Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒелийского султаната




ќбща€ характеристика периода

 

¬ XIII в. на севере »ндии утверждаетс€ крупное мусульманское государство Ч ƒелийский султанат, главенствующее положение в котором занимали мусульманские военачальники из среднеазиатских тюрок. √осударственной религией становитс€ ислам суннитского направлени€, а официальным €зыком Ч персидский. ѕросуществовало это государственное образование почти триста лет вплоть до 1526 г., когда султанат пал под натиском войск правител€  абула тимурида Ѕабура. ¬ эпоху мусульманского завоевани€ »ндии нар€ду с ƒелийским султанатом существовали и другие крупные мусульманские государства: импери€ Ѕрахманидов на ƒекане, султанат √олконда на восточном побережье полуострова, государство √уджарат на западе »ндии. ≈динственным немусульманским централизованным государством была импери€ ¬иджа€нагар на юге, просуществовавша€ почти 200 лет, с середины XIV до середины XVI вв.

–елиги€

— утверждением власти ƒелийского, султаната, в котором ислам был насильственно насаждавшейс€ государственной религией, »нди€ оказалась вт€нутой в культурную орбиту мусульманского мира. ќднако несмотр€

на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей, обычаев и образа жизни. »менно в эпоху мусульманского господства в стране начало складыватьс€ осознание общности всех индийских религий и по€вилс€ термин дл€ их обозначени€ Ч хинду. ¬ результате индийского вли€ни€ ислам получил €рко выраженную пантеистическую окраску и стал распростран€тьс€ в стране в форме суфизма Ч мистического учени€ о наличии разных дорог к единению с Ѕогом.

–азные суфийские ордены неоднозначно относились к индуизму. ќдни резко возражали против проникавших в индийский ислам новшеств, другие защищали идеи и практику, близкие к индуизму. Ѕольшой попул€рностью пользовалс€ шейх ‘арид уд-дин √андж-и-Ўакар, переведший на €зык хинди мистические высказывани€ суфиев своего ордена. ќн был известен своей гуманностью. ≈му приписывают афоризм

 

»гла лучше ножа: она сшивает, а нож разрезает.

 

≈го также считают автором гимнов, сохранившихс€ в св€щенной книге сикхов Ђјди √рантхї.

ќдна из национальных религий »ндии Ч сикхизм (от слова Ђшишь€ї Ч ученик) Ч сложилась в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций Ч индуистской и мусульманской. ќснователь религии индус Ќанак (1469Ч1539) происходил из семьи мелкого торговца зерном из касты кхатри в г. Ћахоре, штат ѕенджаб. ≈го последовател€ми кроме торговцев и ремесленников были кресть€не из касты джатов. ¬се они и стали называть себ€ сикхами Ч учениками. Ќанак выступал против кастового неравенства и требовал от своих соратников участи€ в общей трапезе. ќтвергал он идею отшельничества и аскетизма. ќколо четверти века Ќанак ходил по стране в сопровождении мусульманина-музыканта и индуса, записывающего за учителем проповеди и гимны во славу Ѕога.  онец жизни он провел в г.  артапуре, где и начала складыватьс€ сикхска€ община, превративша€с€ со временем в компактную этноконфессиональную организацию. ≈е члены до сих пор преимущественно сосредоточены в штатах ѕенджаб и ’ариана.

ќрганизаци€ религиозной общины имела много общего с суфийскими орденами. — самого начала в сикхизме утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства. ќдним из важнейших ритуалов дл€ сикхов €вл€лась обща€ трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, пола, возраста и религиозной принадлежности. ÷ентром религиозной жизни у сикхов €вл€ютс€ молельные дома. ¬ них находитс€ главна€ св€тын€ сикхов Ч св€щенна€ книга Ђјди √рантхї (букв. Ђ»значальна€ книгаї), символический представитель всех сикхских учителей (гуру). Ќар€ду с их сочинени€ми в книгу вошли стихи средневековых поэтов Ч индусов и мусульман Ч всего свыше 6 тыс€ч произведений.

”чение сикхов проповедует глубокую преданность личному Ѕогу и непосредственную эмоциональную св€зь с ним как главный способ спасени€. ќтсюда непри€тие жрецов-св€щенников и канонических текстов, в том числе  орана и ¬ед. »стинное служение богу рассматриваетс€ как служение люд€м, поэтому сикхизм высоко ценит активную жизнь на благо людей. ќсновополагающим моментом сикхизма €вл€етс€ наставничество гуру. ¬се сикхские учител€ жили в обществе, имели семьи и занимались духовным развитием своих подопечных, а подопечный беспрекословно подчин€лс€ авторитету своего гуру.

Ћитература

«начительные сдвиги в развитии литературы »ндии XIIIЧ XVI вв. были св€заны с утверждением в ƒелийском султанате нового государственного €зыка фарси, на основе

которого велось официальное делопроизводство и преимущественно создавались поэтические произведени€. Ётот €зык оказал большое вли€ние на формирование в —еверной »ндии нового €зыка с индийской грамматикой и преобладанием персидско-арабской лексики, названного урду.  рупнейшим поэтом этого времени, писавшим на фарси и урду, был јмир ’осров ƒехлеви (1253Ч1325), автор Ђ’амсеї и многих других поэм.

ѕроза на фарси представлена в основном хрониками. ƒо мусульманского завоевани€ в »ндии летописных произведений не составл€ли. ѕервый энциклопедический труд Ђ»нди€ї, содержавший сведени€ и по истории страны, написал хорезмиец –ейхан Ѕируни (973Ч1048). ѕерва€ же подлинна€ летопись принадлежала перу иранца ћинхаджа уд-дина ƒзуждани (ок.1193Ч?), бежавшего от монгольских завоевателей в »ндию и назвавшего свою хронику Ђ“а-бакат-и-Ќасириї Ч в честь делийского султана. ¬ XIV в. в честь султана ‘и-руза “углака были составлены две одноименные хроники на фарси Ч Ђ“арих-и ‘ируз-шахиї.

ѕроизведени€ на €зыке урду по системе стихосложени€ и изобразительных средств, жанровым формам и тематике восходили к традици€м персидской литературы. ќсобенностью этой литературы было и то, что, развившись на основе делийского разговорного диалекта, она сначала возникла на юге страны, в мусульманских кн€жествах ƒекана, куда этот €зык был принесен войсками мусульманских завоевателей с севера »ндии. «десь €зык получил новое название дакхини (что значит Ђдеканскийї, Ђюжныйї).

“ак же стали называть раннюю деканскую литературу на урду. “радиции этого €зыка оформились к концу XVI в. Ќа начальном же этапе (XIVЧXV вв.) развивалась религиозна€ литература, в форме трактатов суфийских проповедников. ѕервое такое прозаическое произведение на урду (дакхини), дошедшее до насто€щего времени, принадлежало перу √ейсудараза (1318Ч1422), известного суфийского проповедника, родившегос€ на ƒекане, но большую часть жизни проведшего на севере страны. ¬ своем трактате Ђ¬осхождение влюбленныхї (1420Ч1422) он изложил религиозно-мистические идеи суфизма.

ƒругие, кроме фарси и урду, индийские литературы на живых €зыках развивались в XIIIЧXV вв. по двум направлени€м: либо в русле придворной поэзии под санскритским вли€нием, либо как литературы новых религиозных движений, мало св€занные с нормами санскритской поэтики и ориентированные преимущественно на фольклор. —анскритска€ литература в эту эпоху продолжала переводитьс€ и перелагатьс€ на все €зыки средневековой »ндии, на которых оформл€лись под ее воздействием самобытные жанры, равно как использовались и традиционные: эпическа€ поэма, лирическа€ поэма-послание, поэма из ста строф (шатака), чампа Ч смесь стихов и прозы. √уманистические устремлени€ в литературах »ндии также про€вл€лись с разной степенью зрелости. ¬ одних (литература телугу) они давали о себе знать в виде неосознанных тенденций, в других (хинди, бенгальска€) обозначились вполне определенно.

 рупнейшими представител€ми южноиндийской поэзии телугу XV в. были Ўринатх (1380Ч1465) и Ѕаммер ѕотана (1405Ч1480). ƒл€ Ўринатха характерно воспевание красот и радостей жизни (поэмы Ђѕовествование о любви нишадцаї, Ђ¬оспевание любвиї), патриотическа€ тематика (поэма Ђ—казание о геро€х ѕалнадуї). √лавное произведение Ѕаммера ѕотаны Ђјндхра-ћахабхагаватамуї (Ђ¬еликое сказание о √осподеї) было создано на основе санскритской ЂЅхагаваты-пураныї и приобрело в јндхаре попул€рность, большую, чем велика€ поэма древности Ђ–ама€наї.

яркими выразител€ми гуманистических идеалов в средневековой индийской литературе стали представители мощного демократического направлени€ в поэзии, св€занные с религиозно-реформаторским движением бхакти (букв. Ч преданность). ¬ своем творчестве они утверждали, что жизнь человека самоценна и определ€етс€ не обсто€тельствами его рождени€, а силой преданности и любви к Ѕогу. ќбъ€вив стремление к Ѕогу естественной целью человеческой жизни, они выводили его из единства души человеческой и божественной души (ћирового духа). »дею равенства людей перед Ѕогом они переносили также в социальную сферу. Ќезависимо от €зыка и локализации литература бхакти Ч €вление общеиндийское.

»скусство

ѕроникновение ислама в »ндию привело к изменени€м в национальной архитектуре и изобразительном искусстве, внедрению новых типов зданий Ч мечетей, минаретов, мавзолеев, медресе, утверждению плоского узорчатого орнамента взамен объемного скульптурного декора. «апрет ислама изображать живые существа нанес т€желый урон индийской скульптуре и живописи. ћногие индусские храмы разрушались, а новые не возводились. Ћишь с середины XV в. при воцарении династии Ћоди в мусульманскую архитектуру начали проникать некоторые элементы индусского стил€. «дани€ стали выгл€деть из€щнее и были невелики по размерам, €вл€€ €ркий контраст величественной архитектуре династии “углаков (XIV в.), о которой дают представление развалины города —ири и “углакабада.

Ўедевром мусульманской архитектуры стал возведенный в ƒели в 1220 г. 73-метровый минарет  утб-ћинар. ќн представл€ет собой мощную, ребристую башню, облицованную красным и золотистым песчаником, с резным сплетением геометрического орнамента и арабской в€зи. —хватывающие ствол минарета массивные полуколонны (гофры), перехваченные узорными по€сами и балконами, родн€т  утб-ћинар с индуистскими храмовыми башн€ми Ч шикхарами. ѕо типу постройки минарет (от араб. минара Ч ма€к, сигнальна€ светова€ башн€) представл€л собой высокую башню, предназначенную дл€ призыва мусульман на молитву, совершаемого служителем мечети Ч муэдзином (от араб. взывающий) с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчанной фонарем. ћинарет Ч один из главных наружных признаков мечети, мусульманского культового здани€, предназначенного дл€ молитвы, символ мусульманского присутстви€ на завоеванных арабами земл€х. –€дом с гигантским минаретом, построенном при султане династии √ул€мов, »льтутмыше (1210Ч1246), находитс€ и гробница правител€ Ч мавзолей »льтутмыша Ч другой €ркий образец архитектуры эпохи. Ёто квадратное купольное здание с арочными входами с четырех сторон, стены которого украшены орнаментом и каллиграфией, послужило образцом дл€ более поздних мавзолеев.


Ёпоха





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1634 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

535 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.