Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒревних слав€н




 

”зелкова€ письменность

 

Ќи одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. Ђѕрежде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущиї. ќбычно, основыва€сь на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом-черноризцем ’рабром, и делают вывод о том, что слав€не до миссионерской де€тельности  ирилла и ћефоди€ не знали письменности. ѕо мнению же р€да современных лингвистов и историков,  ирилл (ок. 827Ч869) и ћефодий (ок. 815Ч885) были не создател€ми, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейс€ при записи ¬елесовой книги. »меютс€ также свидетельства, что, кроме греческой, слав€не имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. «наки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, зав€занных на нит€х, которые заматывались в книги-клубки. ѕам€ть о древнем узелковом письме осталась в €зыке и в фольклоре. ћы до сих пор зав€зываем Ђузелки на пам€тьї, говорим о Ђнити повествовани€ї, Ђхитросплетении сюжетаї. ¬ сказках »ван-царевич прежде чем отправитьс€ в путешествие, получает клубок от бабы яги. –азматыва€ этот своеобразный древний путеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добратьс€ до места.

ѕериод письменной жреческой культуры, видимо, началс€ у слав€н задолго до прин€ти€ христианства. —казка о клубке бабы яги уводит во времена матриархата. ѕо мнению известного ученого-фольклориста ¬.я. ѕроппа, баба яга Ч это типична€ €зыческа€ жрица, возможно, и хранительница Ђбиблиотеки клубковї. ’ранились они в берест€ных коробах (не отсюда ли выражение: наврать с три коробаї), а при чтении нити с узелками вполне могли Ђнаматыватьс€ на усыї, приспособлени€ дл€ чтени€.

¬ древности узелкова€ письменность была распространена достаточно широко. ”зелковым письмом Ђкипуї и Ђвампумї пользовались древние инки и ирокезы. ѕисьмо Ђцзе-шенї было известно в древнем  итае. ‘инны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со слав€нами на северных территори€х –оссии, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе Ђ алевалаї. Ќа многих предметах, подн€тых из захоронений €зыческого времени, просматриваютс€ несимметричные изображени€ узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.

ѕрообразы пиктографического письма

„асто в сочинени€х христианского времени встречаютс€ иллюстрации с изображени€ми сложных переплетений, веро€тно, перерисованных с предметов архаической эпохи. ’удожники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то врем€ правилу нар€ду с христианской символикой использовать и €зыческую. —леды узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи Ђдвоевери€ї, когда христианские св€тилища украшались не только ликами св€тых, но и орнаментальными узорами.

“о, что ’рабр назвал чертами и резами, есть некий прообраз рисуночного, пиктографического письма, широко использовавшегос€ в орнаментальных украшени€х ритуальных предметов. ѕо нему ученые восстанавливают содержание узелкового письма. “ак, изображение простой петли-окружности предположительно расшифровываетс€ как знак –ода. ¬ пиктографическом письме этот знак трактуетс€ более широко: –од Чкак плем€, группа, женщина, орган рождени€, глагол родить. —имвол –ода Ч окружность, €вл€етс€ основой дл€ многих других узлов-иероглифов и условием, способным придать словам сакральное значение. ќкружность с крестом Ч это сол€рный символ, знак —олнца и бога солнечного диска ’орса. «нак другого солнечного бога более сложен, ибо ƒажьбог еще и хоз€ин ¬селенной, податель благ и прародитель русского народа. –ешеткой во времена первых пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство, благодать.

ѕраслав€не были земледельческим народом, поклон€вшимс€ –оду, этим можно объ€снить совмещение символов –ода и пол€ в едином символе ƒажь-бога. „уть усложненный сол€рный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломана€ лини€, приобретал значение Ђгромового колесаї, знака бога грозы ѕеруна, остроугольна€ колесница которого вызывала небесный грохот-гром. ”зел-иероглиф сол€рной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огн€ —емарглу и его ипостаси соколу –арогу.  ак показали исследовани€ археологов, трезубец есть стилизованное изображение этой птицы, сложившей крыль€ (у египт€н один из верховных богов ’ор или √ор изображалс€ соколом, расправившим крыль€ в полете). »сторики св€зывают происхождение племенного знака-герба трезубца –юриковичей и даже самого имени основател€ династии русских кн€зей –юрика с птицей-тотемом западных слав€н-ободритов –арогом.

”зелково-иероглифическа€ письменность древних слав€н, видимо, была очень сложна. ƒоступна€ лишь избранным Ч жрецам и высшей знати, Ч она стала св€щенным письмом. ѕо мере распространени€ христианства и угасани€ древней культуры слав€н вместе с жрецами-волхвами погибали и тыс€челетние знани€, Ђзав€занныеї узелковым письмом. ќчевидно, что узелкова€ письменность в ту пору не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на кириллице.

 

 

ѕравославие стало вытесн€ть древнюю культуру и веру слав€н не ранее XI в и много позднее, чем у других европейских народов. ƒо этого она эволюционировала по крайней мере не менее полутора тыс€ч лет. ≈е прин€то возводить к культуре скифов-сколотов Ч высокоразвитого земледельческого народа, жившего в ѕриднепровье в VIЧIV вв. до н. э и достигшего, по выражению Ѕ.ј. –ыбакова, Ђвысшего уровн€ первобытностиї1. ¬ упадок культура праслав€н-сколотов пришла во врем€ сарматского нашестви€ в III в. до н. э. «атем последовали «арубинецкий (III в. до н. э.) и „ерн€ховский (II в. до н. э. Ч VI в. н. э.) периоды, культурное развитие в рамках последнего было прервано вторжением гуннов во врем€ ¬еликого переселени€ народов IVЧV вв. н. э. “ем не менее от легендарного слав€нско-антского кн€з€ Ѕуса (упоминание о нем есть в Ђ—лове о полку »горевеї и у готского историка »ордана) и до ¬ладимира 1 слав€нска€ культура в услови€х рождающегос€ феодализма развивалась почти полтыс€челети€, так что Ђѕовесть временных летї относит даже рождение  иевского государства к VI в. н. э.

Ќаследие столь мощного пласта слав€нской культурной архаики не может оставатьс€ невостребованным ее историческими воспреемниками. Ёто богатство за€вл€ло и продолжает за€вл€ть о себе исподволь: в образе мышлени€, стиле и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движени€х души, соприкасающейс€ с миром родной природы. ≈е формообразующее дл€ нас значение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимс€ в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этому мирозданью.

 


 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1086 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

300 - | 303 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.