Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—евероамериканских индейцев




 

–азличные племенные жизненные стили североамериканских индейцев выливались в контрастирующие друг с другом религиозные ориентации: старые охотничьи религии и новые земледельческие.

¬ первом случае человек в одиночку искал помощи и защиты у сверхъестественных сил, необходимых ему в жизни и охоте. Ћишь в экстремальных случа€х, когда исс€кали собственные ресурсы, он обращалс€ либо к знахарю, либо к помощи коллективного ритуала. ¬ аграрных обществах, напротив, индивидуализм подавл€лс€, и основными были ритуализм, коопераци€ и коллективизм, концентрирующие энергию членов племени дл€ достижени€ общего результата.

Ќесмотр€ на различи€ бытовой и ритуальной жизни индейских племен, у них была основа, котора€ объедин€ла их всех. Ёти люди пребывали в общей гармонии с одухотворенной ѕриродой, в которой существуют р€дом боги и люди, животные, растени€ и души умерших; с природой, в которой все взаимосв€зано, сбалансировано, имеет одни и те же божественные корни. «адача человека заключалась не в том, чтобы создать новую внешнюю цивилизацию, а в том, чтобы, сотруднича€ со св€щенной ¬селенной, поддерживать уже существующие  расоту и ѕор€док.

ѕо веровани€м индейцев, ¬селенна€ состоит из трех основных уровней: верхнего Ч небесного, нижнего Ч подземного и среднего Ч земного. ќни соединены так называемым ћировым деревом Ч моделью космоса и символом св€зи. ≈го корни уход€т в преисподнюю, крона достает небо, ствол соедин€ет их и одновременно представл€ет мир людей.

¬се этажи ¬селенной пронизаны сверхъестественными силами Ч пуха, в фокусе которых находитс€ фигура

ѕредставлени€ о ¬селенной

единственного сверхбога. ≈го часто называют Ђќтец Ќашї, хот€ у каждого народа он носит свое им€ (“ам јло Ч у шошонов, ”акан “анка Ч у лакотасиу, јуонавилона Ч у зуни и т. д.).  ак

правило, им€ ќтца объедин€ло несколько мощных духов Ч это как бы квинтэссенци€ всех сил. Ђћы думаем о нем как о небе; он покрывает весь мир. ќн человек на небе. ≈го власть простираетс€ над всей землейї, Ч говор€т индейцы1. ¬ерховное существо может выражать свое величие через звезды, солнце, луну. »менно оно, эманиру€2, сотворило мир и людей в момент начала всех начал, и оно же управл€ет всей ¬селенной, обновл€€ ее каждый год. –€дом с ним существует целый класс могущественных богов, более важных дл€ продолжени€ жизни: ќтец Ч —олнце, ћать Ч Ћуна, ћать Ч «емл€, а также боги √рома и ћолнии, ¬етра и ƒожд€. ќни обладают сверхъестественными силами, с одной стороны, благопри€тными дл€ людей, с другой Ч опасными и способными причинить вред.

≈сть великое множество и других божественных духов, близких к человеку. ќни принимают разнообразные формы и воплощают различные силы, могут быть доброжелательными к люд€м и нет. ћеста их обитани€ св€щенны, опасны и встречаютс€ по всей земле. „аще всего это высокие горы, гейзеры и воды, населенные коварными существами, или холмы, леса и предгорь€, где, как правило, живут духи-покровители. ¬сегда р€дом с индейцем наход€тс€ тени умерших.

ћир сверхъестественного

ћир сверхъестественного посто€нно окружает человека, поэтому он готов столкнутьс€ с ним в любом месте, в любое врем€, умеет распознать его и

оказать знаки уважени€: поделитьс€ с духами пищей, невидимой сущностью которой они питаютс€, или обратитьс€ с молитвой к богам и силам природы. ƒл€ улучшени€ контакта с высшими планами мироздани€ индейцы используют так называемые молитвенные перь€ или молитвенные трости Ч веточки красной ивы, раскрашенные в символичные цвета, с прикрепленными к ним перь€ми. ќбычно их держат в подн€тых руках или устанавливают, Ђсажаютї, в землю, произнос€ магические слова. —читаетс€, что именно они содействуют передаче молитвы.

ќсобую роль в жизни всех индейских племен играли шаманы1. ќни выполн€ли функции жреца и врача, философа и знахар€, провидца, экстрасенса и колдуна. —читаетс€, что шаманы умеют по собственному желанию при помощи определенных приемов (пение заклинаний, звуков барабана, бубна, трещотки и танцев) приводить себ€ в особое состо€ние Ч шаманский транс и вступать в пр€мое общение с духами2. — их помощью шаманы могут проникать в скрытую реальность дл€ того, чтобы обрести знание, силу и возможность помочь другим, будь то лечение людей или поиск пропажи, призыв удачи или поддержка умершего в момент перехода в новое состо€ние. Ёта Ђработаї считалась крайне опасной Ч неправильное использование магической силы или непродуманный контакт с недоброжелательными духами могли привести к болезни или даже смерти.

ћиф о происхождении

¬ажную роль в мировоззрении индейцев играл так называемый миф о происхождении. ¬ нем говоритс€ о том, что однажды ќтец-Ќебо (или ќтец-—олнце)

по€вилс€ из тумана первобытного мира и стал жить с ћатерью-«емлей. ¬ результате в самом глубоком слое «емли была зачата жизнь. Ёто были суще-ства в определенной степени человеческого происхождени€. ќни понимали друг друга и обитали в недрах планеты.

ћир был пуст до тех пор, пока дети Ќеба (божественные силы) не вывели людей на белый свет. “огда все существа на «емле были в определенной степени человеческого происхождени€ и понимали друг друга. «атем многие.из первобытных обитателей планеты превратились в животных и птиц. “олько люди сохранили свое первоначальное обличие, но с тех пор перестали понимать своих бывших родственников в обычной реальности. “ем не менее сохранилось внутреннее подобие различных форм жизни и поэтому, считают индейцы, все св€заны и зависимы друг от друга.

“отемы

¬ знак признани€ такой св€зи индейцы уважали мир животных и имитировали его в действи€х и одежде: украшали себ€ перь€ми птиц, звериными хвостами, испол-н€ли танцы, повтор€ющие повадки наиболее таинственных животных. —читалось, что они обладают магическими свойствами (силой), которую если хот€т, могут передавать почитающим их люд€м. “ак, медведь дарит внутреннюю мощь, кролик Ч удачу, сова Ч магию, зме€ Ч примитивную энергию, олень Ч быстроту в беге и благородство. ќблада€ силой какого-то одного животного, человек обретает свойство целого вида, например, архетипа орлов, волков и т. д. ” каждого родового коллектива было такое животное-покровитель, дававшее ему свое им€. ѕоэтому существовал род Ѕобра и род ястреба, род ÷апли и род Ѕизона. Ёти животные воспринимались как сородичи и назывались тотемами1 ¬ их честь устраивались праздники, на которых событи€ древних преданий как бы заново воспроизводились рассказом, танцевальной пантомимой и ритуальной песней. “аким образом прошлое вновь утверждалось в своем значении, а участники ритуала приобщались к нему.

ƒолгое врем€ думали, что подобные действи€ играли исключительно магическую роль, способству€ увеличению числа животных, но сегодн€ большинство ученых склонны видеть в них скорее подтверждение родства и выражение желаний. Ёто своеобразна€ молитва в пластике и в то же врем€ часть общего драматического процесса жизни. ≈е цель Ч привести человека, общество в состо€ние гармонии с духом ¬селенной и обеспечить природе продолжение.

—в€щенное видение

¬ мировоззрении индейцев процветание жизни зависит от баланса трех компонентов Ч природы, человека и сверхъестественных сил, а ритуалы гармонизируют их, способству€ космическому единству и благополучию мира. ќсобое внимание удел€лось так называемым св€щенным видени€м. ƒл€ их стимул€ции часто использовались психотропные растени€, например, особый вид маленького гладкого кактуса (мескал или пейот), растущего в штате “ехас и в ћексике2. ќн помогает войти в измененное состо€ние сознани€ (транс) и увидеть личного духа-покровител€. ”знать его просто. —читаетс€, что если дух покажетс€ кому-либо и заговорит с ним, значит он избирает этого человека и хочет ему покровительствовать.

ƒух может €витьс€ в людском обличий или зверином (что случаетс€ чаще)1. ќн передает свои качества избраннику и обучает его Ђпесне силыї (определенному коду из слов и мелодий) и Ђтанцу силыї (выражавшему характер духа), которые призваны пробуждать и призывать хранител€. ¬ момент их исполнени€ происходит своеобразна€ сделка: человек попадает в необычную реальность, а дух Ч в обычную, вход€ в тело человека. —о временем дух-покровитель и человек как бы сливаютс€ в одно целое. ƒух выражает себ€ в движени€х своего проводника, их темпе, выражении лица, жестах, способности к перевоплощению (из человека в животное и обратно), в возможности понимать €зык природы, а человек реализует его в нашей обычной жизни.

—евероамериканские индейцы уверены, что люди, упустившие возможность обрести духа-покровител€, обречены на отсутствие успеха и могущества в жизни.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1263 - | 1078 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.