€тьс€ дл€ обозначени€ высокой поэзии (ритикавь€) в противовес литературе бхакти. ѕоэты рити преимущественно создавали любовную лирику. —реди них наиболее талантливым признаетс€ Ѕихарилал „аубе (1603Ч1665), автор свободного поэтического произведени€ Ђ—емьсот строфї (1663), самого попул€рного на хинди после Ђ–ама€ныї “улси ƒаса. Ќе св€занное единым сюжетом произведение состоит из отдельных двустиший, каждое из которых представл€ет собой законченную миниатюру.

≈ще одним новым €влением на €зыке хинди было рождение прозаического жанра житийной литературы. Ќаиболее известные ее образцы Ч Ђ∆ити€ 84 вишнуитовї и Ђ∆ити€ 252 вишнуитовї (XVII в.).

–асцвет бенгальской литературы св€зан с именем ћукундорама „окроборти (XVI в.), автора поэмы Ђѕеснь о благодарении „ондиї, написанной уже после покорени€ Ѕенгалии јкбаром. Ёто реалистический рассказ о жизни Ѕенгалии того времени, в который вплетались элементы фантастики и фольклора. ƒругое выдающеес€ произведение бенгальской литературы Ч ЂЌектар де€ний „айтаньиї Ч принадлежало  ришнодасу  обираджи (1517Ч1615). ќно представл€ет собой жизнеописание крупнейшего проповедника бхакти в Ѕенгалии „айтаньи и по художественным достоинствам не имеет себе равных в средневековой бенгальской литературе.

¬ XVII в. идеи бхакти продолжали развиватьс€ в литературе сикхов и маратхов, но в отличие от произведений на других новоиндийских €зыках они были пронизаны призывами к активной борьбе. — 1609 г. началась военна€ истори€ сикхской общины, все члены которой должны были к своему имени прибавл€ть окончание Ђсингхї Ч Ђлевї.

ƒругой областью »ндии, где бхакти стало официальной религией, а бхак-тийска€ литература Ч официальной литературой, была ћахараштра. ћаратхскую литературу, как никакую другую, отличала жива€ св€зь религиозных идей с политикой. “ак, автор одного из маратхских вариантов Ђћахабхаратыї ћуктешавара (1608Ч1660) ввел в традиционный эпос современные ему исторические реалии, заставив геро€ древнего произведени€ цар€ ƒушь€нту сражатьс€ с моголами, англичанами и французами. ¬ XVII в. в ћахараштре, славившейс€ своим независимым национально-патриотическим духом, жили два больших поэта Ч “укарам (1608Ч1649) и –амдас (1608Ч1681). ¬ юности оба они были монахами, сподвижниками геро€ маратхского сопротивлени€ Ўиваджи, оба воспевали радость соединени€ с Ѕогом, а не страх перед Ќим, в то же врем€ проповеду€ радикальные методы борьбы с иноземцами. ¬ своей самой знаменитой книге Ђƒасбодхї –амдас от мотива аскезы и безысходности, который он развивал в первой части, переходит к утверждению земной жизни и проповеди служени€ ближнему. —тановление ћахараштры как самосто€тельного государства под руководством Ўиваджи заставило –амдаса превратить свои идеи в оружие борьбы. ≈го молитвы все более становились похожи на военные гимны.

–асцвет виджа€нагорской литературы на телугу пришелс€ на XVI в. ќбратившись к человеческой личности, эта школа ставила своей целью не поучение, а развлечение читател€. –аспространенным прозаическим жанром была поэма, представленна€ произведением правител€  ришнадевы –ай€ (1487Ч1530) Ђ√ирл€нду цветов подаривша€ї, поэмами јласини ѕеддана (1475Ч1535) Ђ»стори€ ћануї и “енали –амакришны (1585Ч1614) Ђ¬еличие ѕандурангиї.

»скусство

ѕри ¬еликих ћоголах архитектура в большей степени, чем другие искусства, стала зависеть от богатых меценатов. — распространением могущества государства все больше по€вл€лось выдающихс€ архитектурных сооружений, прославл€вших власть ћоголов. ћусульманские мотивы начали все больше сочетатьс€ с индийскими традици€ми. –азвернулось строительство крепостей (јгра-форт, јллахабад), городов-резиденций (сикхской столицы јмритсара, ‘атхпур-—икри с беломраморной гробницей шейха —алима „ишти).

—воего расцвета богатство и пышность построек достигли при султане Ўах-ƒжахане (1592Ч1666). ќсновным декоративным материалом построек, особенно в столицах јгре и ƒели, был отборный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными камн€ми, которые доставл€ли из “ибета (бирюзу), Ѕагдада (сердолик), с острова Ўри-Ћанка (л€пис-лазурь), из ≈гипта (хризолит), из горного Ѕадахшана (рубины) и даже с ”рала (самоцветы). ∆емчужиной архитектуры јгры эпохи Ўах-ƒжахана €вл€етс€ мавзолей “адж-ћахал (Ђ¬енец ƒворцаї), построенный им дл€ любимой жены-перси€нки, которую люб€щий муж называл только ћумтаз-и-ћахал (»збранница дворца). Ќесмотр€ на внушительные размеры (высота сооружени€ 74 м), мавзолей кажетс€ невесомым и легким, удивительно гармонирующим с окружающей природой. ѕо обеим сторонам усыпальницы наход€тс€ два одинаковых сооружени€ из красного песчаника: мечеть и джамаат-хана (дом дл€ гостей).

¬о врем€ правлени€ последнего ¬еликого ћогола, могущественного јуран-гзеба, здани€ сначала также возводились из дорогосто€щих материалов, как например, знаменита€ ћоти-ћасджид (∆емчужна€ мечеть) в ƒели. Ќо позднее недостаток средств заставил его упростить сооружени€.

ѕостроенный в јурангабаде мавзолей –аби€-ƒаурани по форме повтор€ет “адж-ћахал, но белым мрамором облицован у него лишь фасад на высоту человеческого роста, остальна€ облицовка Ч из светлого песчаника.  ирпичные минареты мавзоле€ оштукатурены чинамом Ч штукатуркой из мелких ракушек.

ћогольска€ школа индийской миниатюры возникла как придворна€ еще в XVI в. при јкбаре, но достигла своего высшего расцвета в XVII в. ќснованна€ мастерами из “ебриза и Ўираза могольска€ школа первоначально находилась под сильным иранским вли€нием.   моменту оформлени€ самобытности стиль могольской миниатюры уже отличалс€ особенной красочностью, динамичностью композиции, точностью в передаче архитектурных и этнических деталей, индивидуальностью характеристик персонажей. Ќаиболее попул€рными были сцены историко-героического содержани€ и портретный жанр. ћестные школы живописи, которые в XVIЧXVII вв. развивались в –аджастхане, ѕенджабе, ƒекане, объедин€ютс€ под одним названием Ч раджпутска€ миниатюра. ¬осприн€вша€ традиции древней и средневековой индийской живописи, эта миниатюра характеризуетс€ преобладанием сюжетов, св€занных с культом  ришны, и развитием иллюстративного жанра. ¬ XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но в мелких раджпутских кн€жествах развились новые школы живописи, получившие название Ђпахариї (гордые).

 

 

 ультура средневековой »ндии складывалась на стыке самых разнообразных религиозных, бытовых, этнических традиций, которые она переплавила в своих недрах, дав начало неповторимому по многоликости феномену индийского межнационального синкретизма. ѕри этом не тер€лась опора на богатейшие традиции древности, которые продолжали питать культуру своими соками. Ђ—траной чудесї называли »ндию познакомившиес€ с ней впервые в XV в. европейцы. ѕосетивший в 1469 г. страну русский путешественник јфанасий Ќикитин был поражен великолепием дворцов и храмов. ќднако процесс притирани€ индусской и мусульманской культур не всегда шел гладко, что нередко определ€лось личными симпати€ми правителей. ¬месте с тем веротерпимость, столь свойственна€ индийцам, оказала свое благотворное вли€ние на мусульманских завоевателей страны. Ћишь в ѕозднее —редневековье вместе с ростом общеполитической нестабильности, обусловленной интенсивным проникновением в страну англичан, все чаще вспыхивали конфликты на почве религиозных и этнических противоречий, все более предавались забвению лучшие традиции культурной консолидации, €ркий образец которых оставила эпоха јкбара.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

541 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.