Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—редневековь€




ќбща€ характеристика периода

 

Ёпоха политической раздробленности, открывающа€ историю —редневекового  ита€, не прервала традицию культурного развити€ страны. ¬след за империей ’ань, сметенной народным восстанием Ђжелтых пов€зокї, наступила эпоха “роецарстви€ (220 Ч 280): образовались три самосто€тельных государства Ч ¬эй, Ўу и ”. Ёто было врем€ войн, эпидемий, голода, кресть€нских волнений. ѕротивоборство трех царств завершилось победой правопреемницы ¬эй Ч империи ÷зинь (280Ч316). » хот€ формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. –азложение имперского пор€дка сделало  итай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. ѕод их натиском китайцы бежали на юг, за реку янцзы. “ак произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшеес€ с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода —еверных и ёжных династий. Ёто обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры  ита€ IIIЧVI вв.

–елиги€

ѕолитическа€ ситуаци€ отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые €влени€, как религиозный даосизм и чань-буддизм. ƒаосизм был тесно св€зан с мистическими сектами. ¬озглавл€вшие их св€щенники, чаще всего из простолюдинов, прит€зали на обладание ниспосланных им лично с Ќеба откровений. ƒвижение Ђнебесных наставниковї, зародившеес€ в —еверном  итае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами.   концу столети€ народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. ќстава€сь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким сло€м общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. ѕопул€рными в этой среде были идеи близкого конца света.

ƒао, объедин€ющее в себе три Ђдаоские драгоценностиї: энергию Ц ци, сем€ Ц цзини, дух Ч шэнь  

ƒатой прихода буддизма в  итай считаетс€ 65 г. н. э., когда близ города Ћо€на был возведен знаменитый монастырь Ѕаймасы (Ѕелой лошади). ѕо преданию, именно на лошади белой масти в  итай из »ндии были доставлены первые буддийские сочинени€ Ч сутры (букв. Ч нить, жанр произведений, состо€щий из афоризмов). ѕадение династии ’ань в 220 г. ослабило позиции той части знати, котора€ ратовала за традиционное конфуцианство, что благопри€тно сказалось на распространении в  итае буддизма. ѕрав€щие династии, часто смен€вшие друг друга, видели в буддизме свою опору. “ак, в одном только V в. было основано 17 тыс€ч культовых мест. ѕризнанными центрами буддизма стали города Ћо€н, „аньань и Ќанкин.

Ѕуддизм в  итае быстро приспособилс€ к национальным традици€м. Ѕуддизм утверждалс€ здесь сначала в форме учени€ Ќагарджуны, а затем в мистической разновидности учени€ Ѕодхидхармы (1-€ пол. VЎ в. н.э., кит. ƒамо).

—о временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

“аким образом, первоначально буддизм воспринималс€ в  итае как одна из форм даосизма.   VI в. буддизм стал в  итае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Ѕуддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. ¬ комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство Ђтрех религийї, в котором каждое учение как бы дополн€ло два других.

¬ течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие вли€ние на буддийские традиции всего ƒальнего ¬остока. —реди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгл€д на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасени€ всех живых существ в этой жизни. ѕо сей день большим вли€нием пользуетс€ оформивша€с€ в конце VI в. школа Ђ„истой «емлиї, обещающа€ спасение верой в будду јмитабху. Ёто учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знани€ сутр и исполнени€ сложных религиозных обр€дов, призывало к Ђдуманию о Ѕуддеї, утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени јмитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

¬ середине VI в. индийским проповедником Ѕодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитаци€. »менно ее приверженцы отказались от изучени€ сутр и вс€кого ритуала. ¬ отличие от других школ чаньские учител€ высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. ћедитацию они также трактовали по-новому Ч как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существовани€. Ѕудучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое вли€ние на национальное искусство.

Ћитература

Ћитература в  итае издревле занимала уникальное по значимости место. ѕро€вленна€ на государственных экзаменах литературна€ одаренность давала ученику право претендовать на высшие должности в империи. ¬едущее место в китайской классической литературе занимала поэзи€, ее же основу составл€ла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

∆анр литературной поэзии IIIЧVI вв. прошел несколько этапов развити€.   концу II Ч первой трети III вв. относитс€ творчество поэтов из семейства ƒао и пле€ды Ђ—емь цз€ньаньских мужейї. ƒо наших дней дошло около 300 стихотворений поэтов той поры. ƒл€ их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности и личностного начала, пафос объединительных идей, сочувствие к бедам народа.

—обытием в истории китайской поэзии было рождение п€тисловного стиха Ч фу, который пришел на смену четырехсловному, господствовавшему ранее. ѕ€тый иероглиф приблизил поэтический €зык к разговорной речи, народной песне, из которой он и развилс€. Ђ«олотой векї фу началс€ с  ун ∆уна (153Ч208) и ÷ао „жи (192Ч232). Ћучшие стихи самого смелого из поэтов  ун ∆уна были написаны в тюрьме, куда его заточил за критику основател€ династии ¬эй. „ерез все творчество ÷ао „жи прошел образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

—ледующий шаг в развитии п€тисловных стихов сделали семь друзей литераторов Ч Ђ—емь мудрых из бамбуковой рощиї. ќни положили начало поэтическому профессионализму в  итае. ƒо наших дней дошли стихи двух представителей этого поэтического содружества Ч ∆уань ÷зи (210Ч263) и ÷зи  ана (223Ч262). “ворчество ∆уань ÷зи отличали глубокий лиризм и трагизм мироощущени€. ≈го дух сопротивлени€ выражалс€ в переживании непосто€нства всего сущего, изменчивости всего, даже Ђсолнце и луна по€вл€ютс€ и исчезаютї. –азоблачение алчности власть имущих в Ђ—тихах о скрытом негодованииї ÷зи  ана, написанных им в тюрьме, стоило поэту жизни. ѕетицию с выражением симпатии к казненному подписали 3000 человек, что было невиданным прецедентом.

IV столетие проходит под знаком господства Ђѕоэзии таинственных реченийї Ч модных среди аристократов стихов на темы даоской философии.  онтрастом ей €вилось творчество великого национального поэта  ита€ Too ёань-мина (365Ч427), жившего на юге страны, автора дошедших до нас 160 стихотворений. ≈го стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

 

∆ену € зову, детей мы берем с собою,

» в добрый к нам день гул€ть далеко уходим.

 

—ам поэт совершил подвиг разрыва с обеспеченной жизнью, предназначенной ему по праву рождени€. √осударственную службу он начал в 29 лет, а в 41 год покинул ее, уйд€ с должности начальника небольшого уезда. ¬ыбрав правду простого существовани€, вместе с ней он получил в придачу и бедность. ќдним из лучших в китайской поэзии считаетс€ его стихотворение из цикла Ђ«а виномї:

 

ќчертань€ горы

так прекрасны в закатный час,

 огда птицы над ней

чередою лет€т домой!

 

¬ этом всем дл€ мен€

заключен насто€щий смысл,

я хочу рассказать,

и уже € забыл слова.

 

Ќа V в. приходитс€ расцвет пейзажной лирики (Ђ—тихи о горах и водахї). ќткрыватели ее Ч поэты юга из семейства —е Ч —е Ћиньюнь (385 Ч433) и —е “€о (464Ч 499). —е Ћиньюнь всматриваетс€ и вслушиваетс€ в природу, наход€сь в посто€нном предчувствии минуты, когда очертани€ гор откроют ему смысл мироздани€. ѕоэзи€ —е “€о уже во многом предвосхищает Ђзолотой векї танской лирики. ќна становилась все более предметной и €сной, хот€ и сохран€ла еще налет рафинированности, обусловленный вкусами среды и времени. — конца V в. началось формирование придворного стил€, который господствовал в китайской поэзии в течение последующих двух столетий. ≈му были присущи забота о благозвучности стиха, узкий набор заданных тем, словесный этикет.

Ќар€ду с литературной поэзией в IIIЧVI вв. развивалс€ жанр народной песни. ѕроизведени€ дошли до нас благодар€ де€тельности особого государственного учреждени€ Ч ћузыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. ќсновна€ часть песен относитс€ к жанру любовной лирики, возникшей в среде горожан. —еверна€ поэзи€ в отличие от южной разнообразнее по содержанию. ¬ ней немало воинских песен, по стилю она более груба и непосредственна.

 итайска€ проза IIIЧVI вв. продолжала оставатьс€ многожанровой. »сторические и географические сочинени€ становились все более научными. —реди них выдел€лись сочинени€ „энь Ўоу (233Ч297) Ђ»стори€ “роецарстви€ї, ‘ань ≈ (398Ч445) Ђ»стори€ поздней ’аньї, Ћи ƒао-юан€ (?Ч 527) Ђ омментарий к  ниге ¬одї и “о ѕу (276 Ч 324) Ђ омментарии к  ниге гор и морейї.

¬едущим прозаическим жанром эпохи была близка€ к поэзии ритмическа€ философска€ проза, родивша€с€ вокруг бесед и споров на религиозные темы: Ђѕисьма о разрывеї, трактаты Ђќ долголетииї, Ђќпровержение теории о естественной любви к учениюї.

ѕериод смутного времени отмечен рождением в  итае из Ђрассказов об удивительномї художественной повествовательной прозы. “акие сочинени€ имели назидательный характер, утверждали с помощью собранных примеров веру в нечистую силу, даоских бессмертных, могущество учени€ Ѕудды. »нтерес к таким рассказам в обществе был огромен, их коллекционировали и распростран€ли в виде сборников, типа Ђ«аписей о духахї “ань Ѕао (IIIЧIV вв.), Ђ∆изнеописаний св€тых и бессмертныхї √э ’уна (IIIЧIV вв.).

–ассказы о мирских событи€х и люд€х, в том числе и исторические анекдоты, как особый жанр прозаической литературы также по€вились в IVЧ VI вв. ѕодобные повествовани€ были всегда лаконичны и содержали запись лишь одного событи€. Ќаиболее попул€рными стали Ђ–ассказы о событи€х в миреї Ћю »-цина (403Ч444), распределенные по рубрикам: дела, €зык, правлени€, поступки. ƒеление не было случайным. јвтор создал как бы художественную иллюстрацию к трактату III в. Ћю Ўао Ђќписание людейї, дававшему оценки черт человеческого характера.

»скусство

Ќесмотр€ на €вный литературоцентризм культурного развити€ –аннего —редневековь€, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Ќа стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными стату€ми, рельефами, фресками. —реди прочих выдел€ютс€ монастыри близ ƒуньхуана Ч ёньган, Ћунмэнь и ÷€ньфодун. ¬ св€тых местах сложилс€ обычай строить пагоды (кит. бао-та Ч башн€ сокровищ) Ч много€русные мемориальные башни-реликварии.

¬ изобразительном искусстве центральное место зан€ли образы небожителей и юных заступников за человечество, отмеченные удлиненными пропорци€ми и из€ществом исполнени€. ¬ скульптуре пещерных монастырей преобладали т€желовесные и статичные, сросшиес€ с массой скалы колоссальные статуи Ѕудды, сид€щего в строго фронтальной позе с подн€той в жесте поучени€ рукой.

Ќа юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не св€занный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. ќни выполн€лись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха €вно сближались с искусством каллиграфии. ќт V в. дошел до нас самый древний сохранившийс€ целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм ЂЎесть правил живописиї. ≈го автор —е ’э (ок. 500) оказал основополагающее вли€ние на теорию изобразительного искусства  ита€. ѕервые два закона —е ’э содержали философские принципы живописи Ч постулат одухотворенного ритма и пластической динамики, остальные четыре намечали частные аспекты техники Ч сходство, цвет, композицию, копирование.

Ќаука и техника

ѕериод политической раздробленности не приостановил развитие науки и техники в  итае. ¬еликим достижением китайской математики стали результаты вычислений, сделанные в V в. отцом и сыном ÷зу „унчжи и ÷зу √эньчжи. — помощью не известных нам методов они получили точное число до дес€того знака после зап€той. Ёто достижение было зафиксировано в летописи, сами же труды бесследно исчезли.

 итайцы открыли способ измерени€ физических тел на рассто€нии, пришли к выводу, что Ђземл€ имеет форму, а небо лишено телаї. ¬первые в истории календар€ в  итае использовали прецессию1, знали около полутора тыс€ч звезд. –азработали диагностику заболеваний: исход€ из учени€ о темном и светлом началах, объ€снили св€зь между физиологией, патологией и заболеванием, открыли методы биологического контрол€ за растени€ми.

¬ V в. был разработан процесс сплавлени€ металлов, при котором чугун и ковка€ сталь плавились до получени€ новой стали1.

¬ III в. впервые в мировой практике китайцы научились отливать металлические стремена совершенной формы. Ќа запад их принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. ѕо€вилс€ навигационный Ђкибернетический приборї, работающий по принципу обратной св€зи. ≈го называли Ђповозкой, указывающей на югї. Ёто устройство не имело ничего общего с магнитным компасом и представл€ло собой именно повозку, увенчанную нефритовой фигуркой мудреца.  уда бы ни поворачивалась повозка, даже если она ездила по кругу, выт€нута€ рука мудреца всегда показывала на юг.

ќдним из наиболее удивительных предметов, созданных китайскими мастерами, были Ђволшебные зеркалаї. ќни существовали уже в V в. ¬ыпукла€ отражающа€ сторона зеркала отливалась из светлой бронзы и полировалась до блеска. ќборотна€ сторона покрывалась литыми бронзовыми рисунками и иероглифами. ѕод €ркими лучами солнца через отражающую поверхность можно было смотреть насквозь и видеть узоры обратной стороны, словно бронза становилась прозрачной. “айну разгадали только в XX в., когда изучению доступна стала микроструктура металлических поверхностей.

¬ VI в. по€вились в  итае первые спички. —читаетс€, что своим по€влением они об€заны осаде императорского дворца в 577 г. в северном царстве ÷и.  огда у осажденных вышел весь трут, кто-то придумал окунать маленькие сосновые палочки в серу и, высушив, держать их наготове. —начала это чудесное изобретение называли Ђрабом, принос€щим огоньї, а позже, когда спички начали продавать, по€вилось новое название Ч Ђзажигательные палочкиї.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1456 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1221 - | 1097 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.