Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрабска€ культура




 

 

”же в –аннее —редневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. ” каждого племени јравии был свой поэт, восхвал€ющий своих соплеменников и клеймивший врагов. ѕоэт пользовалс€ ритмизованной прозой, ритмов было множество. ѕолагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравлива€сь к ходу своего Ђкорабл€ пустыниї1.

Ћитература

¬ первые века ислама искусство рифмовать становитс€ в больших городах придворным ремеслом. ѕоэты выступали и как литературоведы. ¬ VIIIЧ’ вв. были записаны многие произведени€ доисламской арабской устной поэзии. “ак, в IX в. были составлены два сборника Ђ’амасаї (Ђѕесни доблестиї), в которые вошли стихотворени€ более 500 староарабских поэтов. ¬ ’ в. писателем, ученым, музыкантом јбу-ль-‘арадж јль-»сфахани была составлена многотомна€ антологи€ Ђ итаб ал-јганиї (Ђ нига песенї), включающа€ произведени€ и биографии поэтов, а также сведени€ о композиторах, исполнител€х.

ќтношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. ќни верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даетс€ им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам.  роме того, арабов почти совсем не интересовала конкретна€ личность поэта. ќни считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к €сновидению.

ѕоэтому не обо всех великих поэтах јрабского ¬остока сохранились полные и достоверные сведени€.

¬ыдающимс€ поэтом был јбу Ќувас (между 747Ч762 Ч между 813Ч815), виртуозно владеющий формой стиха. ƒл€ него были характерны ирони€ и

ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивалс€ над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

јбуль-јтахи€ искал опору в аскетизме и вере. ≈го перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. ќтрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище Ч Ђне знающий чувства мерыї.

∆изнь јль-ћутанабби прошла в бесконечных скитани€х. ќн был честолюбив и горд, и то восхвал€л в своих стихах владык —ирии, ≈гипта, »рана, то ссорилс€ с ними. ћногие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

“ворчество јбу-ль-јла аль ћаари (973Ч1057/58) из —ирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. »звестно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить  оран, богословие, мусульманские право, староарабские предани€ и современную поэзию. ќн знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуетс€ колоссальна€ эрудици€. ќн был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдани€, что было, по его мнению, неизбежным законом быти€ (книга лирики Ђќб€зательность необ€зательногої, Ђѕослание о прощенииї, Ђѕослание об ангелахї).

¬ XЧXV вв. постепенно сложилс€ знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок Ђ“ыс€ча и одна ночьї. ¬ основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Ёто сказки про јли-бабу, јладдина, —инбада-морехода и др. √еро€ми сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. »злюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин Ч дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Ќепреход€щую мировую славу принесли ќмару ’ай€му (1048Ч1122), персидскому поэту, ученому, его стихи Ч философские, гедонические и вольнодумные рубай:

 

Ќежным женским лицом и зеленой травой

Ѕуду € наслаждатьс€, покуда живой.

ѕил вино, пью вино и, наверное, буду

ѕить вино до минуты своей роковой.

 

¬ средневековой арабской культуре поэзи€ и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествовани€, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведени€, и даже в официальные послани€ средневековых правителей. » вс€ арабска€ литература была объединена мусульманской верой и  ораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

¬остоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходитс€ на VIIIЧIX вв.: в этот период быстро развивающийс€ арабский мир сто€л во главе мировой цивилизации. — XII в. уровень культурной жизни снижаетс€. Ќачинаютс€ гонени€ на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесн€етс€ светска€ культура, усиливаетс€ давление на естественные науки. ќбычной практикой стало публичное сожжение книг. ќсновные научные достижени€ арабских ученых относ€тс€, таким образом, ко времени –аннего —редневековь€.

 

«начителен был вклад арабов в математическую науку. ∆ивший в ’ в. јбу-л-¬афа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15∞, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Ќаука

ѕоэт, ученый ќмар ’ай€м написал Ђјлгебруї Ч выдающеес€ сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. ќн также успешно занималс€ проблемой иррациональных и действительных чисел. ≈му принадлежит философский трактат Ђќ всеобщности быти€ї. ¬ 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

¬ыдающимс€ ученым ≈гипта был »бн-аль-’айсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Ѕольших успехов достигла медицина Ч она развивалась более успешно, чем в ≈вропе или на ƒальнем ¬остоке. јрабскую средневековую медицину прославил »бн-—ина Ч јвиценна (980Ч1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгл€ды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей Ђ анон врачебной наукиї. ћного веков этот труд был дл€ врачей об€зательным руководством. јбу Ѕакр ћухаммед ар-–ази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, примен€л оспопрививание. —ирийска€ семь€ Ѕахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

јрабска€ философи€ во многом развивалась на базе античного наследи€. ”чеными-философами были »бн-—ина, автор философского трактата Ђ нига исцелени€ї. ”ченые активно переводили сочинени€ античных авторов.

»звестными философами были јль- инди, живший в IX в., и аль- ‘араби (870Ч950), называемый Ђвторым учителемї, т. е. после јристотел€, которого ‘араби комментировал. ”ченые, объединившиес€ в философский кружок ЂЅрать€ чистотыї в городе Ѕасра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

–азвивалась и историческа€ мысль. ≈сли в VIIЧVIII вв. на арабском €зыке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о ћухаммеде, походах и завоевани€х арабов, то в IX в. составл€ютс€ крупные труды по истории. ¬едущими представител€ми исторической науки были ал-Ѕелазури, писавший об арабских завоевани€х, аль-Ќакуби, ат-“абари и ал-ћасуди, авторы трудов по всеобщей истории. »менно истори€ останетс€ той фактически единственной отраслью научного знани€, котора€ будет развиватьс€ в XIIIЧXV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на јрабском ¬остоке не развивались ни точные науки, ни математика. Ќаиболее известными историками XIVЧXV вв. были египт€нин ћакризи, составивший историю коптов, и »бн-’алдун, первый из арабских историков попытавшийс€ создать теорию истории. ¬ качестве главного фактора, определ€ющего исторический процесс, он выделил природные услови€ страны.

јрабска€ словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIIIЧIX вв. была составлена арабска€ грамматика, котора€ легла в основу всех последующих грамматик.

÷ентрами средневековой арабской науки были города Ѕагдад,  уфа, Ѕасра, ’аррон. ќсобенно оживленной была научна€ жизнь Ѕагдада, где был создан Ђƒом наукиї Ч своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков:

  ’ в. во многих городах по€вились средние и высшие мусульманские школы Ч медресе. ¬ XЧXIII вв. в ≈вропе стала известна по арабским сочинени€м знакова€ дес€тична€ система дл€ записи цифр, получивша€ название Ђарабские цифрыї.

јрхитектура. »скусство

—ледует сказать, что средневекова€ арабска€ архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

Ќаиболее известные пам€тники архитектуры того времени мечеть јмра в ‘устате и соборна€ мечеть в  уфе, созданные в VII в. “огда же был построен знаменитый храм Ђ упол скалыї в ƒамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. — VIIЧVIII вв. мечети имели пр€моугольный двор, окруженный галере€ми, многоколонный молитвенный зал. ѕозднее по€вились монументальные порталы на главном фасаде.

— ’ в. здани€ начинают украшать из€щными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи Ч арабска€ в€зь. “акой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развити€ и ритмического повторени€ узора.

ћечеть √аухар-шад. ћешхед. 1405-1418. »ран

ќбъектом хаджжа1 мусульман стал  ааба Ч храм в ћекке, имеющий форму куба. ¬ стене его находитс€ ниша с черным камнем Ч как полагают современные исследователи, веро€тно, метеоритного происхождени€. Ётот черный камень почитаетс€ символом јллаха, олицетвор€ющим его присутствие.

»слам, выступа€ за строгое единобожие, боролс€ с племенными культами аравит€н. ƒл€ того чтобы уничтожить пам€ть о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобр€лись изображени€ живых существ. ¬ результате живопись не получила в арабской культуре значительного развити€, ограничива€сь орнаментами. — XII в. начало развиватьс€ искусство миниатюр, в том числе книжной.

¬ целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. —очетание €рких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской

 

символике.

¬ознесение пророка ћухаммеда. —редневекова€ арабска€ миниатюра

јрабы считали лучшим дл€ глаз цветом красный Ч это был цвет женщин, детей и радости. Ќасколько был любим красный, настолько был презираем серый. Ѕелый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. ќсобенно выдел€лс€ в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. ¬ течение многих веков он был запретен и дл€ немусульман, и дл€ низших слоев приверженцев ислама.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1877 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

499 - | 444 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.