Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«релое средневековье




ќбща€ характеристика эпохи

 

¬ правление династии ћин (1368Ч1644)  итай снова стал самосто€тельной державой, пережившей период интенсивного обновлени€ и духовного развити€. ћинский  итай родилс€ в горниле великой кресть€нской войны против монгольских завоевателей, которую возглавил кресть€нский сын и бывший монах „жу ёаньчжан.

¬ быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесенные монголами обычаи, одежда, прически демонстративно искорен€лись правительством. —вой законченный вид в ћинскую эпоху приобрела опиравша€с€ на национальные традиции система управлени€ обществом. ќ грандиозности замыслов минских императоров и их стремлении опиратьс€ на седую древность говорит зате€нное в начале XV в. по инициативе двора составление свода всех литературных пам€тников  ита€, а также восстановление ¬еликой китайской стены.

ћинска€ держава занимала всю территорию так называемого внутреннего  ита€, то есть в пределах ¬еликой стены. ƒва с половиной столети€ мира и процветани€ способствовали удвоению численности населени€ державы, так что к началу XVII в. она составл€ла более 150 млн. человек. ќсобенно выдел€лс€ уровнем культурного и экономического развити€ район нижнего течени€ янцзы. ≈го по праву считают  итаем в миниатюре. «десь находилось несколько крупнейших городов, где проживало большинство виднейших ученых и литераторов, имелс€ обширный рынок сбыта произведений искусства, находились крупнейшие книжные издательства и печаталось около половины всей книжной продукции империи.

–елиги€. »деологи€

¬озрожда€ имперские традиции, минские правители неизбежно вынуждены были обратитьс€ к конфуцианству, которое и зан€ло господствовавшее положение, обогатившись некоторыми элементами даосизма и буддизма. —огласно этой доктрине импери€ представл€лась земным про€влением небесного, космического пор€дка, в котором сход€тс€ божественное и человеческое. ѕоэтому управление в  итае, с одной стороны, было техникой манипулировани€ людьми, а с другой, Ч торжественным св€щеннодействием. ѕровозглаша€ принцип единства жизни и морали, минские правители в то же врем€ не верили в способность людей наладить свою жизнь без твердой направл€ющей руки. ѕоэтому в  итае нарастал деспотический характер императорской власти. ѕравители считали своим долгом держать умы подданных под неусыпным контролем и одновременно поощр€ли академическую декоративную ученость. “ак, по приказу „жу ёаньчжана из главного конфуцианского канона Ђћэнцзыї было изъ€то более 80 мест, бросавших, по его мнению, тень на авторитет государ€.

¬ конце XVI в. впервые в истории  ита€ были введены наказани€ дл€ тех, кто на экзаменах посмел бы толковать каноны в противоречии официальным комментари€м. — этого времени прослеживаетс€ стремление властей поставить даосизму и буддизму определенные ограничени€. ¬ 1373 г. в каждой административной области империи было разрешено иметь по одному буддийскому и одному даоскому храму. —амовольна€ организаци€ монастырей каралась законом. ¬ цел€х сокращени€ численности монахов устанавливались возрастные ограничени€ и вводились испытательные проверки дл€ вы€влени€ их посв€щенности в суть учени€. ¬ XVI в. подверглись репресси€м проповедники синкретизма Ђтрех религийї и разного рода нонконформистские мыслители. ѕри этом в эпоху ћин многочисленными и попул€рными оставались локальные народные культы и религиозные секты.

“ерпимым оставалось отношение властей к мусульманам, общины которых в это врем€ численно прирастали и китаизировались: заимствовали €зык, одежду, национальный стиль при возведении мечетей. ѕосле полутора веков самоизол€ции  ита€, когда все христианские миссии покинули страну, было получено от властей разрешение на прибытие италь€нских иезуитов. »м давалось право на проповедь и постройку церквей. Ќекоторые из них были назначены придворными математиками и астрономами. ѕроповеду€ христианское учение в среде китайской аристократии, иезуиты вместе с тем соглашались считать  онфуци€ великим мудрецом и признали культ предков. Ѕлагодар€ такой гибкой политике христианские приходы стали быстро расти. ѕозже в страну были допущены и другие католические миссионеры.

ќбразование и наука

¬ империи ћин была возрождена традиционна€ система образовани€, однако она не смогла достичь размаха —унского времени. ¬ обеих минских столицах, ѕекине и Ќанкине, были открыты высшие государственные школы, в которых обучали военным наукам, медицине и даже магии. ¬осстанавливались местные школы-академии, областные, окружные и уездные училища. ”казом 1375 г. предписывалось создать сеть начальных деревенских (общинных) школ. Ќар€ду с государственными открывались частные учебные заведени€. ¬се типы школ находились под контролем администрации.

–азвитие научных знаний отразилось в практике создани€ трудов энциклопедического характера, в которых обобщались знани€ по сельскому хоз€йству, технике ремесленного производства, фармакологии. ќсобое развитие в эпоху ћин получила истори€. ¬ начале XV в. был издан Ђ¬еликий свод годов правлени€ ён-лэї. Ёта энциклопеди€ состо€ла из 11095 томов и 22877 глав и содержала разделы по истории, географии, медицине, технике и искусству. ѕериод монгольского завоевани€  ита€ был отражен в Ђ»стории династии ёаньї. ѕо€вилс€ новый тип исторической хроники Ч Ђ«аписи о свершившемс€ї. ¬ области философии ведущей в эпоху ћин оставалась неоконфуцианска€ школа, представленна€ именами мыслителей ” ёйби (1391Ч1469), Ћоу Ћ€на (1422-1492), „энь —€ньчжана (1428-1500).

–асширению географического кругозора способствовали описани€ земель, сделанные участниками грандиозной экспедиции под руководством „жэн ’э, и составленна€ в ходе нее Ђ арта морских плаваний „жэн ’эї. — 1405 по 1435 гг. в страны ёго-¬осточной јзии, »ндию, јравию и јфрику было совершено семь экспедиций китайского флота под руководством „жэн ’э, который в разных походах вел от 48 до 62 только крупных кораблей.  роме культурно-познавательных экспедиции имели торговые и дипломатические цели.

Ћитература

¬ыдающимс€ событием литературной жизни эпохи ћин было по€вление крупной повествовательной формы Ч героической эпопеи и романа. √ероическа€ эпопе€ представл€ла собой сплав народного и авторского творчества. ¬ основе первых книжных эпопей (Ђ“роецарствиеї и Ђ–ечные заводиї)Ч народные сказы, элементы драматургии, историографии. ѕо сравнению с ними эпопе€ второй половины XVI в. Ђѕутешествие на «ападї была больше проникнута личным авторским началом. ѕервым крупномасштабным произведением, основанным всецело на авторском творчестве, было Ђѕлавание “рижды ѕраведного по »ндийскому океануї Ћо ћаодэна (конец XVI в.).

¬ эпоху ћин продолжалось развитие драматургии.  рупным драматургом был —юй ¬эй (1521Ч1593). Ќаибольшей известностью пользовалс€ его цикл пьес под названием Ђ„етырехголоса€ обезь€наї, одной из которых была Ђћуланьї, посв€щенна€ знаменитой героине китайского фольклора.

— конца XV в. наблюдаетс€ расцвет большого южного театрального представлени€, ориентированного исключительно на южные мелодии. —реди наиболее известных драматургов этого направлени€ был “ан —€ньцзу (1550Ч1616). —ама€ знаменита€ из его пьес Ч Ђѕионова€ беседкаї (1598).

јрихитектура. »скусство

¬ эпоху ћин, когда  итай снова стал самосто€тельной державой, интенсивно развивалось градостроительство. Ѕыли обновлены большие участки ¬еликой китайской стены, и вс€ она была облицована камнем: «а короткий срок отстроили императорские резиденции в северной (ѕекин) и южной (Ќанкин) столицах, а в их пригородах сооружены грандиозные погребальные комплексы дл€ первых минских императоров.

¬ ѕекине был построен императорский дворцовый комплекс, оказавший вли€ние на градостроительство последующих веков, Ч Ђ«апретный городї площадью более 17 кв. км. ќн был обнесен пр€моугольным в плане внутренним городом, который, в свою очередь, замыкалс€ каменными стенами с мощными надвратными башн€ми. ¬ планировке города учитывалс€ рельеф местности. ”томительную дл€ воспри€ти€ пр€мизну парадных улиц китайские архитекторы живописно дополн€ли искусственными холмами и озерами.

Ђ«апретный городї. ѕекин

√лавный пекинский ’рам Ќеба (1420Ч1530), алтарь которого служил местом вознесени€ императором молитв Ќебу и «емле, был построен в соответствии с космогоническими представлени€ми китайцев. ќбнесенна€ стенами квадратна€ территори€ символизировала землю, а все заключенные внутри ограды здани€ имели в плане круг Ч знак солнца и неба. — небом перекликались и остроконечные синие вершины черепичных крыш.

ћощь минской архитектуры наиболее зримо про€вила себ€ в ансамбле тринадцати царских погребений XVЧXVII вв. в пригородах обеих столиц. Ёти комплексы включали храмы, башни, подземные дворцы, поражавшую воображение Ђјллею духовї со скульптурами воинов, чиновников, мифических и реальных животных. ¬доль аллеи можно было встретить скульптуру главного из всех почитавшихс€ в  итае зверей Ч цилин€. Ёто фантастическое благовещее животное с м€гким наростом на голове, копытами кон€, бурой шерстью (цвет бессмертных). ѕо€вление цилин€ означало покой и благоденствие в стране.

¬озрождению живописных традиций в  итае эпохи ћин способствовало новое открытие придворной јкадемии живописи на рубеже 20Ч30-х годов

 

’рам Ќеба. ѕекин

XV в. ƒл€ ее художников была характерна ориентаци€ на сунские традиции и прежде всего жанр Ђцветов-птицї.

–асцвет получила повествовательна€ живопись. “есно св€занна€ с литературным произведением, она усвоила колорит его персонажей и занимательность сюжета. ∆ивописцы этого направлени€ создали увлекательный и поэтичный тип свитков-повестей. — XV в. широко распространились погребальные портреты, которые отличались реалистичностью в передаче черт лица человека. »х создавали после смерти и использовали в ритуальных цел€х.

Ќезависимые от двора художники преимущественно работали в жанре пейзажа. ƒл€ пейзажистов этой эпохи главным было не просто передать внешний мир и свое отношение к нему, а как бы увиденным кем-то другим прежде. ѕоэтому на первое место выдвинулс€ стиль как способ отношени€ художника к миру. “акой стиль регулируетс€ принципом экономии выразительных средств и ставит трудноразрешимую задачу добитьс€ одновременно сходства и несходства между образом и прототипом. ¬ итоге развити€ такого направлени€ в  итае утвердилась живопись пейзажей Ђв манере древних мастеровї. ќбразцы таких пейзажей заполн€ли страницы по€вившегос€ в XVII в. классического руководства по искусству живописи Ч Ђ—лова о живописи из —ада с горчичное зерної.

∆ивописцы этой поры, нередко выступавшие в образе мудрецов, стремились рисовать Ђдревнееї, много раз виденное до них, запечатлеть наиболее выразительные свойства вещей. ќни обнаружили, что вещи обретают свою выразительность в тот момент, когда они открываютс€ в непривычном ракурсе. Ќаиболее фантастический вид приобрела природа в Ђпейзаже сновидений*, вошедшем в моду в начале XVII в. и отражавшем наиболее емко индивидуальный стиль авторов.

Ћучшие достижени€ живописи XVII в. св€заны с именами художников, порвавших с условност€ми академической традиции и творчески развивавших свободную порывистую манеру письма и экспрессивную интерпретацию природы. ƒл€ —юй ¬э€, ведущего пейзажиста XVI в., характерно обращение к красоте и логике строени€ видимых случайными природных форм. ¬ жизни эти художники, как правило, были монахами или бедными скитальцами. ќдин из них, √ун —€нь, прославил свое им€ особенно необычным пейзажем Ч Ђ“ыс€ча пиков, миллион ущелийї (ок. 1670).

ћинска€ эпоха отмечена расцветом декоративно-прикладного искусства, в котором все более про€вл€лись фольклорные начала. ѕо€вились новые образцы вещей: чайник дл€ заварки ча€, стуль€, кресла, высокие столы. ¬ изготовлении мебели новую жизнь обретает древн€€ традици€ многослойных лаков. — середины XV в. начинают создаватьс€ фарфоровые издели€ с кобальтовой подглазурной росписью. »зменилс€ и принцип орнаментации фарфоровых изделий, поверхность которых (бела€, розова€, зелена€) использовалась как фон дл€ создани€ пейзажей, жанровых и орнаментальных композиций. Ќачинают выпускатьс€ трех- и п€тицветные глазури, черные гладкие сосуды, вазы Ђпламенеющего стил€ї с переходом от голубых к пурпурным тонам. ¬ широкое употребление вошли издели€ из перегородчатой эмали, выполненные из латуни или бронзы. ¬ этой технике создавались вазы, курильницы, ширмы, фигурки. ѕышностью и многозначной символикой отличались церемониальные одежды минских императоров. ÷вет императорского халата, темный сверху и желтый снизу, символизировал гармонию Ќеба и «емли. ¬ыдающиес€ произведени€ прикладного искусства, императорские халаты расшивались строго каноничными знаками высшей власти, соответствующими ритуалу жертвоприношени€. “радици€ различала 12 основных знаков державной власти, располагавшихс€ вертикально, по пор€дку старшинства.

 

 

 итайска€ средневекова€ культура, начавша€с€ в эпоху “роецарстви€ (III в.), претерпела р€д существенных изменений и подошла к пределу своего развити€, завершению традиции в эпоху ћин. ¬ древности китайские мудрецы говорили: Ђ¬ещи, достигнув своего предела, претерпевают превращени€ї. ќбщества, которые достигают подобного кульминационного состо€ни€, невольно обращаютс€ к прошлому, оценивают себ€ в его свете, одновременно отстран€€сь и преодолева€ т€гу к нему.  аждое новшество соизмер€етс€ с этим прошлым, рассматриваетс€ как уже однажды бывшее, но вместе с тем вступившее в новый круг обновлений. ѕредметом поиска в прошлом становитс€ непроницаема€ дл€ досужего взгл€да сокровенна€ глубина народной жизни, дающа€ исток вс€кой традиции. ѕоэтому с древнейших времен и по сегодн€шний день законом духовной эволюции  ита€ было не вы€вление и овладение, а сокрытие и следование потаенному потоку быти€, сопровождавшиес€ освобождением от всего внешнего, броского, лишнего.  итайские мастера достигли поразительного мастерства показывать свое искусство, скрыва€ его. »з-за этого своего свойства китайска€ культура не дает легких путей познани€ своей мудрости, тем более что предлагает человеку мужественно доверитьс€ персту судьбы, игре случа€ и возводит эту неуловимую изменчивость в принципиальный постулат своего мировидени€. ѕо этой же причине китайска€ традици€ никогда не отрывала мысль от быти€, разум от чувства, а стремилась уловить изменчивый дух в бытии вещей этого мира. ќтсюда и символизм €зыка китайской культуры, который уподобл€етс€ Ђветру и волнеї и всегда указывает в €вленном присутствие неведомого, как отражение небесной пустоты в земной тверди.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1354 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

615 - | 479 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.