Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–одина ислама




 

ѕлемена јравии

ќсновна€ часть территории јравии Ч степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительна€ часть земель была пригодна дл€ зан€ти€ земледелием. Ѕольшинство населени€ полуострова составл€ли кочевники-бедуины, которые называли себ€ арабами Ч слово Ђарабї означало Ђлихой наездникї. ”же в первые века нашей эры летучие бедуинские отр€ды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено было считатьс€ оседлое городское население.  очевники грабили караваны горожан Ч они считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, травили посевы. √орожане сопротивл€лись и зло высмеивали Ђверблюжатниковї. ќднако и тем, и другим было трудно в непростых природных услови€х, требовавших максимального напр€жени€ сил, дл€ того чтобы выжить. ¬ их отношении к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценност€ми как оседлых, так и бедуинов были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. ¬ среде кочевых племен и зародилс€ ислам1 Ч будуща€ мирова€ религи€, оказавша€ исключительно сильное вли€ние на страны ¬остока и быстро распространивша€с€ и прин€та€ всеми жител€ми јравийского полуострова.

ѕророк ћухаммед

»слам возник в начале VII в. н. э. ќснователем ислама был реальный человек Ч пророк ћухаммед1, биографи€ которого довольно хорошо известна.

ћухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем д€д€, богатый торговец. ¬ молодости ћухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. ќна организовывала караваны, которые отправл€лись за товарами в другие земли. ќни поженились Ч это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. ¬сего же у пророка было дев€ть жен.

—о временем ћухаммед все меньше интересовалс€ торговлей и все больше Ч вопросами веры. —вои первые откровени€ он получил во сне Ч ему €вилс€ ангел ƒжабраил, посланник јллаха, и объ€вил его волю: ћухаммед должен проповедовать во им€ его, господа. ќткровени€ становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в ћекке. Ќесмотр€ на страстность ћухаммеда, число его сторонников росло медленно. ¬ 622 г. ћухаммед покинул ћекку и переселилс€ в другой город Ч чуть позже его назовут ћединой Ч городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. — этого года Ч бегства в ћедину и начинаетс€ мусульманское летоисчисление.

∆ители ћедины признали ћухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить ћекку. ќжесточенна€ война между этими городами закончилась полной победой ћедины. ¬ 630 г. ћухаммед торжественно вернулс€ в ћекку, котора€ стала центром ислама.

“огда же формируетс€ мусульманское теократическое государство Ч јрабский халифат, первым руководителем которого был сам ћухаммед. ≈го сподвижники и преемники на посту главы халифата2 провели целый р€д удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. »слам (или мусульманство) становитс€ государственной религией јрабского ¬остока. ћухаммед умер в 632 г. и был похоронен в ћедине. ≈го могила Ч важнейша€ св€тын€ ислама.

”же к VIII в. арабы подчинили ѕалестину, —ирию, ≈гипет, »ран, »рак, часть территории «акавказь€, —редней јзии, —еверной јфрики, »спании. ќднако это огромное политическое образование не было прочным и в начале ’ в. распалось на отдельные самосто€тельные части Ч эмираты. „то же касаетс€ арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себ€ многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей ≈гипта), иудеев, народов —редней јзии и других, Ч она в главном оставалась единой. Ётим ведущим св€зующим звеном был ислам.

»слам

”ченые признают, что ислам возник из соединени€ элементов иудейства, христианства, а также некоторых обр€дных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI Ч начала VII вв. были €зычниками, политеистами, в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. ќднако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство €вл€етс€ самосто€тельной религией. ќсновные положени€ ислама свод€тс€ к следующему.

ћусульмане вер€т в единого Ѕога Ч јллаха, всемогущего и непостижимого дл€ человека. ƒл€ того чтобы рассказать человечеству правду о Ѕоге и мире, были выбраны специальные люди Ч пророки, последним из которых и был ћухаммед. ƒругими, более ранними пророками были јдам, Ќой, јвраам, Ћот, ћоисей, ƒавид, —оломон, »исус ’ристос и др., чьи учени€ были затем во многом искажены их последовател€ми, за исключением, разумеетс€, оставшегос€ истинным учени€ ћухаммеда. “аким образом, ислам выдел€ет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, счита€ их Ђлюдьми писани€ї.

¬ид€ в ’ристе пророка, ислам выступает против христианского учени€ о единосущности ’риста с Ѕогом и против представлени€ о “роице в целом, утвержда€, что Ђбогу не свойственно иметь детейї и Ђоткуда будут у него дети, когда не было у него подругиї.

ћир, согласно исламу, был создан за шесть дней: јллах сказал: ЂЅудьї, и по€вились небеса и земл€. „еловек был сотворен јллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, јллах вдохнул в человека Ђсвой духї Ч жизнь. “аким образом, человек состоит из двух сущностей Ч телесной и духовной. ∆енщина вышла из ребра јдама: во врем€ его сна Ч Ђсладкой дремотыї ангел по воле Ѕога достал у јдама ребро и произвел на свет ≈ву (’аву) Ч Ђпри€тного товарищаї, чтобы јдам не скучал.

»слам учит, что счастливый период в истории человечества осталс€ позади Ч это то врем€, когда јдам и ≈ва жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. ѕосле изгнани€ из ра€ сколько бы ни старалс€ человек, вр€д ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. ∆изнь в здешнем мире, увер€ет ислам, есть Ђобманчива€ утеха, обольщение, суетный нар€д, тщеславиеї. ѕоэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.

ћусульмане вер€т, что после смерти человека ждет божественное возмездие Ч всеобщий божий суд. ѕосмертна€ участь человека будет зависеть от того, как он вел себ€ при жизни, от соотношени€ в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. ѕодсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы завод€т специальный свиток, куда занос€т все его де€ни€. ¬ день —трашного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад.

—удьба человека и его смертный час, говор€т мусульмане, заранее записаны в  ниге —удеб. ќтношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: Ђ¬сем назначен день смертиї. ѕод судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизмен€емый ход времени. »слам развил и усилил этот подход Ч на судьбу стали смотреть как на про€вление воли единого и всесильного бога.

¬ажнейшим в исламе был вопрос о том, как соотнос€тс€ вол€ бога и человека. ¬едь јллах всемогущ, он создал людей и все их поступки. » если все происход€щее в мире Ч и доброе, и дурное Ч предначертано јллахом, то нужно ли восхвал€ть праведников и следует ли ненавидеть грешников? ¬ конце концов и те, и другие живут всего лишь согласно повелени€м всевышнего. » если вол€ јллаха абсолютна, то где различи€ между добром и злом?

¬ ’ в. ответ на этот вопрос попыталс€ дать известный мусульманский богослов аль-јшари. ќн утверждал, что јллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. —торонники этой позиции составили религиозно-правовую школу шафиитов. ƒругие известные богословы аль-ћатуриди и Ћбу ’анифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а јллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих. “акую точку зрени€ раздел€ют ханифиты.

¬опрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. ”же в VII в. возникли три основных направлени€ в исламе, существующие и поныне. ќсновой делени€ послужил спор о принципах наследовани€ религиозной и светской власти. ’араждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. —огласно концепции суннитов1, между религиозной общиной и будущим главой государства Чхалифом Ч должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетвор€ть следующим услови€м, иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам ћухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботитьс€ о своих подданных. Ўииты2 полагали, что государственна€ и религиозна€ власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к пр€мым наследникам ћухаммеда.

Ќа рубеже VIIЧVIII вв. в исламе сложилось еще одно течение Ч суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Ёто течение носило аскетическо-мистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. ќни осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречени€ дл€ спасени€ души и сли€ни€ с богом и разработали учение о постепенном познании бога и сли€нии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарени€.

 оран

ќсновные положени€ ислама изложены в главной св€щенной книге мусульман Ч  оране (от араб. куран Ч чтение). ќснову его составл€ют заповеди, проповеди,

обр€довые и юридические установлени€, молитвы, назидательные рассказы и притчи ћухаммеда, произнесенные им в ћедине и ћекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровени€ первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листь€х и камн€х). ”ченики ћухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии.  оран написан рифмованной прозой и ритмическими предложени€ми, арабисты cчитают рифму изысканной, а ритм Ч четким.

¬се изречени€, в которых говор€щим лицом €вл€етс€ не ћухаммед, а јллах, относ€т к числу откровений, все прочие Ч к числу преданий. ѕолный текст  орана был собран уже после смерти ћухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе ќсмане, который был сподвижником и з€тем ћухаммеда, этот текст был объ€влен каноническим. ¬скоре были составлены и комментарии к  орану.

¬ —редние века было немало людей, которые знали  оран наизусть.  оран было запрещено переводить с арабского на другие €зыки, и именно на  оране было основано обучение арабскому €зыку. »сламизаци€ предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского €зыка. јрабизаци€ в —редние века была одним из важнейших элементов создани€ мусульманской культуры.

јрабский €зык

“аким образом, роль арабского €зыка в становлении культуры јрабского ¬остока огромна: нар€ду с исламом он был мощным фактором, объедин€ющим все арабские страны. ѕрин€то считать, что классический литературный арабский €зык сложилс€ в эпоху –аннего —редневековь€ на базе староарабской поэзии и  орана. јрабска€ письменность расцениваетс€ арабами как величайша€ культурна€ ценность, а ее авторство приписываетс€ легендарному родоначальнику арабов Ч »смаилу.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2032 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

530 - | 400 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.