Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒревних слав€н. —в€зь обычаев с природными силами




 

—в€зь обычаев с природными силами

 

Ќепрерывна€ борьба и поочередна€ победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлена в представлени€х слав€н о круговороте времен года. ≈го исходной точкой было наступление нового года Ч рождение нового солнца в конце декабр€, празднование, получившее у слав€н греко-римское название Ђкол€дыї (calendae Ч первый день нового мес€ца). ѕолную победу нового громовника над зимой Ч Ђсмертьюї в день весеннего равноденстви€ справл€ли обр€дом похорон ћарены. —юда же относитс€ обычай ходить с маем (символом весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, €йцами. Ѕожество солнца, провожаемого на зиму, получило название  упалы, а также ярилы и  остромы. ¬ одном из старинных пам€тников XVII в. он описывалс€ следующим образом:

 

¬ечером накануне »ванова дн€ собираютс€ вместе молодцы и девушки и плетут венки из разных цветов, надева€ их на голову или привешива€ у по€са. ќни зажигают костер и, вз€вшись за руки, пл€шут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают  уполу. ѕотом они перепрыгивают через огонь1.

 

—ожжение или потопление в реке соломенного чучела или другого изображени€  упалы напоминает о св€зи праздника с солнечным божеством.

јрхаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, хороводов и зеленых березок Ђсемикаї, Ђрусальной неделиї и других сопровождались заклинательными магическими обр€дами и были своего рода молени€ми богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. “ак, в несколько мрачный »льин день русские кресть€не еще в XIX в. закалывали выкормленного всем. селом быка в честь повелител€ ћолний, воспреемника древнего ѕеруна.

ƒвоеверие: €зычество и христианство

Ѕольшие глубокие сосуды в ƒревней –уси именовали чарами и использовали дл€ новогоднего гадань€ об урожае (чародейство). Ќа них часто изображали 12 разных рисунков, составл€вших замкнутый круг, Ч символ 12 мес€цев. ¬ селе Ћепесовке на ¬олыни было обнаружено древнее св€тилище так называемой „ерн€ховской культуры IIЧIV вв. јлтарь св€тилища был сложен из осколков больших глин€ных чаш. ѕо венчику одной из них шел орнамент из 12 пр€моугольных рамок с разными рисунками. —реди них три косых креста, обозначавших три срока главных солнечных праздников: 25 декабр€, 25 марта и 24 июн€. Ќа трех других рисунках изображались рало, колось€ и плетенки льна, что сопоставимо с мес€цами: апрелем Ч пахота ралом, августом Ч уборка урожа€ и окт€брем Ч трепка льна. Ћепесовска€ чара Ч типичный ритуальный сосуд древних слав€н, предназначенный дл€ новогодних гаданий. Ќайдены и идентифицированы также сосуды, использовавшиес€ дл€ обр€дов сева-жатвы, весенне-летних водных обр€дов, проводившихс€ в св€щенных рощах, у родников и св€занных с богиней-девой, покровительницей плодороди€2.

  моменту прин€ти€ христианства слав€нска€ религи€ не успела еще выработать строгих форм культа. ∆рецы еще не выделились в особое сословие. ∆ертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношени€х с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного вли€ни€ и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. ћесто жертвоприношени€, капище, не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить капь-идола, изображающего богов (капьЧкапище).

ѕри воцарении в  иеве ¬ладимира I им была произведена в 980 г. своего рода €зыческа€ реформа. —трем€сь, очевидно, подн€ть древние народные веровани€ до уровн€ государственной религии, р€дом со своими теремами, на холме, кн€зь приказал поставить дерев€нные кумиры шести богов: ѕеруна с серебр€ной головой и золотыми усами, ’орса, ƒажьбога, —трибога, —емаргла и ћакоши. ¬ладимир установил будто бы даже человеческие жертвоприношени€ этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же врем€ и очень торжественный характер.

 ульт главного бога дружинной знати был введен в Ќовгороде ƒобрыней. ¬округ идола ѕеруна там горело восемь негасимых костров, а пам€ть об этом вечном огне сохран€лась у местного населени€ вплоть до XVII в.

‘рагмент вышивки северорусского полотенца с изображением богинь плодороди€ и магическим орнаментом, символизирующим плодородие

  концу €зыческого периода в св€зи с развитием дружинного элемента сильно усложнились погребальные обр€ды слав€н. —о знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. ѕо свидетельству арабского пу-тешественника јхмеда »бн-‘адлана, совершившего поездку в ¬олжскую Ѕолгарию в качестве посла

багдадского халифа, он наблюдал русские похороны и описал ритуальное убийство на могиле богатого руса его жены.

ќгромный курган высотою с четырехэтажный дом (Ђ„ерна€ ћогилаї в „ернигове) подтверждает это. «десь, по преданию, был похоронен черниговский кн€зь. ¬ процессе раскопок в кургане были найдены золотые византийские монеты, оружие, женские украшени€, турьи рога, окованные серебром, с чеканными узорами былинного сюжета Ч смерти  още€ Ѕессмертного в черниговских лесах.

— древнейших времен человек, охран€€ себ€ от злых сил, покрывал одежду и жилище изображени€миЧ оберегами, сплета€ охранительную символику в единый образ мироздани€. »менно таковы уборы древнерусских кн€гинь времен двоевери€ (€зычества и христианства) и изображени€ на фасадах русских изб, сохранившиес€ на —евере до насто€щего времени.

√оловной убор кн€гини символизировал небо и увенчивалс€ диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находилс€ ƒажьбог или ’ристос (в зависимости от того, €зыческим или христианским был весь убор). „ело кн€гини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. ¬низ от венца спускались цепи Ч р€сны, символизирующие воздушное пространство. ќни покрывались изображени€ми либо струй дожд€, либо птиц, либо сем€н, падающих с неба.   р€снам привешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих пол€. Ёти колты находились на одном уровне с ожерель€ми, изображающими распустившиес€ ростки. Ќа женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий (весенних праздников в честь

богинь Ч подательниц дожд€). Ќаконец, на шею надевалась длинна€ цепь с двум€ головами ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. “ак в женском костюме была отражена вс€ картина миросоздани€ Ч небо, земл€ и подземный мир.

Ќа фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Ќебо представл€лось двухслойным, состо€щим из Ђтвердиї и Ђхл€бейї, т. е. неисс€каемых запасов воды. ’л€би изображались волнистыми лини€ми. Ќа тверди, располагающейс€ ниже хл€бей, было показано положение солнца в трех позици€х Ч утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движетс€ ниже хл€бей, изображени€ светила помещали на дерев€нных Ђполотенцахї, спускавшихс€ с крыши. ќсобенно богато украшалось узором центральное Ђполотенцеї, символизировавшее полдень, Ч там €рко свет€щее солнце изображалось несколько раз, либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировалс€ коньком крыши, означавшим —олнце-кон€. Ќа центральном Ђполотенцеї часто помещали и громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) Ч символ –ода или ѕеруна, оберегавший дом от попадани€ в него молнии.

языческа€ символика кн€жеско-бо€рских украшений

—ведени€ об обыча€х слав€нских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов I тыс. н. э. “ак, интересные сведени€ о военном искусстве слав€н сообщает византийский трактат Ђ—тратегиконї, написанный на рубеже VIЧVII вв. н. э.:

 

ќпытны они и в переправе через реки, превосход€ в этом отношении всех людей. ћужественно выдерживают они

пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихс€ дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаютс€ в пучину вод. ѕри этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доход€щие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельз€ догадатьс€ об их присутствии1.

 

языческие символы на слав€нских колтах и диадемах

 

ѕервые оригинальные сочинени€ восточных слав€н относ€тс€ к концу XI в. и в них строй жизни предков описываетс€ сквозь призму христианского мировоспри€ти€ с резко негативными оценками. ¬от как Ђѕовесть временных летї описывает законы, предани€ и нравы разных племен:

 

ѕол€не имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матер€ми и родител€ми; имеют и брачный обычай: не идет з€ть за невестой, но привод€т ее накануне, а на следующий день принос€т за нее Ч что дают. ј древл€не жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. ј радимичи, в€тичи и север€не имели общий обычай: жили в лесу, как звери, срамословили при отцах и при снохах. » браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пл€ски и на вс€кие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. » если кто умирал, то устраивали по нем тризну... мертвеца сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще в€тичи. Ётого же обыча€ держались и кривичи и прочие €зычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие законы2.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1268 - | 1196 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.